Учитель. Перед вами, ребята, волшебный сундучок. В старину в нём хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Сундучки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность.
А в нашем сундучке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. В народном творчестве сказки – самое большое чудо. Сказки это драгоценность, и сундучок для них становится наша память.
III Актуализация знаний.
Учитель.Как же узнать, что перед нами ни что иное, как сказка? (Ответы детей)
Учитель. Чем отличаются сказки от других произведений? (Ответы детей)
Учитель. На какие две группы можно разделить сказки? (Ответы детей)
Учитель.Выделяют ли ещё какие-нибудь виды сказок? (Ответы детей)
Слайд 1
СКАЗКИ
НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ
СКАЗКИ
ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
IVИгра «Бюро находок».
СЛАЙД 3 Бюро находок».
Учитель. Перед нами «Бюро находок».
Учитель.Кому принадлежат находящиеся здесь вещи? Назовите сказку.
(На слайдах 4-8 сначала появляется изображение сказочного предмета,
затем после щелчка появляется правильный ответ на вопрос.)
Дети.Горошина принадлежит матери принца. Сказка «Принцесса на горошине».
Слайд 4.
Слайд 5
Дети.Санки принадлежат Каю. Сказка «Снежная королева».
Слайд 6
Дети.Музыкальный горшочек принадлежит Принцу. Сказка «Свинопас».
Слайд 7
Дети. Скорлупка грецкого ореха принадлежит Дюймовочке. Сказка «Дюймовочка»
Слайд 8
Дети.Бумажный кораблик принадлежит Стойкому Оловянному солдатику. Сказка «Стойкий оловянный солдатик».
Учитель. Что объединяет все эти произведения? (Эти сказки написал Г.Х.Андерсен)
VЗащита мини-проект.
Учитель.Ребята, вы проводили мини-исследование по вопросам, связанным с Гансом Христианом Андерсеном. Вы готовы представить ваши проекты?
Четверо учеников представляют проекты
1 . Проект «Сведения о Г.Х. Андерсене».
Ученик:С творчеством Г.Х. Андерсена мы встречаемся уже на протяжении нескольких лет. Сейчас предлагаем вашему вниманию краткосрочный мини – проект посвящённый творчеству Андерсена.
Слайд 9
Г.Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 года в крошечном городке, в маленькой стране Дании. В этом году со дня его рождения исполняется 205 лет. Отец его был бедный башмачник, и детство сказочника прошло в скромном доме.
Слайд 10Дом, в котором родился Г.Х. Андерсен.
Семья башмачника жила трудно. Г.Х. Андерсену в двенадцать лет пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных. Но он учился с увлечением, всё свободное время читал и слушал сказки – их он любил больше всего на свете. В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актёром. Но дирекцию театра привлёк не актёрский талант, а писательсктий дар Андерсена. Г.Х. Андерсен писал драматические произведения, оперы, несколько пьес для театра.В 1835 году издаёт три сборника своих произведений «Сказки, рассказываемые для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Всего Андерсен написал 170 сказок. Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности.
2. Второй проект «Выставка книг»
Ученик:Я подготовил небольшую выставку книг с произведениями Г.Х. Андерсена. Обратите внимание на то,что одна и та же сказка представлена в различном художественном оформлении.
3. Третий проект «Выставка видеокассет, DVD-дисков, аудио-книг, аудио-раскрасок».
Ученик:Все мы любим слушать сказки и рисовать. Теперь у нас появилась возможность совместить два любимых занятия с помощью раскраски и аудиосказки. Можно прослушать любимые сказки и раскрасить полюбившихся героев. И ещё можно собрать пазлы.
Ученик:Мы провели исследовательскую работу и выяснили, что по мотивам сказок Г.Х. Андерсена созданы музыкальные спектакли, аудиокниги, видеофильмы. Мы можем не только прочитать, послушать, но и посмотреть любимое произведение. Например:DVDдиск - музыкальный спектакль по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Автор сценария и режиссёр: Сергей Рыбалка.
VФизминутка для глаз.
Упражнения для снятия зрительного напряжения:
1. Зажмурьте глаза. Откройте глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
VIПодготовка к восприятию.
Учитель. Удивительный мир сказок. Г.Х.Андерсен мог самые необычные вещи, окружающие нас повсюду, игрушки, растения, цветы превратить в сказочных героев. И сегодня с вами на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений. Я попросила Дарину подобрать загадку, отгадав её, вы узнаете о каком произведении будем говорить на уроке. Ученица. (Читает загадку о горохе)
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
Слайд 11
Учитель. Что вы знаете о горохе? (Ответы детей).
VIIРабота над произведением «Пятеро из одного стручка».
1. Сообщение темы урока
Учитель. Как вы думаете, о какой сказке Г.Х.Андерсена мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
Учитель.Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Слайд 12. Тема урока.
2. Первичное знакомство
Учитель читает сказку.
3. Проверка первичного восприятия
Учитель. Какие чувства у вас вызвала сказка? (Ответы детей)
Учитель. О чём вы думали, когда слушали сказку? (Ответы детей)
Учитель. Когда стало особенно грустно? (Ответы детей)
Учитель. Менялось ли ваше настроение? (Ответы детей)
4. Словарная работа (работа в парах)
Учитель. Ребята, встретились ли вам слова, которые были непонятны? (Ответы детей)
Учитель.Прочитайте слова на слайде:
дощатый подоконник
чердачное окошко
тщедушная
водосток
зоб
блаженство
бузина
каморка
подённый
Учитель. Вам предстоит очень ответственная работа. Мы будем работать в парах. Вы должны объяснить значение слов. (Ученики получают карточки, на которых написаны группы перечисленных выше слов)
Учитель.Прочитайте значение ещё двух слов на доске.
Дети. Приноравливаться. Приотворить.
Слайд 13. Изображение толковых словарей по щелчку мыши сменяется словарными статьями.
5. Повторное чтение первой части обучающимися
6. Анализ. Выборочное чтение
Учитель. Похоже, ли начало произведения Андерсена на волшебную сказку?
Учитель. Может, оно больше похоже на обычный рассказ о гороховом стручке?
Учитель.Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
Учитель.Какой вывод можно сделать?
Учитель. Как называется дом, в котором жили горошины?
Учитель. Как меняется цветной мир стручка?
Учитель. О чём мечтали горошины?
Учитель. Что стало причиной путешествия горошин по свету?
Учитель.Давайте понаблюдаем за характерами горошин, все ли они одинаковые.
Учитель. Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины.
Учитель. Приготовьтесь читать слова выразительно, соответственно характеру горошины.
Учитель. Куда попала пятая горошина?
Учитель. Кто там жил?
Учитель. Как они жили? Зачитайте.
Учитель. Как вы понимаете «из нужды не выбивалась»?
Учитель. Какой мы видим девочку? Зачитайте.
VIIIФизминутка
IХ. Чтение обучающимися второй части. Ответы на вопросы к тексту
Учитель. Какое чудо произошло?
Учитель.Почему можно назвать это чудом?
Учитель.Давайте понаблюдаем, как происходило это чудо.
Учитель. Какие изменения происходили с горошиной, и как изменялась девочка? (К доске учитель прикрепляет слова после ответов детей)
ГорошинкаДевочка
- пустила ростки - худенькая
- славно растёт - тщедушная
- побеги росли и ползли вверх - не жила и не умирала
- расцвела - говорила живее
- сама приподнималась
- долго сидела
- глазки блестели
- румяна, здорова с сияющими глазами
Учитель. Как вы думаете, какая черта характера помогла девочкевыздороветь?
Учитель.Давайте предположим, что могло бы случиться, если бы горошина не попала на чердак?
Учитель. Итак, эта горошина попала на чердак.
Учитель. А что же случилось с остальными горошинами?
Учитель. Согласны ли вы с горошиной, которая лежала в канаве? Зачитайте.
Учитель.Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?
Х Итог урока.
Учитель.Что хочет сказать нам эта горошина, а вместе с ней и Г.Х.Андерсен?
ХIРефлексия.
Учитель.Ребята, захотелось ли вам ещё раз перечитать эту сказку, проиллюстрировать её?
Учитель.Ребята, через несколько лет вы окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Но мне хочется пожелать вам, чтобы вы, в отличие от горошин, не ждали, что кто-то распорядиться вашей судьбой, а сами ставили цели и достигали их.
ХII Домашнее задание
Учитель. Следующий урок внеклассного чтения будет посвящён творчеству Ш.Перро. Список рекомендуемых книг возьмите у ответственного за клуб юных читателей.