I. Проверка домашнего задания.
1 .«Город Калинов глазами героев пьесы»
Действие - явление
|
Действующее лицо
|
Реплики о городе Калинове, нравах и образе жизни его обитателей
|
|
|
|
2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке литературных критиков.
II. Изучение нового материала.
Слово подготовленному ученику. Положение женщин в России в 1
половине 19 века.
В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.
Словарная работа
«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий
собой свод правил семейного быта.
Слово учителя. Эпоха перемен.
Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.
В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Между тем назревала потребность в герое, в соотносимом с привычным положительным героем предшествующей литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.
III. Беседa по тексту.
Мечта Катерины.
(I действие. Монолог Катерины).
- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?
- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
- В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?
Слово учителя. Уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошие отношения, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!...Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...».
Из дальнейшего разговора становится понятно, почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла....»
Искренность и честность.
Катерина - по-гречески «всегда чистая».
- Почему Островский дал это имя героине?
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.
Слово учителя. По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»
- Охарактеризуйте образы Варвары и Тихона.
- Как они относятся к домостроевским правилам?
Слово учителя. И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
- Как Катерина относится к обману?
Слово учителя. Катерина, наоборот, не умеет обманывать: « Обманывать -
то я не умею, скрыть - то ничего не могу».
Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же
приятно!»
Образное восприятие действительности.
Слово учителя. Для Катерины характерно поэтическое, образное восприятие
действительности. Докажем это примерами из текста.
- Какое значение в ее жизни имеют сны? (Действие 1, явл.7)
- О какой любви мечтает Катерина?
- Осуждает ли Варвара Катерину?
«Горячее сердце».
Слово учителя. Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она сама говорит об этом еще в начале пьесы (Действие 2, явл.2). Диалог между Варварой и Катериной.
- Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера
Катерины раскрываются в разговоре с Варварой? (Действие 2, явл.2).
Внутренний конфликт.
Слово учителя. Слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она
отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с
ключом (Действие 4, явл.6)
А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим - отсюда
знаменитая сцена признания (Действие 4,явл.6)
- Почему Катерина полюбила Бориса?
- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?
- Каково значение сцены?
Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.
- Как вы думаете, в чем причина?
Слово учителя. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех.
Внешний конфликт(Катерина и Кабаниха,Катерина и Варвара,Катерина и Борис, Катерина и Кулигин). Слово учителя. Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.
- Что сближает Катерину с Кабановой, Варварой и в чем отличие этих
образов?
Слово учителя. Вывод. С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова - блюститель окостеневших форм старого уклада; ее поведение в семье и обществе лицемерно. Катерина, напротив, действует вопреки установленным в обществе правилам, ложь для нее неприемлема. Неумение и нежелание обманывать отличает Катерину и от Варвары. Дочь Кабановой не хочет жить так, как ее мать, но, в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним.
- Способен ли Борис на глубокие чувства?
- Защищает ли он свою любовь?
- Похож ли образ Кулигина на образ Катерины? Докажите.
Слово учителя. Вывод. Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, Безусловно, есть у его возлюбленной.
Похож на Катерину и механик - самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая, творческая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин - мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни.
Проблема христианской этики.
- Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»?
- Кто любуется природой? Случайно ли это?
- Каково отношение героини к природе?
- Какое значение имеют религиозные обряды в жизни Катерины?(Действие 4, явл.4)
- Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины? (Действие 4, явл.4,5)
- Какие чувства теперь испытывает Катерина? (Действие 4, явл.6)
IV.Катерина в оценке русской критики.
(Выступления учащихся и дополнения учителя)
V.Значение образа Катерины в творчестве А.Н. Островского
Слово учителя. Катерина Кабанова заметно выделяется на фоне героинь Островского, описанных в предыдущих пьесах. С оной стороны, она продолжает линию «москвитянинского» периода, поскольку выражает веру в
творческие начала национального характера; с другой стороны -противостоит, поскольку отрицает застойные явления патриархального быта.
VI. Итог урока.
- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе?
- Почему?
Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.
По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.
VII. Оценки.
VIII.Домашнее задание.
1 .Современные психологи используют специальные психологические
механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких
механизмов вам известен, так как может использоваться не только в
кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это
составление двух списков. В один список записываются позитивные
последствия решения, в другой - негативные последствия. Составьте два
списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы.
Например:___________________________________________
Позитивные стороны
|
Негативные стороны
|
«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»
|
«Найдут, силой поволокут домой...»
|
|
|
|
|
|
|
2.Мини - сочинение «Как А.Н.Островский относится к своей героине?»
На: «Образ Катерины. Её душевная трагедия». (По произведению А.П
На: «Образ Катерины. Её душевная трагедия». (По произведению А.П
Интересный урок