Семья в произведении Е. Долгопят "Два сюжета в жанре мелодрамы"
Размещено: Ирина Владимировна Кузнецова - чт, 13/08/2009 - 12:33
Ход урока
Вступительное слово учителя (стадия вызова)
Актуализация проблемы.
Урок начинается с просмотра отрывка из кинофильма «Счастливы вместе» режиссера Г. Дронова (серия «Любовь под напряжением»)
- Ребята, как вы думаете, почему я начинаю наш урок с просмотра популярного сериала на канале ТНТ «Счастливы вместе»? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Тема семьи, в рассказе Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» упоминается рекламный ролик семейной жизни; главный герой рассказа Коля «строит» семью.)
- Какова цель урока? (метод прогнозирования)
( Ответить на вопрос: «Что делает семью по-настоящему счастливой?»)
Основная часть урока (стадия осмысления)
Тема нашего урока сегодня «Семья в современном мире (по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»)»
Знакомство с автором
Давайте познакомимся с молодой талантливой писательницей Е. Долгопят.
Сообщение ученика (презентация). Елена Олеговна Долгопят родилась 28 декабря 1963 года в городе Муром (Владимирская область). Мать работала учительницей, отец служил в Советской Армии. В 1986 году она окончила Московский институт инженеров транспорта, после чего до 1989 года работала программистом на военном объекте в Московской области. В 1993 году Елена Долгопят окончила сценарный факультет ВГИКа, с 1995 года - научный сотрудник Музея кино (Москва). Публиковаться она начала с 1993 года, дебютировав в журнале "MEGA". Печаталась в журналах "Юность", "Знамя", "Дружба народов". Автор повестей "Тонкие стекла", "Физики", "Гардеробщик", многих рассказов, нескольких сценариев. В 2001 году вышла книга Е.Долгопят "Тонкие стекла", в 2005 году - сборник "Гардеробщик". Дебют достойный: тонкое чувство слова и ритма сочетается в ее прозе с реалистической точностью и человечностью взгляда на жизнь, текущую здесь и сейчас, за «тонкими стеклами» подмосковных садовых домиков.
- Последние 10 лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в конце 1980-х годов. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Валерия Нарбикова, Людмила Улицкая, Виктория Токарева и др.обусловило, например, появление в издательстве «Вагриус» особой серии, называющейся «Женский почерк».
- Как вы думаете, случайно ли появление направления «Женская проза» в современной литературе? Какие проблемы будут затрагивать женщины-писательницы?
(Не случайно в это кризисное время появляется термин «женская проза». Центральными темой произведений женской прозы является тема семьи, отцов и детей, становление характера. Произведения писателей-женщин помогают читателю задуматься над проблемами современной жизни, увидеть истоки зарождения зла на земле. Писательницы остро реагируют на все негативные изменения, происходящие в нашей сегодняшней действительности, обращаются к самому наболевшему, к самому «горячему», «больному» - разладу в государстве, разладу в семье, разладу в душе…
«Мир мужской и мир женский - разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большое значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми»,- сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос - а что творится сегодня с семьей?- волнует, прежде всего, женщин – писательниц)
- Ребята, а какие у вас ассоциации связаны со словом «семья»? (прием «построение ассоциограммы»)
родители
Поддержка
надежность
семья
любовь
радость
дети
Тепло
уют
праздники
дом
Поэтика названия произведения
- Обратимся к названию произведения Е.Долгопят - «Два сюжета в жанре мелодрамы»
Как вы понимаете название рассказа? Какие ключевые слова? (прием «прогнозирование»)
(В своем произведении автор использует 2 сюжетные линии, свидетельствующие о событиях разных эпох. Одно из ключевых слов в названии – «мелодрама»)
Словарная работа
Сюжет- последовательность и связь описания событий в литературном произведении, в фильме.
Мелодрама
1.Драма с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и резким противопоставлением добра и зла.
2.Перен. Неестественное, преувеличенное выражение чувств. Мелодраматичный – излишне чувствительный как в мелодраме.
Работа с текстом
- Давайте прочитаем начало рассказа. Почему рассказ начинается со слов «Как у Хичкока…»? А наше начало урока похоже на начало рассказа Долгопят?
(Хичкок известный сценарист, режиссер, мастер жанра мелодрамы. Рассказ Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» начинается «по-хичкоковски» неожиданно, с рекламы, которая сама по себе сделана в жанре мелодрамы. И наш урок начался неожиданно – с просмотра отрывка из кинофильма «Счастливы вместе»)
- Поговорим о первом сюжете в рассказе? Давайте вспомним содержание, героев этого сюжета.
(Главному герою рассказа Коле посчастливилось участвовать в съемке рекламного ролика семейной жизни. Идиллия семейной жизни на съемочной площадке серьезно повлияла на сознание мальчика. Для мальчика, который рос без родителей, не знал, что такое «семейное счастье», забота и внимание родителей, который в повседневной жизни сталкивался только с негативом и агрессией, атмосфера на съемочной площадке стала идеалом, смыслом жизни. Жизнь научила его добиваться своей цели упорно, просчитывая наперед каждый свой шаг. Поэтому он упорно «осаждает» квартиру Дмитрия Васильевича, применяет все свое искусство ведения хозяйства (убирается в квартире, печет булочки, готовит обед, обустраивает кабинет хозяина квартиры), чтобы стать «необходимым», полезным для своего «папы» по рекламе).
- Коля создал уют в доме Дмитрия Васильевича, но появилась ли атмосфера счастья.
Чего не хватает для счастья? Как, вы думаете, закончится рассказ? (последнюю часть произведения ребята не читали - метод «чтения с остановками»)
Подсказка:
Демонстрация компьютерной игры «Война без правил», где игрок в роли террориста или представителя спецназа нажатием клавиши «мыши» уничтожает всех на своем пути.
(Предположения учащихся: Коля с Дмитрием Васильевичем будут жить вместе. Найдут женщину из рекламного ролика и будут жить втроем).
Чтение концовки рассказа учителем
(Концовка, как правило, неожиданна для ребят. Последняя часть рассказа свидетельствует о хладнокровной расправе мальчика Коли с мужем и двумя детьми женщины из рекламного ролика. Все трое в итоге живут в квартире Дмитрия Васильевича, и, на первый взгляд, счастливы.)
- Какая еще эпоха упоминается в рассказе? (2-й сюжет). С какой целью автор включает в канву рассказа 2 сюжета разных временных эпох?
(1902 год. Рассказывается о семье Г.В. в период революционного движения; о его дочери Эти и ее возлюбленном, революционере - «изверге», о переживаниях матери Эти, Татьяне. Семья Г.В. – это еврейская семья, в основе которой лежит уважение к культуре и искусству, ко всему, что связано с понятием «красота». Г.В. не принимает революции, потому что та разрушает их представления о жизни, разрушает их семью.)
- Как вы думаете, почему автор не дает имени герою-революционеру и называет его «извергом»?
(Герой-революционер типичен для того времени. Период истории, когда к власти пришли большевики, - страшный период нашей истории). Демонстрация кластера:
Революционер-«изверг»
Любовь бесполезна
Считает институт семьи излишним в будущем
Довольство уничтожает ради бедности
Достижение цели любым путем (даже путем насилия)
Отрицает искусство, любовь, религию
Строит новое, разрушая старое
- Что спасает Этю от разрушительного воздействия «изверга»?
(Этя влюбилась в студента Мишу, который по-настоящему полюбил Этю и своим вниманием, заботой, способностью к самопожертвованию ради любви смог уберечь свою возлюбленную от разрушительной силы революционера-изверга)
- Как вы думаете, почему автор проводит параллель именно с этим историческим моментом, становлением власти большевиков-революционеров?
(Цель Коли (главного героя рассказа) – воплощение иллюзии семейной идиллии в жизнь. Он представитель нового поколения, воспитанного на компьютерных «стрелялках», кровавых триллерах, идеалом которого стал Данила Багров (к/ф «Брат»), добивающийся своей цели хладнокровно и настойчиво, убивает, как будто нажимает на компьютерную мышь. Коля в какой-то степени «изверг», который ради достижения своей цели легко убивает людей ни в чем неповинных)
- Произведение заканчивается словами: «…изверг в конце концов победил…нет-нет, конец времен еще не наступил и рано говорить о победе изверга или о его поражении». Как вы понимаете эти слова?
(В рассказе показана жизнь, извращенная средствами массовой информации. Показана иллюзорность, абсолютное несовпадение киношного мира с реальной жизнью. Герои живут призрачной жизнью. Происходит подмена реальной жизни, реальных чувств «киношными». Но подобной концовкой автор произведения как бы хочет сказать, что на экране должны быть добрые фильмы, без агрессии, демонстрироваться искренние чувства, искренняя любовь, реальная семейная жизнь, семейные отношения. Необходимо оберегать ранимую психику подростка и среднего школьника и ориентировать его на позитивные чувства, позитивные отношения, стремление к созданию доброй семьи, с добрыми традициями. Не должно быть такого потока агрессии в средствах массовой информации.)
Тема семьи в изобразительном искусстве
- Давайте посмотрим, как видят семью художники? Как они отвечают на вопрос: «Что делает семью счастливой?» (демонстрация репродукций в мультимедийной презентации)
Перед вами картины современных художников с выставки под названием «Муза семейного счастья»:
1Базлаков А. Дорогие мои родители
2Гаврилова К. Сказка на ночь
3Гаврилова К. В четыре руки.
4Солонин Н. Холодное утро
5Дайнека А. Раздолье в крестьянской избе
6Кустодиев Б. Утро
- Давайте вкратце скажем о каждой картине.
(Художник Базлаков А. напоминает своей картиной о том, что любая семья держится на традиции уважения к родителям, дедам и бабушкам; Гаврилова К. картинами «Сказка на ночь» и «В четыре руки» хочет сказать, что семья будет крепче, если родители будут больше внимания уделять своим детям, заниматься общими делами. На картине Солонина Н. «Холодное утро» мы можем наблюдать такую традицию семьи, как утренние походы на речку. Традицию праздничных застольев демонстрирует на своей картине художник Дайнека. Сколько любви, заботы, счастья мы наблюдаем в движениях матери на картине Кустодиева Б., которая купает своего сына).
Практическая часть урока
Итак, финишная прямая нашего урока. Я надеюсь, что встреча с рассказом Е.Долгопят, беседа на поднятые темы, проблемы, картины художников – все содержание урока поможет ответить на вопрос «Что делает семью по-настоящему счастливой?». Объединившись в группы, составьте, пожалуйста, схему-кластер по нашей проблеме.
Совместный труд
Для счастья в семье нужно…
Семейные традиции, праздники
Здоровый образ жизни
дети
Ощущение радости прихода домой
Уважение к родителям и прадедам
Общие дела и интересы
Свобода выбора
- А какие традиции сохранились в вашей семье?
(Семейные праздники, национальная кухня, чтение в семье - в том числе и литературы своего народа -, сохранение ремесленных хобби прадедов (вышивка полотенец, бисероплетение, пошив национальной одежды, религиозные традиции).
Рефлексияурока
- Что нового вы узнали на уроке? Что дал вам этот урок?
- Что понравилось или не понравилось на уроке?
Творческая интерпретация полученной на уроке информации
1Отзыв о рассказе Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»
2Написать рекламу, телеграмму или синквейн по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»