·расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, А.Н. Майкове.
·закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2.Развивающие:
·развивать интерес к поэзии;
·помочь понять настроение, чувства поэтов;
·помочь создать зрительные образы при чтении стихов;
·развить навыки подготовки, создания и защиты проекта.
3.Воспитательные:
·воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, поддержки, взаимопомощи в условиях работы в проектных группах;
·воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, Родине.
Форма урока
творческий зачёт с использованием ИКТ. Оборудование урока
презентация; фотографии и портреты поэтов;
рисунки учащихся; выставка книг;
музыкальные произведения П.И.Чайковского «Времена года», Джеймса Ласта; учебник литературы. 6 класс;
учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина, Москва, «Просвещение»;
тетради учащихся;
листы взаимоконтроля (Приложение 1).
Оформление урока
На доске тема урока, эпиграф; портреты поэтов; на выставке рисунки учащихся, словарная работа; выставка книг по данной теме. Методические приемы:
Рассказы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, взаимооценивание.
Опережающие задания
Класс разделён на 3 группы, занимался творчеством одного из поэтов.
Задания группам
- Краткий рассказ по биографии и творчеству поэта;
- иллюстрации к стихотворению;
- музыкальное оформление выступления;
- презентации и показ её на уроке;
- выразительное исполнение стихотворения;
- анализ стихотворения по плану:
1. Название, своеобразие авторского замысла.
2. Тема.
3. Идея.
4. Изобразительно - выразительные средства языка.
На выполнение работы дается 3 недели.
Ход урока:
Слово учителя(Слайды № 1 – 2): Сегодня заключительный урок по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтовXIXвека», будет проходить в форме творческого зачёта.
Оценивать каждого, в том числе и себя, будете сами. Для этого вы получаете листы взаимоконтроля (Приложение 1), которые будете заполнять в ходе работы. В конце работы необходимо подвести итог урока (Приложение 3).
В ходе подготовки к уроку класс был разделен на творческие группы, каждая их которых занималась биографией и творчеством одного их поэтов.
ВыступлениеIгруппы.
Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе. Послушаем стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…».
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Словарная работа:
Чу – призыв обратить внимание на какие-то звуки.
Нива – засеянное поле.
Смятенный – находящийся в волнении.
В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.
Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.
Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий». Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей». Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию. Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.
Не менее интересным является и другое стихотворение поэта.
Листья.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Словарная работа:
Зефиры – южные тёплые ветры.
Докучный – наводящий скуку.
Это стихотворение написано от лица осенних листьев, которым не терпится улететь вместе с ветром. Себя они противопоставляют хвое: «Их тощая зелень, / Как иглы ежа, /
Хоть ввек не желтеет, / Но ввек не свежа».
Листья называют себя «лёгким племенем», которое «краткое время гостит на сучьях». Они радуются, что «всё красное лето были в красе, играли с лучами, купались в росе». Но осенью им стало скучно, поэтому осенние листья обращаются за помощью к буйным ветрам и готовы улететь. Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».
Слово учителя:Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.
ВыступлениеIIгруппы.
Детство Афанасий Афанасьевич Фетпровёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.
Cсамого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.
С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.
Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.
Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.
Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».
Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.
Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Словарная работа:
Гудёт (устар.) – гудит.
Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.
Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.
В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.
Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
Вывод.Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".
Выступление IIIгруппы.
Аполлон Николаевич Майковродился в селе Никольском, недалеко от Москвы. Мать была у него писательница, отец – художник. Детей в семье было трое. Детство у них было вольное, радостное.
На 12 году Майкова увезли в Петербург готовиться к поступлению в университет. Трудно он привыкал к городской жизни.
Стихи начал писать с 15 лет и уже в студенческие годы получил признание.
Ему было 22 года, когда вышла его первая книга.
Замечательные стихи писал Майков о природе. Читаешь их, и за каждой строкой встаёт яркая картина. Кажется, будто сам бежишь по осеннему лесу, загребаешь осенние листья. Осень.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.