Вы не зарегистрированы

Авторизация



Морфологический разбор существительного

Размещено: Гульнара Афзаловна Шагабиева - пт, 03/12/2010 - 10:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шагабиева Гульнара Афзаловна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №3 п.г.т. Кукмор
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобрети знаний, развитие воображения. Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного. Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемое оборудование: 

Мультимедиапроектор

Краткое описание: 
I Организационный момент. II Актуализация знаний. III Формирование знаний. IV Формирование умений, навыков. V Итог урока. Домашнее задание

Тема: « Морфологический разбор имени существительного».

 

 

 

Цели урока.

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобрети знаний, развитие воображения.

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного.

Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.

 

Ход урока.

 

I Организационный момент.

 

Приветствие.

 

II  Актуализация знаний.

 

- Любите ли вы путешествовать?

- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.

 

Слайд № 1.

 

- А как вы понимаете слово «галактика»?

(гигантская звездная система)

 

-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.

-Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?

 

Создание модели.

Имя существительное

 

 

Падеж      число    род    склонение   одуш./неодуш.    Собств./нариц.     Синтаксическая               роль

 

- Это наша галактика. Это наши планеты.

- А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники.

(у рода, числа, склонения)

 

III Формирование знаний.

 

- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?

 - Какова цель нашего урока?

(повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно выполнять морфологические признаки имени существительного)

- Справиться совсем этим нам поможет посещение галактики имени существительного.

- А эта модель будет нашим маршрутом следования.

- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?

- Чтобы получить приглашение надо поработать с текстом.

 

-Открываем тетради, записываем число, тему урока.( Слайд № 2)

 

Слайд № 3.  Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.

 

Космический            корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

 

Проверка по слайду № 4.

Космический            (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир.

 

-Проверьте свое задание и если вы выполнили все верно, то поставьте себе оценку на полях карандашом.

 

-Молодцы, все допущены к полету.

Раздаются модели ракет.

 

-Вы все являетесь капитанами своих кораблей. Подпишите их.

 

-Все готовы к полету? На старт! Поехали!

- Вот уже мы направляемся к галактике имен существительного. Перед нами звездное небо. (Слайд № 5)

 

-Ребята, а почему одни планеты у нас одного цвета, а другие другого?

(одни обозначают постоянные признаки , а другие непостоянные.

 

-Почему они называются постоянными и непостоянными?

(постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться)

 

- Почему эта планета е похожа на все остальные?

(потому что она обозначает синтаксический признак, а те морфологические).

-Каким членом предложения может быть имя существительное? (любым)

 

-Итак, перед вами алгоритм выполнения морфологического разбора. Одно существительное мы разберем вместе, а одно вы разберете самостоятельно.

 

 -Существительное перед человеком разбирают самостоятельно.

-Обменяйтесь работами и проверьте друг друга.

 

Слайд № 6.

(морфологический разбор существительного перед человеком)

 Физкульт. пауза. Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны причесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок.

 

Книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита.

 

IV Формирование умений, навыков.

 

-Давайте запишем слова, на которые вы приседали.

 

(Слайд № 7).

 

Полет, звезда, спутник, Солнце, космос, планета, космонавт, галактика, метеор, орбита.

 

-Почему слово «Солнце» написано с заглавной буквы?

 

- Здесь есть слова, значение которых вам не сосем понятны. Некоторым из вас было дано  индивидуальное задание выписать значение некоторых слов из толковых словарей.

 

Метеор - вспышка небесного тела(метеорный дождь(звездный)).

Орбита – путь движения небесного тела(Земная орбита).

Спутник – небесное тело, обращающаяся вокруг Земли(Луна-спутник Земли).

Космонавт – специалист, совершающий полет в космическом пространстве.

Звезда – небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.

Солнце – небесное светило -  раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

 

Задание: Составьте 3-4 словосочетания с этими словами (желающие несколько связных предложений).

 

Слайд № 8.

 

-С нами на связь вышел инопланетянин, у него есть к нам просьба. Он хочет, чтобы мы в следующий раз привезли  жителям этой планеты некоторые предметы.

- Алена прочитай пожалуйста записку.

Сахары, чернило, молоки, металлы, сметаны, бензины, ножница, брюка, очка, Саня, цементы, вермишели, ветчины и дрожа.

 

-А что вы смеетесь?

-А как надо правильно прочитать эти слова?

-А в чем особенность этих существительных?

-Распределите их на 2 группы.(2 ученика у доски)

(сахар, молоко, металл, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина)

(чернила, ножницы, брюки, очки, сани, дрожжи).

 

V  Итог урока.

 

-Ну что ж пришло время прощаться с жителями данной планеты и на прощание Рафаэль прочитает им стихотворение Р.Горской «Я мечтаю».

 

 

 

Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

 Только б вырасти мне поскорей,

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

 Знаю я, что минута настанет –

В дальний рейс поведу самолёт.

 

 - Наше путешествие закончилось и мы возвращаемся домой.

 

Слайд № 9.

 

-Мы должны проверить не прошло ли наше путешествие без пользы. А сможем мы это сделать ответив на вопросы теста.

 

  1. Слово изучается как часть речи в разделе:

А) синтаксис

Б) словообразование

В) морфология

 

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

 

  1. имя существительное обладает признаком:

А) спряжение

Б) одушевленность/неодушевленность

В) род

 

  1. Данное слово является именем существительным:

А) белизна

Б) белить

В) побелка.

 

  1. В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

А) нарицательное,

Б) неодушевленное,

В) м.р.

Г) 3 скл.

Д) Р.п.

Е) ед.ч.

 

  1. Выделенное существительное является дополнением в предложении:

А) Мы увидели корзину с яблоками,

Б) В театре мы встретили школьных друзей,

В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

 

- До свидания.

 

Домашнее задание

 

С составленными в классе словосочетаниями составить 2 предложения и сделать морфологический разбор 3-х имен существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Слово изучается как часть речи в разделе:

А) синтаксис

Б) словообразование

В) морфология

 

2         Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

 

3          Имя существительное обладает признаком:

А) спряжение

Б) одушевленность/неодушевленность

В) род

 

4         Данное слово является именем существительным:

А) белизна

Б) белить

В) побелка.

 

5         В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

А) нарицательное,

Б) неодушевленное,

В) м.р.

Г) 3 скл.

Д) Р.п.

Е) ед.ч.

 

6         Выделенное существительное является дополнением в предложении:

А) Мы увидели корзину с яблоками,

Б) В театре мы встретили школьных друзей,

В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

1 Слово изучается как часть речи в разделе:

А) синтаксис

Б) словообразование

В) морфология

 

2.Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

 

3. Имя существительное обладает признаком:

А) спряжение

Б) одушевленность/неодушевленность

В) род

 

4.Данное слово является именем существительным:

А) белизна

Б) белить

В) побелка.

 

5.В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

А) нарицательное,

Б) неодушевленное,

В) м.р.

Г) 3 скл.

Д) Р.п.

Е) ед.ч.

 

6.Выделенное существительное является дополнением в предложении:

А) Мы увидели корзину с яблоками,

Б) В театре мы встретили школьных друзей,

В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...