Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Размещено: Елена Юрьевна Гуськова - ср, 29/12/2010 - 10:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гуськова елена Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с.Б-Озёрки, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цели урока: 1. Обучающие: • расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, А.Н. Майкове. • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств; 2. Развивающие: • развивать интерес к поэзии; • помочь понять настроение, чувства поэтов; • помочь создать зрительные образы при чтении стихов; • развить навыки подготовки, создания и защиты проекта. 3. Воспитательные: • воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, поддержки, взаимопомощи в условиях работы в проектных группах; • воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, Родине.
Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник литературы под. ред. Т.Ф.Курдюмовой

Используемая методическая литература: 

Учебник - хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина,  Москва, «Просвещение»;

Используемое оборудование: 

Презентация; фотографии и портреты поэтов;

рисунки учащихся; выставка книг;

музыкальные произведения  П.И.Чайковского «Времена года», Джеймса Ласта; учебник  литературы. 6 класс;

учебник - хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина,  Москва, «Просвещение»;

тетради учащихся;

листы взаимоконтроля

Используемые ЦОР: 

Мультимедийное приложение к урокам литературы

Краткое описание: 
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (с применением компьютерных технологий). Презентация подготовлена в программе Microsoft Power Point совместно с учащимися школы. Её можно реализовать с помощью мультимедийного проектора, компьютера. На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. Взаимодействие детей при работе в группе способствует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их. Предусмотрена смена видов и форм деятельности. Физминутка для снятия зрительного утомления учащихся. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (с применением компьютерных технологий). Презентация подготовлена в программе Microsoft Power Point совместно с учащимися школы. Её можно реализовать с помощью мультимедийного проектора, компьютера. На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. Взаимодействие детей при работе в группе способствует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их. Предусмотрена смена видов и форм деятельности. Физминутка для снятия зрительного утомления учащихся. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (с применением компьютерных технологий). Презентация подготовлена в программе Microsoft Power Point совместно с учащимися школы. Её можно реализовать с помощью мультимедийного проектора, компьютера. На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. Взаимодействие детей при работе в группе способствует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их. Предусмотрена смена видов и форм деятельности. Физминутка для снятия зрительного утомления учащихся.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

 

 

 

            Здесь мало всмотреться,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

                                                                                                                          Н. Рыленков                                                               

 

<!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> window.google_render_ad(); Цели урока:

1.     Обучающие:

·        расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, А.Н. Майкове.

·        закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2.     Развивающие:

·        развивать интерес к поэзии;

·        помочь  понять настроение, чувства поэтов;

·        помочь создать  зрительные образы при чтении стихов;

·        развить навыки подготовки, создания  и  защиты проекта.

3.     Воспитательные:

·        воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, поддержки,        взаимопомощи в условиях работы в проектных  группах;

·        воспитывать любовь к родному краю, окружающей  природе, Родине.

 

Форма урока

творческий зачёт с использованием ИКТ.
Оборудование урока

 презентация; фотографии и портреты поэтов;

рисунки учащихся; выставка книг;

музыкальные произведения  П.И.Чайковского «Времена года», Джеймса Ласта; учебник  литературы. 6 класс;

учебник - хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина,  Москва, «Просвещение»;

тетради учащихся;

листы взаимоконтроля  (Приложение 1).

Оформление урока

     На доске тема урока, эпиграф; портреты  поэтов; на выставке  рисунки учащихся, словарная работа; выставка книг по данной теме.
Методические приемы:

     Рассказы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их  анализ, устное рисование,  взаимооценивание.

Опережающие задания

Класс  разделён на 3 группы,  занимался творчеством одного из поэтов.

     

         Задания  группам

- Краткий рассказ по биографии и творчеству поэта;

- иллюстрации к стихотворению;

- музыкальное оформление выступления;

- презентации и показ её на уроке;

- выразительное исполнение стихотворения;

- анализ стихотворения  по плану:

1. Название, своеобразие авторского замысла.

2. Тема.

3. Идея.

4. Изобразительно -  выразительные средства  языка.

На выполнение работы дается 3 недели.

Ход урока:

 

 Слово учителя (Слайды № 1 – 2):
      Сегодня  заключительный урок по теме «Родная природа в  стихотворениях русских поэтов
XIX века», будет проходить  в форме творческого зачёта.

      Оценивать каждого, в том числе и себя,  будете сами.  Для этого вы получаете листы взаимоконтроля (Приложение 1), которые  будете заполнять в ходе работы. В конце работы необходимо  подвести  итог  урока (Приложение 3).

      В ходе подготовки к уроку класс был  разделен на творческие группы, каждая их которых занималась биографией и творчеством одного их поэтов.

Выступление I группы.    

Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
         Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
           Послушаем стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…».


Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.


      Словарная работа:

Чу – призыв обратить внимание на какие-то звуки.

Нива – засеянное поле.

Смятенный – находящийся в волнении.

 

В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.

Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.

Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
        Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
        Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
        Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.

Не менее интересным является и другое стихотворение поэта.

Листья.


Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..



Словарная работа:

Зефиры – южные тёплые ветры.

Докучный – наводящий скуку.

 

Это стихотворение написано от лица осенних листьев, которым не терпится улететь вместе с ветром. Себя они противопоставляют хвое: «Их тощая зелень, / Как иглы ежа, /
Хоть ввек не желтеет, / Но ввек не свежа».

  Листья называют себя «лёгким племенем», которое «краткое время гостит на сучьях». Они радуются, что «всё красное лето были в красе, играли с лучами, купались в росе». Но осенью им стало скучно, поэтому осенние листья обращаются за помощью к буйным ветрам и готовы улететь.
 Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа,  В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

 

Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.

 

Выступление II  группы. 

Детство Афанасий Афанасьевич Фет  провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.

Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

 Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
         Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
         Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
         Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
         Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
         Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
         Нежно приветствуешь ты.

 

Словарная работа:

Гудёт (устар.) – гудит.

Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.

Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

 

В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов  глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.

Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как  «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

 

Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

Выступление  III группы.

Аполлон Николаевич Майков родился в селе Никольском, недалеко от Москвы. Мать была у него писательница, отец – художник. Детей в семье было трое. Детство у них было вольное, радостное.

На 12 году Майкова увезли в Петербург готовиться к поступлению в университет. Трудно он привыкал к городской жизни.

Стихи начал писать с 15 лет и уже в студенческие годы получил признание.

Ему было 22 года, когда вышла его первая книга.

Замечательные стихи писал Майков о природе. Читаешь их, и за каждой строкой встаёт яркая картина.  Кажется, будто сам бежишь по осеннему лесу, загребаешь осенние листья.
                                                         Осень.


Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:

 

Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.


 

Словарная работа:

Вешний – весенний.

Утеха – удовольствие, забава.

Совлечь – снять.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.

  

 

<


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн