Submitted by Татьяна Геннадьевна Сивожелезова on чт, 17/02/2011 - 21:41
1.Орг.момент
В сочинениях монаха-алхимика Василия Валентина (15 век), которого многие историки химии считают мифической фигурой, было рекомендовано получать «дух из солей» ( «спиритус салис») - прокаливанием смеси каменной соли и железного купороса. При этом отгонялась жидкость, которая поражала воображения алхимиков: она дымила на воздухе, вызывала кашель, разъедала ткань, бумагу, металл. О каком веществе идет речь? Какими еще интересными свойствами и почему обладает это вещество? Вот на эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
Девизом сегодняшнего урока можно считать слова английского философа и педагога Д.Локка:
«Лучший путь к истине, это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили.»
Но прежде чем изучать новый материал, нам необходимо повторить то, что мы уже знаем о серной кислоте.
2.Опрос
а\ проверка выполнения домашнего задания у доски с комментарием
Осуществить превращения:
S - H2S – SO2 – SO3 – H2SO4 - CuSO4 – Cu(OH)2
б\ свойства серной кислоты
Привести уравнения химических реакций, отражающие химические свойства серной кислоты.
в\ тестовая проверка знаний по теме «Серная кислота» с использованием компьютера. Задания с различным уровнем сложности.
г\ практическое индивидуальное задание
Задание:
1.Прочитай текст докладной записки завхоза одного из автотранспортных предприятий:
«Разбирая реактивы на сладе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была наполовину оторвана, сохранилась только «….рная кислота». Кислоту можно применить для заправки аккумуляторов, но как определить, что за кислота в бутыли?»
2.Предположи какая кислота может находиться в бутыли.
3.Предложи план и способ распознавания данных кислот.
4.Проделай необходимые реакции, используя имеющиеся в наличии реактивы.
5.Определи кислоту и сделай вывод о возможности ее использования в качестве электролита для заправки аккумуляторов.
д\ фронтальная работа
Ответьте на вопросы:
1.«Слово «кислота» - это функция вещества, а не этикетка с названием», - говорил российский химик Иван Владимирович Тананаев. Что он имел в виду?
2.Объясните понятия «сильная» и «слабая кислота».
3.Назови кислоты, которые образует сера и определи их «силу».
4.Чем определяется сила кислоты?
5.Сильной или слабой кислотой является серная кислота? Почему?
Проверка выполнения работы у доски и индивидуального практического задания. (выставление оценок)
3.Изучение нового материала
Актуализация знаний:
1.Какую степень окисления имеет сера в серной кислоте?
2.Можно ли предположить какие свойства окислительные или восстановительные будет проявлять сера в степени окисления +6? Почему?
3.В приведенных уравнениях реакции, что является окислителем протон водорода или сульфат- ион?
4.Можете ли вы привести пример реакции, когда окислителем в реакции является сульфат-ион?
5.Вернемся нашей истории с монахом-алхимиком Василием Валентином: Какая жидкость могла отгоняться из железного купороса? Почему она дымила на воздухе?
6.Может ли концентрированная серная кислота взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода? Какие продукты реакции при этом получаться?
демонстрационный опыт: взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.
Какие признаки протекания реакции вы наблюдаете?
Как изменилась окраска индикатора? Что находиться в сосуде-приемнике? Какое вещество при растворении в воде может дать кислоту? Какие продуты реакции образовались?
Запишем уравнение реакции ( дем. слайда) запись производиться в таблицу, приготовленную на предыдущем уроке.
Что является окислителем в данной реакции?
Как вы думаете, продуты реакции концентрированной серной кислоты и активного металла будут иметь такую же степень окисления серы или она еще больше понизит ее? Какой вывод можно сделать?
Вывод: чем активнее металл, вступающий в реакцию с концентрированной серной кислотой, тем ниже степень продута восстановления серы.
Кроме реакций окисления металлов, концентрированная серная кислота способна окислять и неметаллы.
Как вы думаете, какие продуты окисления, возможно, образуются при этих реакциях?
(демонстрация слайда со схемой хим.реакций).
Еще одним удивительным свойством концентрированной серной кислоты является ее взаимодействие с органическими веществами.
демонстрационный эксперимент: взаимодействие конц. серной кислоты с сахарной пудрой и деревянной лучиной.
Это взаимодействие основано на водоотнимающих свойствах конц. серной кислоты и называется обугливанием органических веществ.
Чем опасно попадание концентрированной серной кислоты на кожу?
Что необходимо сделать немедленно, если это случилось?
Вам уже известно, что серная кислота взаимодействует с металлами, стоящими до водорода, но как же тогда объяснить тот факт, что концентрированную серную кислоту перевозят в стальных и алюминиевых цистернах? Оказывается, концентрированная серная кислота не взаимодействует на холоду с некоторыми металлами: алюминием, железом, свинцом и хромом. Это явление называется пассивацией металлов и объясняется тем, что сначала на поверхности металла образуется тонкая пленка, которая не взаимодействует с концентрированной кислотой и препятствует реакции с ней металла. Но при нагревании реакционной смеси эта пленка разрушается и реакция протекает как обычно.
Обратим внимание на ваши записи в таблице и сделаем обобщение: какими же особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота?
4.Закрепление
Теперь ребята с опорой на полученные знания попробуем ответить на следующие вопросы:
1.Вы открыли склянку с вязкой бесцветной жидкостью и увидели выделяющийся из нее белый дым. Когда в склянку опустили лучину, то ее конец обуглился. Какое вещество находиться в склянке?
2. В руки учителя на экзамене попала шпаргалка ученика, он оборвал окончания уравнений и ученику пришлось самом дописывать продукты реакций. Закончите уравнения и расставьте коэффициенты в уравнении методом полуреаций.
S + HNO3 конц =
4Mg +5H2SO4конц =
3.На заводе долгое время перекачивали серную кислоту из хранилища в цех по стальному трубопроводу. Но однажды трубы дали течь, и цех был залит кислотой. Выяснение обстоятельств аварии показало, что, нарушая правила технологии, трубопровод целый год использовали для транспортировки кислоты, имеющей не 93%, а 45% концентрацию. Почему изменение концентрации кислоты вызвало коррозию трубопровода? Приведите уравнение реакции.
4.В концентрированную серную кислоту при обычной температуре бросили щепотку железных стружек, тщательно очищенных от ржавчины. Никакой реакции! Нагрели колбу с кислотой и стружками и обнаружили, что выделяется негорючий газ с неприятным резким запахом. Пропустили этот газ в воду, добавив к ней несколько капель индикатора метилоранжа. Раствор окрасился в красный цвет. Другую порцию серной кислоты разбавили водой и также бросили в нее железные стружки. Началось выделение газа без цвета и запаха. Этот газ вспыхнул от горящей спички. Объясните явления и приведите уравнения реакций.
5. Решите задачу: Фермер Иванов разводил в пруду форель. Однажды, после аварийного выброса в атмосферу на соседнем сернокислом заводе, он обнаружил массовую гибель рыбы. Иванов решил предъявить иск администрации завода на возмещение убытка. Администрация в ходе выяснения причин аварии установила, что в атмосферу был сделан выброс1000 лсернистого газа. Она уверила, что при сильном ветре и грозе только 50% этого объема могло пролиться в виде кислотного дождя, а учитывая объем его пруда ( около 1000 кв.м), этот выброс не мог явиться причиной гибели форели. Права ли была администрация завода? Рассчитайте концентрацию серной кислоты в пруду фермера, приняв, что п.д.к. серной
-5
кислоты для форели составляет 3*10 моль \ л.
5.Домашние задание: повторить материал о соединениях серы -2; +4; +6.Выполнить дом. контрольную работу по вариантам (в зависимости от уровня сложности).
6.Самостоятельная работа ( демонстрируется через проектор)
Что Вы знаете о концентрированной серной кислоте?
1.Степень окисления серы в концентрированной серной кислоте :
а\ -2 б\ +4в\ +6 г\ - 6
2.Масса открытого сосуда с концентрированной серной кислотой со временем
6.Концентрированная серная кислота реагирует со всеми веществами в ряду:
а\ Zn, MgO, Al(OH)3, NaClкр;
б\ Al , CuO, NaOH , Na2CO3 ;
в\ Fe, Al2O3, Mg(OH)2, CaCO3;
г\ Pb, ZnO, Cu(OH)2, BaCO3 .
7.Концентрированная серная кислота не взаимодействует с:
а\ Al иFe; б\NaClкр иAl;
в\ Cu иS ; г\Fe иNaNO3кр.
8.Неверно написано равнение реакции:
а\S + 6HNO3 = H2SO4 + 6NО2 + 2H2O
б\CuS + H2SO4конц - CuSO4 + SO2 + 2H2O
в\Cu + H2SO4конц = CuSO4 + 8SO2 + H2O
г\Cu + H2SO4 конц= CuSO4 + H2
9.Концентрированной серной кислотой можно сушить следующие газы:
а\NH3 иH2Sб\O2 иN2в\CO2 и CO г\ Cl2 иSO2.
10.Концентрированную серную кислоту часто используют в органическом синтезе. Это связано с тем, что:
а\ обладает водоотнимающими свойствами;
б\ обладает окислительными свойствами;
в\ она не вступает во взаимодействие с органическими веществами;
г\ обладает восстановительными свойствами.
Взаимопроверка выполнения сам. работы.
7.Итоги урока:
Цель сегодняшнего урока была: изучить свойства концентрированной серной кислоты, сравнить их со свойствами разбавленной серной кислоты и найти причину этих отличий. Какова же главная причина отличительных свойств концентрированной серной кислоты?