Submitted by Альмира Кавиевна Юнусова on Sat, 26/03/2011 - 00:44
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ЗАЧЕТ 8 класс
ТЕМА:ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛЬ: обобщить сведения по теме; проверить теоретические знания учащихся по теме, умения различать обособленные члены предложения, использовать их в речи; отработать умения работать с текстом; по итогам урока получить полное представление об уровне знаний, умений, навыков класса.
Х О Д У Р О К А
I этап. Опрос-повторение.
Сообщение учащихся об обособленных членах предложения .
II этап. Индивидуальная работа.
Задание № 1
Выделите предложения с обособленными членами, соответствующие схемам, указанным на доске.
Карточка № 1
Я сидел один в полутемной комнате, погруженный в какую-то книгу, и не слушал звонка в передней. И вдруг, подняв глаза, увидел на пороге громаднейшую фигуру в распахнутой шубе. Это был Ф.И.Шаляпин. Не дожидаясь ответа на свой вопрос о хозяине дома, он подошел ко мне. Его взгляд, сероватый и рассеянный, скользнул по светлым пуговицам моей студенческой тужурки…Вдруг откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, любимица всей семьи. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза, вспыхнувшие в одно мгновенье, смотрели зло и настороженно.
(Вс. Рождественский.)
III этап. Самостоятельная работа в группах.
1 задание первой группе.
Выделите в тексте обособленные члены предложения и надпишите, чем они выражены.
2 задание.
Перечислите условия обособления определений. Назовите художественные средства выразительности, помогающие увидеть красоту ночи.
Карточка № 2
ТИШИНА
Все небо было испещрено звездами, таинственно струилось с вышины их голубое мерцание. Малые облака, изредка налетая на луну, превращали на мгновение ее спокойное сияние в неясный, но светлый туман.
Все дремало. Воздух, весь теплый, весь пахучий, даже не колыхался; он только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки.
Пораженный красотой ночи, я заметил, как из заглохшей травы поднимал свой прямой стебелек красный цветок, полевой мак, большая круглая капля ночной росы блестела на дне раскрытого цветка…Вокруг все как будто глядело вверх, вытянувшись и выжидая. Чего ждала эта теплая, эта незаснувшая ночь?
(По И.С.Тургеневу.)
Задания второй группе
1. Выделите в тексте обособленные члены предложения и надпишите над ними, чем они выражены. Определите стиль, тип речи, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова.
2. Что чаще всего выступает в роли обособленных обстоятельств?
Карточка №2
ОСЕНЬ В ДЕРЕВНЕ
На ранней заре, когда еще петухи кричат и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад… и не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадей, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и умывшись и позавтракав в людской с работниками горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла, проезжая по Выселкам на охоту.
(И.Бунин.)
I\/ этап. Проверка усвоения знаний по теме. Отработка пунктуации.
Задание. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите стиль, тип речи, основную мысль текста, подчеркните ключевые слова.
Карточка №3
Когда грузчики бросив работать рассыпались по гавани шумными группами покупая у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, появился Гришка Челкаш старый травленный волк хорошо знакомый гаванскому люду… Длинный, костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням и поводя своим горбатым, хищным носом кидал вокруг себя острые взгляды поблескивал глазами холодными и серыми…
(М.Горький.)
\/ этап. Проверка умения использовать предложения с обособленными членами в речи.
Д/З.Дана первая редакция фрагмента повести «Капитанская дочка», каждая группа включает в текст обособленные обстоятельства. Ученику нужно сделать вывод о роли обособленных членов в тексте. В классе после проверки учитель читает окончательную редакцию фрагмента повести.
Первая редакция.
1. Лошади не стояли на месте.
2. – Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с недоумением.
- Да что же ехать, - отвечал он.
Окончательная редакция.
1. Лошади, прозябнув, не стояли на месте.
2. – Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с недоумением.
- Да что же ехать, - отвечал он, слезая с облучка.