Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Концентрированная серная кислота как окислитель

Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Сивожелезова
Submitted by Татьяна Геннадьевна Сивожелезова on чт, 17/02/2011 - 21:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сивожелезова Татьяна Геннадьевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №7 г.Соль- Илецка" Оренбургской области, учитель химии и биологии
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Изучить окислительные и особые свойства концентрированной серной кислоты, выявить причину этих свойств; обобщить знания учащихся об общих свойствах кислот; формировать навыки применения знаний в нестандартных и жизненных ситуациях, с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.О.С. Габриелян   Химия 11 класс (профильный уровень) – М.: «Дрофа» 2008

Используемая методическая литература: 

1.О.С. Габриелян   Химия 11 класс (профильный уровень) – М.: «Дрофа» 2008

2. Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк Полезная химия: задачи, истории. – М.: «Дрофа» 2005

3.Б.А. Степин, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: «Дрофа» 2005

 

 

Используемое оборудование: 

опорный конспект на ватмане; укладка №1: штатив с пробирками – 4шт, пипетка, раствор серной кислоты, раствор хлорида бария, нитрата серебра, вода; укладка №2: концентрированная серная кислота, лучина, сахарная пудра, стакан на 200 мл, эксикатор, медь в стружке, спиртовка, спички, газоотводная трубка, лакмус, вода, воронка, металлический  штатив с лапкой, штатив для пробирок, пробирка с водой .  

Используемые ЦОР: 

Презентация

Краткое описание: 
Урок химии для профильного 11 класса по теме "Концентрированная серная кислота" с элементами самостоятельной работы
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

1.Орг.момент

В сочинениях монаха-алхимика Василия Валентина (15 век), которого многие историки химии считают мифической фигурой, было рекомендовано получать «дух из солей» ( «спиритус салис») - прокаливанием смеси каменной соли и железного купороса. При этом отгонялась жидкость, которая поражала воображения алхимиков: она дымила на воздухе, вызывала кашель, разъедала ткань, бумагу, металл. О каком веществе идет речь? Какими еще интересными свойствами и почему обладает это вещество? Вот на эти вопросы нам предстоит  ответить  сегодня на уроке.

Девизом сегодняшнего урока можно считать слова английского философа и педагога Д.Локка:

«Лучший путь к истине, это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили.»

Но прежде чем изучать новый материал, нам необходимо повторить то, что мы уже знаем о серной кислоте.

 

 

2.Опрос

а\ проверка выполнения домашнего задания у доски с комментарием

Осуществить превращения:

S - H2S – SO2 – SO3 – H2SO4 - CuSO4 – Cu(OH)2

 

б\  свойства серной кислоты

 

Привести уравнения химических реакций, отражающие химические свойства серной кислоты.

 

в\ тестовая проверка знаний по теме «Серная кислота»  с использованием компьютера. Задания с различным уровнем сложности.

 

г\ практическое индивидуальное  задание

Задание:

1.Прочитай текст докладной записки завхоза одного из автотранспортных предприятий:

«Разбирая реактивы на сладе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была наполовину оторвана, сохранилась только «….рная кислота».  Кислоту можно применить для заправки аккумуляторов, но как определить, что за кислота  в бутыли?»

2.Предположи какая кислота может находиться в бутыли.

3.Предложи план и способ распознавания данных кислот.

4.Проделай необходимые реакции, используя имеющиеся в наличии  реактивы.

5.Определи кислоту и сделай вывод о возможности ее использования в качестве электролита для заправки аккумуляторов.

 

д\ фронтальная работа

Ответьте на вопросы:

1.«Слово «кислота» - это функция вещества, а не этикетка с названием», - говорил российский химик Иван Владимирович Тананаев. Что он имел в виду?

2.Объясните понятия «сильная»  и  «слабая кислота».

3.Назови кислоты, которые образует сера и определи их «силу».

4.Чем определяется сила кислоты?

5.Сильной или слабой кислотой является серная кислота? Почему?

Проверка выполнения работы у доски и индивидуального практического задания.   (выставление оценок)

 

3.Изучение нового материала

Актуализация знаний:

1.Какую степень окисления имеет сера   в серной кислоте?

2.Можно ли предположить какие свойства  окислительные или восстановительные  будет проявлять сера в степени окисления +6? Почему?

3.В приведенных уравнениях реакции, что является окислителем протон водорода или сульфат- ион?

4.Можете ли вы привести пример реакции, когда окислителем в реакции является сульфат-ион?

5.Вернемся  нашей истории с монахом-алхимиком  Василием Валентином: Какая  жидкость могла отгоняться из железного купороса? Почему  она дымила на воздухе?

6.Может ли концентрированная серная кислота взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода? Какие продукты реакции при этом получаться?

 

демонстрационный опыт: взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.

 

Какие признаки протекания реакции вы наблюдаете?

Как изменилась окраска индикатора? Что находиться в сосуде-приемнике? Какое вещество при растворении в воде может дать кислоту? Какие продуты реакции образовались?

Запишем уравнение реакции ( дем. слайда) запись производиться в таблицу, приготовленную на предыдущем уроке.

Что является окислителем в данной реакции?

Как вы думаете, продуты реакции концентрированной серной кислоты и активного металла будут иметь такую же степень окисления серы или она еще больше понизит ее? Какой вывод можно сделать?

Вывод: чем активнее металл, вступающий в реакцию с концентрированной серной кислотой, тем ниже степень продута восстановления серы.

Кроме реакций окисления металлов, концентрированная серная кислота способна окислять и неметаллы.

Как вы думаете, какие продуты окисления, возможно, образуются при этих реакциях?

(демонстрация слайда со схемой хим.реакций).

 

Еще одним удивительным свойством  концентрированной серной кислоты является ее взаимодействие с органическими веществами.

демонстрационный эксперимент: взаимодействие конц. серной кислоты с сахарной пудрой и деревянной лучиной.

Это взаимодействие основано на водоотнимающих свойствах конц. серной кислоты и называется обугливанием органических веществ.

Чем опасно попадание концентрированной серной кислоты на кожу?

Что необходимо сделать немедленно, если это случилось?

Вам уже известно, что серная кислота взаимодействует с металлами, стоящими до водорода, но как же тогда объяснить тот факт, что концентрированную серную кислоту перевозят в стальных и алюминиевых цистернах?  Оказывается, концентрированная серная кислота не взаимодействует на холоду с некоторыми металлами: алюминием, железом, свинцом и хромом. Это явление называется пассивацией металлов и объясняется тем, что сначала на поверхности металла образуется тонкая пленка, которая не взаимодействует с концентрированной кислотой и препятствует реакции с ней металла. Но при нагревании реакционной смеси эта пленка разрушается и реакция протекает как обычно.

Обратим внимание на ваши записи в таблице и сделаем обобщение: какими же особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота?

 

4.Закрепление

Теперь ребята с опорой на полученные знания попробуем ответить на следующие вопросы:

1.Вы открыли склянку с вязкой бесцветной жидкостью и увидели выделяющийся из нее белый дым. Когда в склянку опустили лучину, то ее конец обуглился. Какое вещество находиться в склянке?

 

2. В руки учителя на экзамене попала шпаргалка ученика, он оборвал окончания уравнений и ученику пришлось самом дописывать продукты реакций. Закончите уравнения и расставьте коэффициенты в уравнении методом полуреаций.

S + HNO3 конц     =

 4Mg +5H2SO4конц    =

3.На заводе долгое время перекачивали серную кислоту из хранилища в цех по стальному трубопроводу. Но однажды трубы дали течь, и цех был залит кислотой. Выяснение обстоятельств аварии показало, что, нарушая правила технологии, трубопровод целый год использовали для транспортировки кислоты, имеющей не 93%, а 45% концентрацию. Почему изменение концентрации кислоты вызвало коррозию трубопровода? Приведите уравнение реакции.

 

4.В концентрированную серную кислоту при обычной температуре бросили щепотку железных стружек, тщательно очищенных от ржавчины. Никакой реакции! Нагрели колбу с кислотой и стружками и обнаружили, что выделяется негорючий газ с неприятным резким запахом. Пропустили этот газ в воду, добавив к ней несколько капель индикатора метилоранжа. Раствор окрасился в красный цвет. Другую порцию серной кислоты разбавили водой и также бросили в нее железные стружки. Началось выделение газа без цвета и запаха. Этот газ вспыхнул от горящей спички. Объясните явления и приведите уравнения реакций.

 

5. Решите задачу: Фермер Иванов разводил в пруду форель. Однажды, после аварийного выброса в атмосферу на соседнем сернокислом заводе, он обнаружил массовую гибель рыбы. Иванов решил предъявить иск администрации завода на возмещение убытка. Администрация в ходе выяснения причин аварии установила, что в атмосферу был сделан выброс 1000 л сернистого газа. Она уверила, что при сильном ветре и грозе  только 50% этого объема могло пролиться в виде кислотного дождя, а учитывая объем его пруда ( около 1000 кв.м), этот выброс не мог явиться причиной гибели форели. Права ли была администрация завода? Рассчитайте концентрацию серной кислоты в пруду фермера,  приняв, что п.д.к. серной

                                                    -5

кислоты для форели составляет 3*10 моль \ л.

 

5.Домашние задание: повторить материал о соединениях серы -2; +4; +6.Выполнить дом. контрольную работу по вариантам (в зависимости от уровня сложности).

 

6.Самостоятельная работа ( демонстрируется через проектор)

Что Вы знаете о концентрированной серной кислоте?

 

1.Степень окисления серы в  концентрированной серной кислоте :

а\          -2               б\ +4                в\ +6                                    г\ - 6

 

2.Масса открытого сосуда с концентрированной серной  кислотой со временем 

а\ уменьшится             б\ увеличится                                в\ не измениться

3.Концентрированная серная кислота проявляет:

а\ только  окислительные свойства;                   

б\ только восстановительные свойства;

в\ окислительно – восстановительные свойства;

г\ не проявляет окислительных свойств.

4.В концентрированной серной кислоте окислителем является:

а\ протон водорода;      б\ сульфат- ион ;      в\ сульфат-ион и протон водорода.

 5.Сила окислителя  увеличивается в ряду:

а\  H2S – H2SO4 – H2SO3                             б\ H2S – H2SO3 – H2SO4

в\H2SO4 – H2SO3 – H2S                                  г\ H2SO3 – H2S – H2SO4

6.Концентрированная серная кислота реагирует со всеми веществами в ряду:

а\  Zn,      MgO,           Al(OH)3,      NaClкр;

б\ Al ,     CuO,             NaOH ,        Na2CO3 ;

в\    Fe,       Al2O3,        Mg(OH)2,    CaCO3;

г\     Pb,       ZnO,            Cu(OH)2,     BaCO3 .

7.Концентрированная серная кислота не взаимодействует с:

а\ Al  и  Fe;                                         б\    NaClкр   и   Al;

в\ Cu  и  S ;                                         г\     Fe и      NaNO3кр.

8.Неверно написано  равнение реакции:

а\S + 6HNO3 = H2SO4 + 6NО2 + 2H2O

б\CuS   + H2SO4конц   - CuSO4 + SO2 + 2H2O

в\Cu + H2SO4конц = CuSO4 + 8SO2 + H2O

г\Cu + H2SO4 конц= CuSO4 + H2

9.Концентрированной серной кислотой можно сушить следующие газы:

 а\  NH3   и  H2S      б\ O2 и  N2      в\CO2  и CO        г\ Cl2  и  SO2.

10.Концентрированную серную кислоту часто используют в органическом синтезе. Это связано с тем, что:

а\ обладает  водоотнимающими свойствами;

б\ обладает окислительными свойствами;

в\ она не вступает во взаимодействие с органическими веществами;

г\ обладает восстановительными свойствами.

Взаимопроверка выполнения сам. работы.

 

7.Итоги урока:

Цель сегодняшнего урока была: изучить свойства концентрированной серной кислоты, сравнить их со свойствами разбавленной серной кислоты и найти причину этих отличий. Какова же главная причина отличительных свойств концентрированной серной кислоты?

Таким образом, цель урока достигнута.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн