Размещено: Алексей Олегович Осипов - пт, 22/04/2011 - 21:07
Автор: Осипов Алексей Олегович
Тема урока: Отношения между понятиями.
Класс: 6
Цели урока: 1.Сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить их с отношениями тождества, пересечения, подчинения и противоположности.
2.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать навыки работы на компьютере.
3.Воспитывать дружеское и деловое общение у учащихся в совместной работе, аккуратность, внимательность.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование:ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, инструкционная карта, раздаточный материал.
Формы:работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Виды работы:беседа, работа с инструкционными картами, с раздаточным материалом, работа за компьютером, с интерактивной доской.
Прилагаемые медиаматериалы: презентация.
Структура урока:
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
Разминка
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Практическая работа за компьютером
Домашнее задание
Подведение итогов урока
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок. Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы начинаем урок.
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока «Отношения между понятиями». На уроке научимся сравнивать понятия,,познакомимся с видами отношений, а также проявим свое творчество .
На партах у вас лежат 4 смайликас разным настроением, выберите тот, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Вывод по настроению: я смотрю у всех прекрасное настроение)
Эпиграфом нашего урока станет пословица «Пища, съеденная другим, ему на прок не пойдет». Что она обозначает?
Что каждый должен выполнять сам всю работу.
Всё, чему вы научились на предыдущих занятиях, вам поможет при выполнении первого задания. Давайте познакомимся с инструкционной картой. Здесь вам даны: задания и новый материал. (Сам читаю задание в слух)
Разминка
Задание 1
Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.
ВИКЛААТУРА клавиатура
ШЫМЬ мышь
ТОРНИМО монитор
СТКИДОЖЙ джойстик
НЕРСКА сканер
(в конце выполнения задания учащиеся по одному из группы выходят к доске и записывают по очереди полученное слово, остальные обмениваются листочками и проверяют своих товарищей)
Задание 2
Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.
2 марта – Галя; 2 июля – Катя; 20 марта – Соня; 17 мая – Тамара;
Задание 3
Найдите закономерности и продолжите последовательности. (4-5)
а, б, в, г, д, е, ё, ж.
а, в, д, ё з, й, к, м.
Анна, Борис, Валентина, Геннадий, Дарья, Елена,
Москва, Абакан, Норильск, Киев, Владивосток, Курган, Новосибирск, Курск.
Актуализация знаний
Есть ещё игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы заканчивайте. Дружно руки поднимайте. Вспомним инструменты, которые используются в графическом редакторе.
Фронтальный опрос
Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
Всё, что прямо и наклонно, мы изобразим (наклонной)
Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)
Это поможет нам изучить материал
Изучение нового материала
Отношения между понятиями
Сравнить теннисный мяч и футбольный, что в них разное. (наглядность, детям дать сравнить мячи.)
Итак, при сравнении реальных объектов мы сравниваем их размеры, цвет, форму и прочее. Отношения между реально существующими объектами описываются словами: больше – меньше; длиннее – короче и т.д.
Рассмотрим два понятия – «квадрат» и «прямоугольник».
Понятие
Содержание
прямоугольник
-четырехугольник;
-все углы прямые;
-длины противоположных сторон попарно равны
квадрат
-прямоугольник;
-все стороны равны;
Понятия тоже можно сравнить между собой. Но, в отличие от объектов реальной действительности, понятия не имеют ни цвета, ни запаха, ни размера. Понятия – это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.
(спросить про отличие)
Объём понятия «прямоугольник» больше объёма понятия «квадрат», т.к. все квадраты – тоже прямоугольники.
Отношения между понятиями удобнее представлять кругами.
Виды отношений:
1.Отношение «тождество»
Если объёмы понятий совпадают, другими словами, объем одного понятия равен объёму другого, то отношение между этими понятиями называют тождеством.
Например: «столица России»(А) и «город Москва»(В)
2.Отношение «Пересечение»
Пересечением называют отношение между понятиями, объёмы которых частично совпадают, то есть содержат общие элементы.
Например: Пусть понятие А – «электронное письмо», В – «письмо на русском языке». Тогда:
3.Отношение «Подчинения»
Подчинением называют отношения между понятиями, когда объём одного из них полностью входит в объём другого понятия, но не исчерпывает его.
Например: Пусть понятие А – «клавиатура», понятие В – «устройство ввода». Тогда:
4.Отношение «Противоположность»
Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Например: Пусть понятие А – «компьютер с маленькой памятью», понятие В – «компьютер с большой памятью». Тогда:
Объёмы этих двух понятий разделены объёмом некоторого третьего понятия, например, понятия «компьютер со средней памятью».
Закрепление нового материала
Задание
Внимательно рассмотрите примеры отношений, третий столбец заполните самостоятельно:
Отношение
Пример
Свой пример
Целое – часть
Окунь - плавник
Вид – род
Ландыш – цветок
Вид – вид
Ромашка – василёк
Последовательность
Понедельник – вторник
Причина - следствие
Жара - жажда
(Примеры отношений
1.Компьютер - монитор
2.Ластик - инструмент
3. Word - Excel
4. Пуск – программы
5. Вирус – Лечение)
(на партах разложены примеры у каждой группы, называю отношение, учащиеся поднимают руки, если нашли пример, выходят к доске и прикрепляют на доску пример) МАГНИТЫ
Молодцы, с заданием справились. Но нас ждет ещё одно важное дело – это практическое задание. Садимся за компьютеры.
- повторяем правила работы за компьютером
(дети выполняют задание, учитель помогает каждому индивидуально )
Практическое задание
Нарисуйте лицо, соответствующее вашему настроению на данный момент.
Запустите графический редактор Paint(Пуск – все программы – стандартные - Paint)
Используя все известные вам инструменты, нарисуйте черным контуром на белом фоне лицо, соответствующее вашему настроению на данный момент.
Раскрасьте и покажите учителю.
Сохраните файл под именем Шутка.
Завершите работу с графическим редактором.
Домашнее задание
- привести примеры отношении
Подведение итогов урока
По окончанию учащиеся показывают свою работу учителю.
Молодцы, с заданием справились
Доказали мы истину нашей пословицы?
Спасибо за урок! Мне приятно было с вами работать. Надеюсь, вам тоже понравилось ,,,