Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Образ Катерины. Её душевная трагедия». (По произведению А.П.Островского «Гроза»)

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - пт, 15/05/2009 - 11:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Малина Елена Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ №1 р.п.Степное, учитель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Образовательные: 1. Дать понятие художественного образа; 2. Умение раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику героев; 3. Определить значение образа в творчестве драматурга 4. Обобщить изученный материал (проведение компьютерного тестирования, основанного на материале урока) Развивающие: 1.Формировать коммуникативные и интеллектуальные способности. 2 .Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов. 3.Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету. Воспитательные задачи: воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

проектор, компьютер

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Данный урок является примером использования компьютерных технологий на уроках литературы, что позволяет обобщить изученный материал, систематизировать знания учащихся и делает занятие динамичным, насыщенным. Применение компьютерных технологий рекомендуется в данном случае и для повышения мотивации учащихся к изучению литературы. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности Урок по данной теме проводился с целью выявить историко – литературные предпосылки создания образа; дать характеристику нравственно – психологическому облику героини; обозначить место Катерины среди действующих лиц пьесы; рассмотреть критические высказывания современников А.Н. Островского; определить значение образа в творчестве драматурга. При планировании урока я учитывала психологические особенности учащихся, продумывала обоснованные чередования работ: работа с художественным текстом, с отдельным образом. Классические произведения являются одним из основных источников, помогающих воспитывать личность. Прикосновение к классическим произведениям не оставляет учащихся равнодушными, создает эмоциональный настрой, повышает интерес к уроку, их интеллектуальный и эстетический уровень.

I. Проверка домашнего задания.

1 .«Город Калинов глазами героев пьесы»

Действие - явление

Действующее лицо

Реплики о городе Калинове, нравах и образе жизни его обитателей

 

 

 

2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке литературных критиков.

II. Изучение нового материала.

Слово подготовленному ученику. Положение женщин в России в 1

половине 19 века.

В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

Словарная работа

«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий

собой свод правил семейного быта.

Слово учителя. Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Между тем назревала потребность в герое, в соотносимом с привычным положительным героем предшествующей литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

III. Беседa по тексту.

Мечта Катерины.

(I действие. Монолог Катерины).

- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

- В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

Слово учителя. Уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошие отношения, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!...Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...».

Из дальнейшего разговора становится понятно, почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла....»

Искренность и честность.

Катерина - по-гречески «всегда чистая».

- Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.

Слово учителя. По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»

- Охарактеризуйте образы Варвары и Тихона.

- Как они относятся к домостроевским правилам?

Слово учителя. И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

-          Как Катерина относится к обману?

Слово учителя. Катерина, наоборот, не умеет обманывать: « Обманывать -

то я не умею, скрыть - то ничего не могу».

Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же

приятно!»

Образное восприятие действительности.

Слово учителя. Для Катерины характерно поэтическое, образное восприятие

действительности. Докажем это примерами из текста.

- Какое значение в ее жизни имеют сны? (Действие 1, явл.7)

- О какой любви мечтает Катерина?

- Осуждает ли Варвара Катерину?

«Горячее сердце».

Слово учителя. Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она сама говорит об этом еще в начале пьесы (Действие 2, явл.2). Диалог между Варварой и Катериной.

-                                         Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера
Катерины раскрываются в разговоре с Варварой? (Действие 2, явл.2).

Внутренний конфликт.

Слово учителя. Слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она

отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с

ключом (Действие 4, явл.6)

А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим - отсюда

знаменитая сцена признания (Действие 4,явл.6)

- Почему Катерина полюбила Бориса?

- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?

- Каково значение сцены?

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.

-          Как вы думаете, в чем причина?

Слово учителя. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех.

Внешний конфликт(Катерина и Кабаниха,Катерина и Варвара,Катерина и Борис, Катерина и Кулигин). Слово учителя. Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

- Что сближает Катерину с Кабановой, Варварой и в чем отличие этих
образов?

Слово учителя. Вывод. С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова - блюститель окостеневших форм старого уклада; ее поведение в семье и обществе лицемерно. Катерина, напротив, действует вопреки установленным в обществе правилам, ложь для нее неприемлема. Неумение и нежелание обманывать отличает Катерину и от Варвары. Дочь Кабановой не хочет жить так, как ее мать, но, в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним.

- Способен ли Борис на глубокие чувства?

- Защищает ли он свою любовь?

- Похож ли образ Кулигина на образ Катерины? Докажите.

Слово учителя. Вывод. Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, Безусловно, есть у его возлюбленной.

Похож на Катерину и механик - самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая, творческая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин - мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни.

Проблема христианской этики.

- Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»?

- Кто любуется природой? Случайно ли это?

- Каково отношение героини к природе?

- Какое значение имеют религиозные обряды в жизни Катерины?(Действие 4, явл.4)

- Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины? (Действие 4, явл.4,5)

- Какие чувства теперь испытывает Катерина? (Действие 4, явл.6)

IV.Катерина в оценке русской критики.

(Выступления учащихся и дополнения учителя)

V.Значение образа Катерины в творчестве А.Н. Островского

Слово учителя. Катерина Кабанова заметно выделяется на фоне героинь Островского, описанных в предыдущих пьесах. С оной стороны, она продолжает линию «москвитянинского» периода, поскольку выражает веру в

творческие начала национального характера; с другой стороны -противостоит, поскольку отрицает застойные явления патриархального быта.

VI.      Итог урока.

- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе?

- Почему?

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.

VII. Оценки.

VIII.Домашнее задание.

1 .Современные психологи используют специальные психологические
механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких
механизмов вам известен, так как может использоваться не только в
кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это
составление двух списков. В один список записываются позитивные
последствия решения, в другой - негативные последствия. Составьте два
списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы.
Например:___________________________________________

Позитивные стороны

Негативные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Найдут, силой поволокут домой...»

 

 

 

 

 

 

 

2.Мини - сочинение «Как А.Н.Островский относится к своей героине?»



»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: «Образ Катерины. Её душевная трагедия». (По произведению А.П


Акцент на уроке делается на анализ художественного произведения, т.к. он позволяет органично внести в урок историко-литературную информацию, охарактеризовать особенности эпохи, личности писателя, познакомить с элементами истории создания произведения, вдуматься в развитие художественной мысли автора, понять своеобразие его творческой манеры.
С уважением РРР



Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: «Образ Катерины. Её душевная трагедия». (По произведению А.П


Интересный урок

Комментарий был изменен с момента создания (rrr68, пт, 15/05/2009 - 13:36).
С уважением РРР


Руководители РМО СМР

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн