Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературного чтения 4 класс Л. Толстой Два брата

Фото пользователя Жанна Владимировна Николаенко
Размещено: Жанна Владимировна Николаенко - вс, 30/01/2011 - 13:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Николаенко Ж. В.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 1, учитель начальных классов
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
- формирование коммуникативной компетентности (первый уровень, аспект – публичное выступление) и информационной компетентности (первый уровень, аспект – извлечение вторичной информации) через использование ЦОР. - учить полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительности в речи, элементы анализа литературного произведения. - развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности. - учить видеть в сказке добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примерах сказочных героев.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Л. Н. Толстой «Два брата». 2. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000 г. 3. «В мире мудрых мыслей», сост. Карин С. Х. М., «Знание», 1986 г. 4. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003 г. 5. Ясная поляна. Музей – усадьба Л. Н. Толстого, М., «Правда», 1972 г.

Используемая методическая литература: 

Е. В. Бунеева. Методические рекомендации для учителя. Уроки в 4 классе по книге "В океане света", М., "Баласс", 2010г.

Используемые ЦОР: 

http://cor.edu.27.ru/dlrstore/4/4c66f28f-7de1-af0e-e276-285edfff6bcf/101... 1С: Образование, Литературное чтение, 4 класс, презентация к уроку

Краткое описание: 
Урок по теме: Лев Толстой «Два брата» учащиеся проходят в 4 классе по программе «Школа 2100». Урок объяснения нового материала. Цели, содержание, методы, приёмы на уроке направлены на максимальное выявление индивидуального опыта ребёнка по произведению «Два брата» и рациональной учебной нагрузке на уроке с целью поддержания его психического и физического здоровья через валеологические приемы

Ход урока. Организационный момент. Улыбнитесь друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке. Глубоко вздохнули. Сели девочки. Сели мальчики. Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения? (хорошо читать, пересказывать, рассуждать, пригодиться в будущем, понимать причины поступков главных героев). С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать, отвечать полными ответами, думать. Покажите, пожалуйста. Дети показывают: Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что сегодняшний урок у нас получится, и мы многое узнаем нового для себя. Речевая разминка. Начнём мы наш урок с речевой разминки: аоуэиы 1. поём звуки, 2. увеличиваем скорость, 3. выталкиваем, 4. проговариваем, широко открыв рот. произносим сочетание гласных, начиная с первого: ао, ау, аэ, аи, аы. Работаем со скороговоркой: «На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка». 1. быстро и чётко произнести, 2. с увеличением громкости, 3. произнесите скороговорку с разным логическим ударением. Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова: «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив» Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор) Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому) Нам пригодится этот эпиграф на уроке? (мы должны помогать друг другу, не перебивать) Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в произведение будет говориться о счастье) Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…) Ваши родители тоже написали, что для них счастье. «Я счастлива, когда мой сын здоров и без устали говорит! А еще я счастлива, когда мы вместе!» «Счастье – это когда тебя понимают, ценят, любят, когда с работы хочется идти домой и наоборот» «Знать, что такое счастье не каждому дано. Но для меня понятье давно уж решено. Хочу, чтоб долго жили родители мои. Здоровья им и силы. Ведь им они нужны. Хочу себе здоровья, ведь доченьке моей. Оно всего нужней. И счастья пожелаю любой другой семье. Хочу, чтоб было счастье на всей большей земле!!!» Над творчеством, какого писателя мы работали на прошлом уроке? (Лев Николаевич Толстой) На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с его произведениями. На уроке нам предстоит ответить на вопросы: Вопросы-установки. 1. Что нового я узнал о Льве Николаевиче Толстом? 2. Что нового я узнал на уроке? 3. Чему удивился? 4. Что стал ценить? На какой из вопросов вы уже можете ответить? Повторение пройденного материала. КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ЗАДАНИЕ. Информационная компетентность. 1 уровень – извлечение вторичной информации. 1. Стимул. Вы прочитали много сказок, умеете определять жанры сказок, находить сказочные приметы. 2. Задачная формулировка. Внимательно рассмотрите картинки, прочитайте текст, назовите, какие сказки бывают по жанру. Основываясь, на полученную информацию решите кроссворд. 3. Источник информации. Слайды с вопросами. ЦОР. Капельки солнца. Книга для чтения. 1 класс/ «В одном счастливом детстве». Книга для чтения. 3 класс/ «И кот учёный свои мне сказки говорил…» Какие бывают сказки . 4. Модельный ответ (модельный ответ высвечивается на доске). волшебные, бытовые, богатырские, анималистические. Какие жанры сказок вы знаете? - мистический, - философский, - морально-нравственный, - истории из жизни, - любовно-романтический, - смешанный. 4. Бланк ответов. 7 5 6 4 1 2 3 Модельный ответ 7 5 6 В Б З 4 б ы т О В А я 1 п р О л о г А Л Г Ч Ш 2 А н и м а л И с т и ч Е с к а я Т Н Б Ы Н Р 3 с к А з к а С я К А Я 1. Вступительная часть произведения. 2. Жанр сказки, главные герои, который являются животные. 3. Вид устного повествования с волшебным вымыслом. 4. Жанр сказки, в которой события близки к реальной жизни, показаны сценки из жизни людей. 5. Жанр сказки, в которой воспевают силу, мужество русских людей, их героизм, защиту русской земли. 6. Начало сказки, заговора, былины и других произведений фольклора. 7. Жанр сказки, истоки, которой восходит к магическим обрядом, добро побеждает зло. Повторение пройденного материала. КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ЗАДАНИЕ. Коммуникативная компетентность. 1 уровень - публичное выступление. 5. Стимул. Вы уже многое знаете о творчестве Л. Н. Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях. 6. Задачная формулировка. Опираясь на текст «ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828–1910) – русский писатель». (ЦОР. http://cor.edu.27.ru/dlrstore/4/4c66f28f-7de1-af0e-e276-285edfff6bcf/101...), по плану подготовьте выступление о жизни Л. Н. Толстого. В ходе выступления можно более подробно остановиться на одном из этапов жизни писателя. 7. Источник информации. Фотографии высвечиваются на доске Вехи жизни Л. Н. Толстого. 1828 год. Детство Л. Н. Толстого 1859 год – открытие школы в Ясной Поляне «Азбука» и 4 тома «Русских книг для чтения» 4. Модельный ответ (ученик пересказывает, модельный ответ высвечивается на доске). 5. Инструмент проверки: полный ответ, опора на источник, высказывание своего мнения, аргументация – 5; полный ответ, опора на источник - 4 пересказ источника - 3 Новый материал. Л. Н. Толстой любил слушать классическую музыку. Опустите голову, закройте глаза и послушайте фрагмент музыкального произведения Петра Чайковского, помечтайте. Куда вы попали? Что представили? Что навеяла вам музыка (в сказку)? Благодарю чему, вам это удалось? Где мы сталкиваемся с волшебством, фантазией, с героем? Откройте учебники, прочитайте, с какой сказкой мы познакомимся? («Два брата»). Кто написал эту сказку? Именно для своих учеников, написал Л. Н. Толстой сказку «Два брата». Рассмотрите внимательно иллюстрацию сказки, обратите внимания на детали, сравните заголовок с иллюстрацией. Попробуйте спрогнозировать, о чём будет сказка, что может случиться с братьями, из какого времени братья, почему? О чём они говорят? Что написано на камне? 6. Проблемный вопрос: В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? Инсценирование сказки. Сейчас мы убедимся, правы ли вы были. Я предлагаю посмотреть сказку и подумать над ответом, а в конце урока мы ответим на вопрос. Поделитесь с нами первыми впечатлениями, что вы можете сказать о сказке? На какие вопросы вы можете ответить, просмотрев сказку: 1. Что сулило тому, кто заберёт медвежат у медведицы? 2. Как звали братьев? 3. Какой брат захотел пойти за счастьем? 4. Какое счастье нашёл брат? 5. Осталось ли счастье с братом? Физминутка. В сказке вам встретятся слова, значение которых я прошу вас объяснить: полдень не сули побежал без оглядки помянуть не тужу Какие слова вы можете объяснить. Найдите объяснение слов и словосочетаний, которые даются в толковом словаре (показать) не сули вспомнить побежал без оглядки не обещай, не обнадёживай помянуть очень быстро не тужу не расстраиваюсь, не огорчаюсь, не печалюсь, не горюю не сули вспомнить побежал без оглядки не обещай, не обнадёживай помянуть очень быстро не тужу не расстраиваюсь, не огорчаюсь, не печалюсь, не горюю Когда будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки, исходя из общей позиции Толстого – охранять «таинственный и нежный процесс души» Какая это сказка? (бытовая с элементами волшебства) К какому жанру относится? (смешанный, история из жизни, морально-нравственная) На что похожа сказка? (рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством) Работа в группах. Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу, работая в группе, мы сможем ответить на большее количества вопросов. Каждая группа вытянет своё задание. Вспомните, как вы будете работать в группах. 1. Проследить, как реагирует старший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение. 2. Проследить, как реагирует младший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. 3. А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы. Какие, например. Соберите пословицу. Почему именно эту пословицу я вам дала: На чужом несчастье, своё счастье не построишь. Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы. А ваше мнение, какое? Вы внимательно прослушали мнения ребят. Давайте охарактеризуем братьев. Младший брат Старший брат смелый живет, как жизнь поведёт ищет лучшее в жизни разумный эгоист приключений не ищет оптимист рассудительный добивается своего довольствуется малым решительный думает, что о нём подумают люди Я подобрала свои характеристики братьев. Согласны вы с ними или нет. Подтвердите словами из текста. Младший брат смелый, подберите к этому слову антоним. Можно ли старшего брата назвать трусливым. Докажите. Посмотрите, у обоих братьев, как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества. Чья позиция вам близка? С кем вы согласны. В чём мудрость сказки? В жизни нужно чего-то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям. Он своровал счастье, доставив горе матери-медведице. Давайте подведём итог нашего разговора. Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми. Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство). Почему эти качества вы выбрали? (положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться, другие отрицательные). (Это сказка морально-нравственная?) Какими качествами обладаете вы? Проблемный вопрос: Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные) Нашёл ли отражение эпиграф урока в данном произведении? (разное счастье у братьев, искал счастье по-разному) Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (сказки нас учат, детям правила читать не интересно) Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас. Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать. Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! Домашняя работа. 1. пересказать сказку «Два брата», 2. проиллюстрировать пословицу из сказки, 3. написать сочинение-сказку, чтоб заголовком была одна из пословиц сказки.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей начальных классов г.Комсомольска-на-Амуре

Оценка материала

...