Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Понятие базы данных, информационной системы

Фото пользователя Надежда Ивановна Власова
Размещено: Надежда Ивановна Власова - ср, 16/03/2011 - 12:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Власова Надежда Ивановна
Место работы, должность: 
МКОУ "Крутоярская СОШ", Назаровского района, Красноярского края
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
• Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме, осознанное понимание понятий базы данных, информационной системы, реляционной базы данных, первичного ключа, типов полей, контроль за усвоением учебного материала. • Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи. • Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, коммуникативности.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник  Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. 9 класс М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

 


 

Используемая методическая литература: 

 

 Семакин И.Г. и др. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

 

 

Используемое оборудование: 

 Компьютер с мультимедийным проектором

Используемые ЦОР: 

 Презентация

Краткое описание: 
На уроке «Понятие базы данных, информационной системы» формируется представление о назначении информационных систем и баз данных. Учащиеся знакомятся с основами реляционных баз данных. Это первый урок в главе, урок новых знаний. Объяснение сопровождается презентацией.

 

 

Понятие базы данных, информационной системы

Цели урока:

  • Обучающая - формирование новых знаний, умений и навыков по теме, осознанное понимание понятий базы данных, информационной системы, реляционной базы банных, первичного ключа, типов полей. Контроль за усвоением учебного материала.
  • Развивающая - развивать мышление учащихсяпосредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи.
  • Воспитательная - активизация познавательной и творческой активности учащихся, коммуникативности.

 

 

Тип урока: изучение и первичное закрепление  новых знаний.

Вид урока: комбинированный, продолжительность 40 минут.

Возраст учащихся: 9 класс.

Оборудование урока:

  • компьютер с мультимедийным проектором

 

 

 

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

 

 

Сегодня на уроке мы с вами продолжим  путешествие по океану Информатики вместе с отважным капитаном – Точкой-Ру. Нам предстоит посетить остров БАД (базы данных). Это очень важное приложение компьютерной техники. Мы научимся организовывать хранение большого объема информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1. Тема урока"Понятие базы данных,информационной системы"

(Презентация, слайд 1)

Записывают тему

 

 

2. База данных (БД) - совокупность определенным образом организованной информации на какую - то тему (в рамках некоторой предметной области.

(Презентация, слайд 2)

Записывают понятие БД.

 

3. Приведите примеры БД

(Презентация, слайд 2)

Приводят примеры, записывают примеры из презентации

4. Базы данных бывают фактографическими и документальными.

(Презентация, слайд 3)

Рисуют, записывают

5. Какие базы данных из приведенных выше примеров будут организованы как фактографические, обоснуйте ответ.

Из приведенных выше примеров две первые БД скорее всего будут организованы как фактографические.

 В БД библиотеки о каждой книге хранятся библиографические сведения: год издания, автор, название и пр.

В БД отдела кадров учреждения хранятся анкетные данные сотрудников: фамилия, имя, отчество; год и место рождения.

 

 6. Базы данных в третьем и четвертом примерах организованы как документальные, почему?

 

 

 

Следовательно, документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Первая из них будет включать в себя тексты законов; вторая — тексты и ноты песен; биографическую и творческую справочную информацию о композиторах, поэтах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы.

7. Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД — это только «информационный склад». Обслуживание пользователя осуществляет информационная система. Рассмотрим, что такое Информационная система

Записывают заголовок:  Информационная система

8. Информационная система — это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

(Презентация, слайд 4)

Записывают понятие, примеры

9. Постарайтесь дать более строгое определение компьютерной БД.

Дают определение, сравнивают с текстом слайда

 

10. Как осуществляется хранение БД?

 Для хранения БД может использоваться как один компьютер, так и множество взаимосвязанных компьютеров.

11. Если различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, то такая БД называется распределенной базой данных.

Очевидно, информацию в Internet, объединенную паутиной WWW, можно рассматривать как распределенную базу данных. Распределенные БД создаются также и в локальных сетях.

Записывают определение распределенной базой данных.

 

 

12. Рассмотрим подробнее, что такое Реляционные  БД.

(Презентация, слайд 6)

Записывают заголовок, определение.

13. Приведите примеры реляционной БД.

Приводят примеры

 

14. В реляционной БД строка таблицы называется записью, а столбец - полем. В общем виде это выглядит так:

(Презентация, слайд 7)

Рисуют в тетради таблицу

15. Каждое поле таблицы имеет имя.

Какие имена имеют поля таблицы «Игрушки»?

(Презентация, слайд 8)

 

В таблице «Игрушки» имена полей такие: название, материал, цвет, количество.

 

16.Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице.

Приведите пример записей в таблице «Игрушки»

(Презентация, слайд 9)

Приводят примеры

17. А чем отличаются друг от друга разные записи?

 

Записи различаются значениями ключей.

18. Первичным  ключом в базах данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей.

(Презентация, слайд 10)

Записывают определение.

19. Примеры первичных ключей в следующем слайде

(Презентация, слайд 11)

Беседа по слайду

20. С каждым полем связано еще одно очень важное свойство — тип поля.

Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

(Презентация, слайд 12)

Записывают в тетрадях

21. В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей:

  • числовой;
  • символьный;
  • дата;
  • логический.

 

 

 

 

 

Записывают типы полей.

Рефлексия

Что такое база данных?

Для чего предназначена БД?

Отвечают на вопросы

Дома: §10, выучить понятия, вопросы 11, 12 (стр. 66) устно

 

Работа с дневниками


 

Литература:

1. Учебник  Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. 9 класс М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  1. Семакин И.Г. и др. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

 

 

 

 


 

Прикрепленный файл Размер
презентация.ppt 133 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
ИКТ-шники

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн