Размещено: Елена Михайловна Овчаренко - пт, 11/03/2011 - 17:44
«ПОЖАР СЕРДЦА»
(Опыт построения «Мастерской» по раннему творчеству В. В. Маяковского)
«Я очень любил
раннюю лирику
Маяковского…»
Б. Пастернак
Тема: Ранняя лирика Маяковского.
Тип урока: урок-мастерская
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся
Задачи:
Заново открыть Маяковского как великого поэта;
вспомнить ранее изученные стихи Маяковского (9 класс);
показать разные точки зрения на творчество поэта;
на основе анализа поэмы «Облако в штанах» сформировать личностно-индивидуальное отношение к творчеству Маяковского;
научить мыслить творчески и свободно;
развивать устную и письменную речь учащихся.
Время реализации занятия– 90 минут
Авторский медиапродукт:
1. Среда: текстовый редакторWord, программа для создания презентацийMicrosoftPowerPoint
2. Наглядная презентация учебного материала
3. Технологический сценарий
1) В презентации – слайдов
2) Содержание кадров
3) Тема урока – слайд 1
4) Стихотворение «Ночь» - слайд №2
5) Фотографии молодого Маяковского – слайд №3
6)Критика о Маяковском – слайды 4-6
а) Ю. Карабчиевский «Воскресение Маяковского»
б) А. Михайлов «Маяковский»
7) Манифест футуристов – слайд №7
8) Поэма «Облако в штанах» - слайд №8
9) Стихотворение «Лиличка»-слайд№9
10) Песня группы «Сплин» «Маяк» («Лиличка») – слайд №10-13
11) Проблемный вопрос-слайд №14
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях; в учебниках нет определенных материалов
2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
3. Повышение эффективности освоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор
Урок – мастерская
Ход «мастерской»
1-й этап
Предлагается на половинке листка бумаги написать слово «ночь», добавить несколько слов-ассоциаций и нарисовать ночь. Затем листы в группе передаются по кругу, на них записываются слова-ассоциации к рисунку одноклассника, а потом листы возвращаются к хозяевам. Рассматривается, что получилось.
2-й этап
Предлагается прослушать стихотворение В. В. Маяковского «Ночь» (слайд №2) и, пока звучит текст, выписать на другой половинке листа запомнившуюся метафору. Затем каждый рисует эту метафору. Затем на другой стороне листа предлагается написать несколько слов о метафоре Маяковского, как она строится. (Этот этап вызывает затруднение, но все должны попробовать).
3-й этап
Фотографии молодого Маяковского (слайд №3). Нужно предупредить учащихся, что сейчас надо сосредоточиться и выписать из стихотворений, которые будут прочитаны, слова, подходящие в качестве подписей к этим фотопортретам (задание выполняется на листе № 2).
4-й этап
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения «Надоело», «Дешевая распродажа», «А вы могли бы?» и «Нате». Тексты стихотворений нужно раздать остальным ученикам, потому что работать на слух очень трудно. Учащиеся подбирают свои названия и из всех стихотворений выписывают эпатирующие «публику» выражения. Письменно объясняют, почему поэт ведет себя именно так, с вызовом. После написания зачитывают друг другу получившиеся «объяснительные записки».
5-й этап
Раздаются ксерокопии отрывков из статьи А. Михайлова о Маяковском, из книги Ю. Карабчиевского «Воскресенье Маяковского» и манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу» (слайды №4,5,6,7).
Задание 1.Прочтите эти материалы и выпишите отдельные мысли, совпадающие с вашими собственными или противоречащие им, но показавшиеся вам интересными.
6-й этап
Предлагается прослушать одну из лучших, по мнению Ю.Карабчиевского, поэму Маяковского – «Облако в штанах». Перед чтением – несколько слов о первом названии поэмы – «Тринадцатый апостол», о биографической подоплеке истории с Марией, о самоопределении Маяковским сути своего произведения – четыре крика «Долой!» (слайд №8).
Так как времени мало, то поэма читается не вся, но вступление и первая часть – обязательно полностью (чтение учителя и подготовленных учеников)
Задание 2. (перед чтением)
Обратите внимание, как Маяковский «разворачивает» метафору, то есть использует необычные определения (учащиеся обычно улавливают без особого труда два момента – «расплясавшиеся нервы» и «пожар сердца»). Запишите наиболее яркие метафоры.
Вторая и третья главы читаются на выбор, а потом финал четвертой – разговор с «господином богом».
7-й этап
Читаем стихотворение «Лиличка» (можно не полностью)
Вопрос: можно ли петь стихи Маяковского?
(Прослушивание песни группы «Сплин» «Маяк»)
Задание 3.(на него остается около 20 минут). Напишите мини-сочинение о раннем Маяковском, используя принцип работы над коллажем - на основе выписок, сделанных в течение урока.
Тема сочинения: «Кто он, лирический герой Маяковского?»
Итоговый текст сдается в конце урока. Оценки выставляются суммировано на основе полученных за время урока баллов.
Разговор о том, что получилось, социализация нового знания продолжается уже на другой день.
Домашнее задание:
1. Прочитать стихотворение «Несколько слов обо мне самом»,
поэму «Флейта-позвоночник»
2. Ответить на вопрос: «Изменилось ли мое восприятие Маяковского?»