II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Родовые общины охотников и собирателей».
Подготовка устного ответа по карточке учащимся.
Карточка
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»
Для этого вспомни:
Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 тыс. лет назад?
Как изменился животный мир?
Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
Что называется родовой общиной?
Сделайте вывод.
Решение творческих задач с классом.
Задача 1.
В гроте Тешик- Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла -767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик- Таш?
Задача 2.
Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие на стоянки людей каменного века?
Развернутый ответ учащегося по карточке.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия. Что такое религия? Почему она появилась? – вот задачи, которые мы должны будем решить на уроке.
IV. Изучение новой темы.
План.
Причины появления религии.
Появление искусства.
Просмотр презентации «Искусство первобытных людей» с последовательным анализом слайдов по плану:
Появление искусства.
Каменная скульптура.
Наскальная живопись.
Истоки архитектуры.
1. Рассказ учителя о причинах появления религии. 2. Работа с дополнительной литературой (раздаточный материал)
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.
…Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями – гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывались головные уборы, нитки бус, височные, подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находились два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало 20 экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…
беседа по вопросам:
Для чего археологи раскапывают могилы людей?
Как они определяют женское или мужское захоронение?
Для чего люди клали в могилы разные вещи?
Так и что же называется религией?
Работа с новым понятием: (объяснение, запись)
Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему
Появление искусства.
Просмотр презентации «Искусство первобытных людей» с последовательным анализом слайдов по плану:
1-3 слайд.
Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества.
Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.
Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э.
Работа с новым понятием: (объяснение, запись)
Искусство - творческое отражение действительности.
Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:
1. Каменная скульптура
2. Наскальная живопись
4-5 слайд.
Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.
Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений,
из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.
Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.
6-8 слайды. Каменная скульптура.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки.
Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом.
Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног.
Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага.
Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.
Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.
9-12 слайды. Наскальная живопись.
В 1878 г. в Испании археолог Саутола и его дочь отправились в пещеру Альтамира.Когда Сауто ла зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры.
Позднее были открыты и др.пещеры с рисунка-ми древних художников.
Давайте с вами посмотрим, что же изображали первобытные художники.
Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги.
Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством-хотя не обошлось и без курьезов-встречались изображения животных с большим количеством ног-так художники пытались передать движение
Многие рисунки содержат загадки- непонятные знаки и предметы, люди с птичьи-ми головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное-мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах Есть версия, что рисунки носили магический характер-если изобразить зверя в пещере-он обязательно попадет в ловушку.
Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды-охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.
13-20 слайды. Истоки архитектуры.
Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того времени, когда древние люди стали строить искусственные жилые сооружения. Это было связано с изменением климата.
В начале XX в. близ г.Чернигова были обнаружены большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников.
В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень). Существует три вида мегалитических сооружений
Менгиры
Дольмены
Кромлехи
15 слайд. Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.
16 слайд. ДОЛЬМЕНЫ (от брет. Tol- стол, men – камень) – древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определенной формы.
17 слайд. Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей.
18-19 слайды. Один из наиболее известных кромлехов в мире является легендарный Стоунхендж.
Стоунхендж (в пер. каменная ограда) – огромная неолитическая обсерватория в Англии, построенная из многотонных каменных блоков в виде трех сооружений. 2280-2075 гг. до н. э.
V. Закрепление изученного материала.
Рабочая тетрадь, зад. №9 (с. 11)
Каким словом можно заменить следующее выражение:
Вера в богов и духов – (религия)
Изображения почитаемых богов и духов – (живопись)
Подарки богам и духам – (жертвоприношение)
Поражение копьями нарисованное животное – (колдовской обряд)
VI. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
1. Пересказ параграф 3.
2. Выучить термины
3. Представьте, что вы первобытные люди.
Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека».
Размещено вт, 19/04/2011 - 01:02 пользователем Людмила Николаевна Семёнова.
Здравствуйте, Вероника Фёдоровна, наша юная коллега! Прекрасно, что Вам удалось так органично включиться в сообщество гатчинских учителей. Приятно, что Вы стремитесь поделиться опытом своей работы уже на первом году своей профессиональной деятельности (вдвойне приятно за Вас как выпускницу ЛГУ им. А.С. Пушкина).
Позвольте высказать своё мнение по поводу предложенного Вами урока "Возникновение религии и искусства" в 5 классе. Во-первых, то, что получилось.
1. Выдержаны структура и план урока. Использованы различные источники информации. На уроке организована работа с наглядностью (презентация). На уровне домашнего задания (задание: составьте мини-рассказ) решается задача развития творческих способностей учащихся.
2. В компьютерную презентацию "Возникновение искусства" включён новый иллюстративный ряд. Удачно выбран фон слайдов.
Во-вторых. Хочется дать ряд рекомендаций и советов.
1. Продолжить знакомить членов сообщества с Вашими первыми шагами в профессии в качестве учителя и классного руководителя.
2. Внимательно прочитайте предлагаемый вами текст конспекта и презентации. Уточните план урока (пункты, подпункты), последний слайд с указанием источников (какой том Энциклопедии, страницы ?, требования ГОС 2003 г.). На слайдах текст должен быть более лаконичным и констатирующим, а не описательным. Точки в заголовках не ставятся.
3. Цель урока сформулирована в форме задачи учителя (?).
4. В чём целесообразность такого задания, как пересказ параграфа? Кроме этого, домашнее задание "Представьте себе ..." наталкивает на мысль, что первобытные ещё не умели писать. Может быть было бы лучше: "Представьте себе, что вам удалось стать свидетелями жизни первобытных людей. Напишите ..."
В целом урок мне понравился. При Вашей активности включения в данный вид деятельности, я думаю, Вы не остановитесь на достигнутом. Дерзайте. У Вас получается. Удачи.
С уважением Семёнова Л.Н., руководитель РМО учителей истории ГМР.
Комментарий был изменен с момента создания (Семенова Людмила, вт, 19/04/2011 - 01:02).
На: Возникновение искусства и религиозных верований
Здравствуйте, Вероника Фёдоровна, наша юная коллега! Прекрасно, что Вам удалось так органично включиться в сообщество гатчинских учителей. Приятно, что Вы стремитесь поделиться опытом своей работы уже на первом году своей профессиональной деятельности (вдвойне приятно за Вас как выпускницу ЛГУ им. А.С. Пушкина).
Позвольте высказать своё мнение по поводу предложенного Вами урока "Возникновение религии и искусства" в 5 классе. Во-первых, то, что получилось.
1. Выдержаны структура и план урока. Использованы различные источники информации. На уроке организована работа с наглядностью (презентация). На уровне домашнего задания (задание: составьте мини-рассказ) решается задача развития творческих способностей учащихся.
2. В компьютерную презентацию "Возникновение искусства" включён новый иллюстративный ряд. Удачно выбран фон слайдов.
Во-вторых. Хочется дать ряд рекомендаций и советов.
1. Продолжить знакомить членов сообщества с Вашими первыми шагами в профессии в качестве учителя и классного руководителя.
2. Внимательно прочитайте предлагаемый вами текст конспекта и презентации. Уточните план урока (пункты, подпункты), последний слайд с указанием источников (какой том Энциклопедии, страницы ?, требования ГОС 2003 г.). На слайдах текст должен быть более лаконичным и констатирующим, а не описательным. Точки в заголовках не ставятся.
3. Цель урока сформулирована в форме задачи учителя (?).
4. В чём целесообразность такого задания, как пересказ параграфа? Кроме этого, домашнее задание "Представьте себе ..." наталкивает на мысль, что первобытные ещё не умели писать. Может быть было бы лучше: "Представьте себе, что вам удалось стать свидетелями жизни первобытных людей. Напишите ..."
В целом урок мне понравился. При Вашей активности включения в данный вид деятельности, я думаю, Вы не остановитесь на достигнутом. Дерзайте. У Вас получается. Удачи.
С уважением Семёнова Л.Н., руководитель РМО учителей истории ГМР.
На: Возникновение искусства и религиозных верований
Добрый вечер, Людмила Николаевна! Большое спасибо Вам за добрые слова и рекомендации к моему уроку. Я обязательно применю их в своей работе.