2.Сообщение темы урока и постановка учебных задач.
Сегодня на уроке повторим правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- Ребята, а вы любите сказки?
- К нам на урок пришла сказка. Я начну рассказывать, а вы отгадаете, что это за сказка.
… Жили-были муж да жена. У них была дочка Машенька да сынок маленький Ванюша.
- Дочка – говорила мать – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе за это платочек…
- Догадались, о какой сказке идет речь?
- А что произошло дальше? ( ответ детей)
3. Повторение знаний о безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- Ребята, Маша попала в беду, поможем ей? Но, чтобы помочь девочке, давайте вспомним правило о безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- Молодцы! Теперь смело можем помогать девочке.
4.Словарная работа.
…Бежала, бежала Маша, видит – стоит в поле печка. Маша к ней:
- Печка, печка, скажи куда гуси – лебеди полетели?
А печка отвечает:
- Запиши правильно картинный диктант, тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.
- Ребята, не оставьте девочку в беде, давайте ей поможем. Записываем слова. Проверяем.
- Вот спасибо, ребята, помогли девочке. Печка показала в какую сторону полетели гуси-лебеди.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня отвечает:
- Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись – стоять тяжело!
- Давайте соберем яблоки в три чаши: 1 скл., 2 скл., 3 скл. В тетрадях запишем слова в три столбика.
- Молодцы! Побежала Маша дальше, а на пути молочная речка – кисельные берега. Как же ей переправиться? (ответ детей) Правильно, нужно построить мостик. Просклоняем слово «мостик» и мостик построится. Тогда Маша сможет перейти речку.
- Наш мостик готов, все потрудились дружно, молодцы!
6.Физминутка.
-Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Где же это мы с вами оказались? Голоса каких птиц вы узнали?
-А теперь давайте встанем и покажем, как птички у нас летают. Молодцы!
-Ребята, а сейчас можно услышать этих птиц? Почему? Как таких птиц называют? А каких птиц мы все же можем увидеть сейчас? Как таких птиц называют? Как им можно помочь?
7. Коллективная работа.
-В нашей сказке неожиданно появилась сорока. Она поможет передать обед птицам.
Все вокруг белым-бело,
Солнце тусклое взошло.
Прилетели птицы,
Галки да синицы
Подкормиться все хотят
Из кормушек у ребят.
Я всегда слежу за тем,
Чтоб хватило корма всем.
-У сороки мешочек для зернышек. У вас на партах лежат зернышки, на них записаны слова. 1 ряд поставит слова в родительный падеж, 2 ряд – в дательный падеж, 3 ряд – в предложный. Кто выполнит задание правильно, тот сможет передать птицам корм. ( сорока собирает зернышки в мешочек)
Сорока:
- Спасибо вам, ребята!
- Пока мы передавали корм птицам, Маша дошла до избушки Бабы-яги. Зашла Маша в избушку, схватила братца и хотела бежать, но дверь оказалась заперта. Мышка ей говорит:
- Ключ от двери содержится в ребусах. Отгадай зашифрованные слова, дверь сама и откроется.
- Молодцы! А что было дальше? (немного спустя глянула Баба-Яга: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей и приказала лететь за Машей в погоню)
8. Творческая работа.
- Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Побежала она к молочной речке – кисельным берегам. Маша просит:
- Речка, речка, спрячь нас!
А речка отвечает:
- Напиши рассказ о своей речке, тогда спрячу.
- Ребята, какая речка у нас протекает? Давайте напишем небольшой рассказ о Нахойке. Выделите окончание имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- Молодцы ребята. Спрятала речка Машу.
9. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
Бежит дальше, а гуси-лебеди опять за ней. Подбежала Маша к яблоне:
- Яблоня, яблоня, спрячь нас!
А яблоня в ответ:
- Отгадай загадку, тогда помогу.
- Откройте учебник на с. 104 упр. 234. Прочитайте задание. Прочитайте загадку.
Самостоятельная работа: списать загадку, вставляя пропущенные буквы, написать отгадку. Выделите окончание имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
На: Правописание безударных окончаний имен существительных в род