Вы не зарегистрированы

Авторизация



Многообразие птиц

Размещено: Светлана Александровна Алексеева - пн, 28/03/2011 - 21:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Алексеева С.А.
Место работы, должность: 
МОУ "Чувашско-Сорминская СОШ"учительница биологии и химии
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Изучить систематические и экологические группы птиц.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

*Фотографии птиц - http://pict.by.ru  фауна животные звери домашние дикие галереи
*http://school-collection.edu.ru– Единая коллекция ЦОР
*А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. –М.: Издат-Школа 2000, 1999. с.194-195 [Приложение 1]
*Википедия  http://ru.wikipedia.org
*Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. 

 

Используемое оборудование: 

 

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, фломастер и раздаточный материал.

 

Используемые ЦОР: 

Видеофрагменты:  Пингвины, Приспособление страуса к обитанию в открытых пространствах.

Краткое описание: 
Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц.

 

МОУ «Чувашско- Сорминская СОШ» Аликовского района

Алексеева Светлана Александровна, учитель биологии и химии.

 

План – конспект урока .

Тема: «Многообразие птиц».

 

Цель:Изучить систематические и экологические группы птиц.

Задачи:

1.Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам.

2. Развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; умение устанавливать связи между, их образом жизни и  условиями среды обитания

3.  Продолжить формирование умений узнавать изученных птиц и  обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе;

4.Воспитывать бережное отношение учащихся к животным, заинтересовать и  побудить к поиску дополнительной информации.

Тип урока:изучение нового материала.                                                            

 Форма урока: Работа учащихся в группах.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, фломастер и раздаточный материал, презентация.

 

Содержание:

 

 

Ход урока:

В группах выбираем хронометриста(следит за временем), секретаря (заполняет лист учета и контроля).

Перед началом урока учитель включает музыку «Пение птиц»,раздает листы учета и контроля, на которых учащиеся записывают свои фамилии, имя, класс и регистрируют каждый правильный ответ по следующим этапам урока:

- актуализация знаний.; - изучение нового материала; - рефлексия.

За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл, а за дополнение – полбалла, которые в конце занятия суммируются и в зависимости от результата выставляются оценки.

Шкала оценок: 28-33 и больше – отлично;             27-22 – хорошо;

21-16 – удовлетворительно; меньше 15– неудовлетворительно.

На партах также расположены инструктивные карточки для работы в группах с указанием последовательности выполнения заданий.

 

Организационный момент (5  минут)

Здравствуйте, ребята. Вы конечно догадались тему сегодняшнего урока. Правильно, сегодня мы изучим с вами многообразие птиц, их систематические и экологические группы.

На прошлых  уроках вы  познакомились с признаками класса птиц, познакомились с годовым жизненным циклом и сезонными явлениями птиц.   Для того, чтобы проверить как вы усвоили эти знания, мы проведем самопроверку. Для этого вы поработаете с заданиями, которые лежат у вас на партах.  Вам необходимо выбрать неправильные утверждения  и подчеркнуть их. Время работы 2 мин. Приступаем.

 

І. Проверка изученного материала.

Актуализация знаний.(Слайд3)

1.Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.                               2.У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми  и  голыми.                                                         3.Киль -вырост грудины, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья.                                                                                                                                                                 4.У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад.                          5.Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый.              6.Кожа птиц тонкая, сухая.                                                                                                                   7.Воздушные мешки птицы – часть их дыхательной системы.                                                                8.Сердце у птиц четырехкамерное.                                                                                                                                      9.У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок .                                                                        10.Мочевой пузырь у птиц небольшой                                                                                                          11.Гнездование – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве                                                      12.Все птицы способны к полету

А теперь, используя ключ к заданию, проверим себя. (слайд 3)

 

ІІ. Изучение нового материала. (10-15 минут)

Постановка проблемы:

Давайте вернемся к 12 утверждению. Почему вы считаете это утверждение неверным?( Потому что не все птицы умеют летать. Есть среди них плавающие и бегающие).

Слайд4Демонстрируются фотографии птиц разных систематических групп.

 

Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке.Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. Сегодняшний урок посвящен всем этим видам птиц.

Как вы думаете, каких животных называют птицами?

Почему пингвинов и страусов относят к птицам, ведь они не летают?

Слайд5.   Пингвины. Включают в себя 16 ныне живущих видов. В древности было около 36 видов пингвинов. Они единственные птицы, ходящие стоя, умеющие плавать, но не умеющие летать. Родина современных пингвинов - Южное полушарие. Они , как все птицы , покрыты перьями.. Их перья жесткие , с небольшими опахалами. Они очень плотно, черепицеобразно  примыкают  друг к другу. 'Как  вы думаете, почему? (Перья выполняют роль рыбьей  чешуи, также они не дают животному промокнуть и переохладиться).Ноги  у этих птиц сдвинуты назад, а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то, что по суше пингвины передвигаются довольно неуклюже, в воде они могут развивать скорость , до 30 км в час. В воде пингвины двигаются с помощью ласт-крыльев, а ноги с перепонками играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой, ракообразными,моллюсками. Они великолепные ныряльщики и пловцы.,,

Интересные факты о пингвинах.

  • Императорский  пингвин - самый крупный из ныне живущих. Его рост - до 117 см, а вес - до 46 кг. Во время высиживания яйца он может голодать до 9 недель и выносить холод до - 60 ОС.
  • Самый маленький пингвин из ныне живущих - малый пингвин. Он весит всего 1 кг, а его рост - 30-45 см.
  • Патагонский пингвин способен плыть 2-3 недели и покрыть расстояние  до 1500 км.
  • Самый редкий из пингвинов - великолепный пингвин. Всего насчитывается не более 5 тысяч птиц этого вида, и это число 'постоянно  уменьшается.
  • Весьма агрессивны и крикливы каменные пингвины.
  • Самый многочисленный вид- южнополярные пингвины. Их общая численность - 12-13 миллионов.
  • Высокохохлый пингвин может двигать своим хохолком.

Слайд6:Страусовые.Эти весьма примечательные животные - самые крупные современные птицы. Обитают страусы в Африке, Австралии и Южной Америке. Страусы не могут летать.Как вы думаете, почему? (Строение крыльев не позволяет птице взлететь.)Верно. Контурные перья страусов рассученные: они лишены крючочков, а бородки не образуют сомкнутых опахал. Также небольшая грудина страуса не имеет киля. Но длинные сильные мозолистые ноги страусов позволяют им быстро бегать, птицы могут развивать скорость до 70 км/ч. У страусов небольшая голова на длинной шее. Зачем страусу длинная шея? (Чтобы хорошо видеть окрестности. Помогает при ловле насекомых.) Правильно. Пища страусов - насекомые, мелкие позвоночные, семена растений. Выделяют несколько видов Страусовых: африканские страусы, австралийские эму, американские нанду, казуары и киви.

Африканские страусыдостигают высоты 3 м, весит эта птица до 90 кг. Ноги у африканских страусов двупалые •. В ямку, приготовленную самцом, откладывают яйца несколько самок. Одно страусиное яйцо весит 1,5 кг. В гнезде может быть до 50 яиц. Яйца птицы высиживают попеременно: ночью - самец, днем - самки. Через 6-7 недель из яиц вылупляются птенцы.

Американские нандуОбитают нанду в Южной Америке. Рост нанду до 170 см. Нанду живут стаями, в сентябре-декабре самец уводит 2-4 самок из стаи. Он сам готовит гнездо в виде ямы, устланной травой. Одна самка откладывает в гнездо 10-15 яиц. Обычно в гнезде оказывается около 20 яиц, но иногда их бывает до 80. У нанду высиживают яйца только самцы. Высиживание продолжается 40 дней, но птенцы выклевываются не в один день. Бывает так, что последние птенцы гибнут, т. к. самец уже ушел с другими птенцами. При малейшей опасности заботливый отец прячет малышей под крыльями. Кстати, крылья нужны страусу для торможения на бегу и резких поворотов. Нанду убегает от врагов не по прямой, а зигзагами, так легче оторваться. Через полгода полосатые птенцы нанду становятся ростом с родителей, а через 2-3 года меняют оперение.

Австралийские  эму Эти птицы живут в пустынях и степях Австралии и Тасмании, их пища - плоды, семена и мелкие животныe. Рост эму достигает 1,5-1,8 м, вес 45-54 кг. Ноги птицы очень сильные, трехпалые. Эму вооружен длинным острым когтем на внутреннем пальце. Самцы и самки эму очень похожи, их трудно отличить. В конце сентября - октябре начинается брачный сезон. В январе-феврале самка покидает самца, отложив 1О или более яиц. Самка не заботится о птенцах, это обязанность самца. Самец эму высиживает птенцов от 53 до 66 дней. Высиживание - дело нелегкое, самец почти ничего не ест, кроме того, первые и последние дни срока высиживания он вообще не встает с гнезда. Питаются эму опавшими с деревьев плодами, ягодами и семенами. До начала высиживания яиц самец весит 50-55 кг, по окончании - теряет в весе до 16 кг. После вылупления 400-граммовых птенцов отец нежно заботится о них.

Казуаровые  Эти птицы обитают в тропических лесах Австралии, Новой Гвинеи и близлежащих островов. Казуар - сородич эму. Живут эти птицы в одиночку, не в степях, а в густых лесах. У казуаров черное оперение, на голове - высокий роговой гребень. Их шея трехцветная: красная, желтая, синяя. Своим шлемом птица раздвигает заросли растений. Питаются казуары мелкими животными, рыбой, опавшими плодами. Откладывают 3-8 яиц, которые высиживает самец. Птенцы полосатые. В отличие от нанду у казуара одна самка. Казуары - одиночки, очень неуживчивы. Это довольно агрессивные птицы, на их средних пальцах есть грозное оружие - 10-сантиметровые когти. Нередко птицы дерутся между собой. Казуар способен с места прыгнуть на 1,5 м. Из костей птиц папуасы делают кинжалы, из костей крыльев - иглы. В Новой Гвинее ловят и приручают молодых казуаров, чтобы продать в зоопарки.

Киви.Эти самые маленькие страусовые водятся только в Новой Зеландии. Свое название получили из – за  звуков, издаваемых самцами. Кстати, самка киви намного больше самца, клюв ее тоже намного длиннее. Киви небольшая птичка (50-80 см), по размеру она сходна с курицей, но яйца киви в 6 раз больше куриных. Поэтому киви откладывают только одно яйцо в год, но коричневые киви способны откладывать по 4 яйца в год. Яйца такие большие, что на 60-65% состоят из желтка. Через 3 месяца из яиц вылупляются птенцы. Они быстро растут. Становясь независимыми через 3 недели жизни. Птенцы киви изнутри разбивают скорлупу яйца не клювом, а ногами. Тело киви покрыто волосовидными перьями, похожими на мех. Крылья крошечные, .на конце крыла имеется коготок. Питаются эти птицы в основном беспозвоночными, но едят также ягоды, грибы, раков и лягушек. Киви могут прожить 30-40 лет. У них ноздри расположены на кончике клюва. У этой птицы хорошее обоняние.

 Слайд 7. Типичные птицы:В этот надотряд объединяют 24 отряда, куда входят большинство современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо выражены приспособления к полету.Распространены они по всему земному шару. Унас, в России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Их относят к различным экологическим группам.

Слайд8. Экологические  группы птиц:

Что называют экологической группой животных?Экологические группыгруппы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.

По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

 ( Ответы: по местам обитания, по местам гнездования, по типу питания)

ІІІ. Осмысление блока новой информации (10мин)

Работа в группах.

Учащиеся  получают набор карточек с изображением птиц определенной экологической группы. В течение 6-7 минут группы учащихся из 4 – 5 человек составляют характеристику данной экологической группы птиц по следующему плану (используя учебный материал и инструктивную карточку).

Инструктивная карточка.

  1. Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
  2. Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
  3. Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе животных.

После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.

Физкультминутка: Каждый берет по рисунку птицы и переходят в группы по местам обитания птиц.

  1. Водоплавающие птицы.  2. Птицы леса   3. Птицы побережий  водоемов  и болот.                4. Птицы открытых пространств.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы рапределили птиц по экологическим группам?

Слайд 9:Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по месту обитания.

Слайд10:Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп  по местам гнездования.

Слайды11-15: Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп  по типу питания.

  1. ІV. Рефлексия(10 мин)

1. Слайды: Выполнение группами тестов на установление соответсвия.

1.Установите соответствие между видом птиц и чертами приспособленности.


1. Пингвин

2. Сокол

3. Страус

4. Куры

5. Лебеди

6. Совы

 

А.  Мощные ноги, длинная шея.Б.   Копчиковая железа выделяет жир, смазывает перьяВ.  Перья чешуевидные, пуховых нет.Г.  Хватает и разрывает добычу на части Д.  Острое зрениеЕ.  Укороченные и закругленные крылья.


 

1

2

3

4

5

6

В

Д

А

Е

Б

Г

 

2.Установите соответствие между видом птиц и способам питания.


1. Орел беркут

  2. Ласточка

  3. Глухарь

   4. Ворона

   5. Ястреб

   6. Снегирь

  7. Сова

 

А. Дневной хищник

Б. Зерноядный

В. Всеядная

Г.  Ночной хищник

Д. Насекомоядная

 


  1.  
  1. 1

2

3

4

5

6

7

  1. А
  1. Д
  1. Б
  1. В
  1. А
  1. Б
  1. Г

 

Задание 2.                       Распределите птиц по экологическим группам

  1. Лесные птицы.
  2. Водоплавающие птицы.
  3. Птицы открытых пространств.
  4. Птицы побережий водоемов и болот.
  5. Птицы, добывающие корм в воздухе.

 

а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.

 

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

 

 

 

 

Отдайте листок  другой группе  для проверки.

(Правильные ответы вывешены на доске)

 

1.

2.

3.

4.

5.

а, б, е, о, п, с, т, ф

ж, р, у

и, г, н

д, з, к, л, у

в, м

Выводы:

  1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины,распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.
  2. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.
  3. Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.

 

 

  1. V. Домашнее задание: (5 минут)
  2.  
  3. Изучить параграф 49учебника,заполните таблицу.
  4.  
  5. Экологические группы птиц по месту обитания
  6.  

Экологическая группа

Виды птиц

Места обитания

Образ жизни и черты приспособленности к среде

Лесные птицы

  1.  
  1.  
  1.  

Водоплавающие птицы.

 

  1.  
  1.  
  1.  

Птицы открытых пространств.

  1.  
  1.  
  1.  

Птицы побережий водоемов и болот.

  1.  
  1.  
  1.  

Птицы, добывающие корм в воздухе.

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

Информационные источники.

  • Фотографии птиц - http://pict.by.ru  фауна животные звери домашние дикие галереи
  • http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР
  • А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. –М.: Издат-Школа 2000, 1999. с.194-195 [Приложение 1]
  • Википедия  http://ru.wikipedia.org
  • Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.

 

 

  1. Приложение.
  2.  
  3. Лист учета и контроля
  4.  
  5. Ф.И. учащихся ____________________________________________________________
  6. __________________________________________________________________________
  7. Класс _____________________________
  8. Тема урока: Многообразие птиц.

Задание

Баллы

Повторение изученного материала

 

Работа в группах на осмысление нового материала

 

Рефлексия

 

Общее количество баллов за урок

 

Оценка

 

  1.  

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория