Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная деятельность

Фото пользователя Светлана Евгеньевна Шевлякова
Размещено: Светлана Евгеньевна Шевлякова - вс, 23/08/2009 - 21:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шевлякова Светлана Евгеньевна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г. Энгельса
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
формирование навыков саморазвития и самообразования
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемая методическая литература: 

1. Обучение деятельности на уроках физики Е.А. Румбешта, Физика в школе №7. 2003г.

2. Сиденко А.С.Метод проектов: история и практика применения //Завуч. 2003. №6. С.96-112

3. Экспериментальные задания В.Ф. Шилов. Ученические мини проекты.

4. Обучение для будущего: Учеб.пособие. 4-е изд., испр.- М.: Издательско-торговый дом Русская Редакция, 2004.

Используемые ЦОР: 

компьютер

Краткое описание: 
Проекты по физике "Влагостойкость строительных материалов" и "Теплопроводность строительных материалов" являются частью работы над интегрированным проектом "Мой дом-моя крепость?!". Основополагающий вопрос "Как построить теплый дом?".

Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь - Древняя китайская мудрость.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.

Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. В классе к учителю обращены тридцать пар глаз, принадлежащих тридцати неповторимым личностям, имеющим свой уникальный неповторимый личный опыт. Как каждого из них не только научить тому, что требуют базисный план, образовательные стандарты, учебные программы, но и развить их способности, сформировать нравственные позиции, привить нормы и ценности гуманизма.

Все учебно-программные и методические материалы разрабатываются, как правило, в расчете на некоего усредненного ученика. Но в школе у нас реальные дети, работа с которыми требует подлинного педагогического мастерства, индивидуального творческого решения в подходе к каждому ребенку. Кроме того, в детском сообществе (классе, группе) создается уникальный общий микроклимат, который заставляет учителя готовить каждый урок как оригинальное неповторимое произведение.

Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас - повсюду происходят физические процессы. Физика, как наука идёт по сложному пути исследования закономерностей материального мира. Любую науку, в том числе физику, создаёт человек: специалист, исследователь, учёный, гений...

Проблема исследования - это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?. Проблема возникает в результате появившегося противоречия, требующего разрешения. В основе любой научной проблемы всегда лежит противоречие между знанием и незнанием.

Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим - Б. Паскаль.

В нашей школе организована творческая группа учителей, занимающихся проектной деятельностью, руководителем которой я и являюсь. Изучая метод проектов, и активно используя его в своей деятельности, как во внеурочное время, так и на уроках мы накопили опыт работы над интегрированными проектами. Результативностью нашей работы является участие в городских и областных конкурсах творческих проектов и наличие призовых мест. Такие проекты являются наиболее сложными, т.к. требуют квалифицированной координации со стороны педагогов и слаженной работы творческих групп учащихся. В то же время они являются интересными, ценятся всеми участниками и поддерживаются учителями. Высокое качество выполняемых работ учащихся позволяет сделать вывод, что проектные формы учебной деятельности позволяют осваивать новые способы деятельности на интегрированном содержании и формировать набор компетенций, необходимых современному человеку.

Никогда не вступайте в дело, если вы не знаете, как его вести - И. Лафатер, швейцарский мыслитель.

Чтобы учителя могли использовать метод проектов в своей работе их необходимо обучить. С этой целью в течение двух лет мы проводим семинары теоретической и практической направленности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Основные требования к проекту:

- Наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.

- Структурирование содержательной части проекта.

- Оформление конечных результатов.

Пройдя обучение на курсах по Программе Обучение для будущего я утвердилась в мысли, что метод проектов, безусловно, нужен! Проектная деятельность должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса и разумным объединением со всеми другими методами.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. В этом возрасте наука кажется очень увлекательным занятием. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, то наверняка в будущем они не будут равнодушны к школьным предметам. Именно поэтому я начинаю привлекать учащихся к исследовательской работе тогда, когда они еще и не приступали к изучению физики. А именно с 5-6 классов. У них горят глаза, они горды тем, что учитель ФИЗИКИ предложил им, как старшеклассникам, заниматься и научным исследованием. На вопрос учителей, одноклассников о том, чем они занимаются, ребята с гордостью отвечают: Научной работой!.

Моя работа в рамках технологии проектного обучения началась, кажется, совсем недавно. Но сколько уже сделано, сколько учащихся вовлечено в активный творческий процесс, научены грамотно строить свою работу, собирать, систематизировать и анализировать информацию, сотрудничать, излагать свои мысли, ориентироваться в огромном потоке информации, оформлять результаты исследований, общаться с аудиторией, выступая на конференциях.

Готовить учащихся к элементам исследовательской деятельности нужно постепенно, приучая к освоению алгоритма стратегии научного поиска, который подразумевает следующие шаги.

1. Попытки решения задачи целесообразно предпринимать еще до изучения физики. Учащийся определяет на основе ревизии своего опыта пути решения задачи, а учитель активизирует ход будущего исследования.

2.Возникшее активное отношение к решению поставленной задачи позволяет приступить к изучению физики осознанно, под определенным углом зрения.

3.Далее на основе изученного материала учащийся приступает под руководством педагога к решению задачи.

4.Получив ответы на поставленные вопросы, учащийся критически анализирует полученные результаты и делает выводы.

О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух. И опыт - сын ошибок трудных, И гений - парадоксов друг, И случай - бог-изобретатель... А.С. Пушкин.

Исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся сегодня часто рассматривается и как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Существуют различные типы учебных проектов:

- исследовательский,

- творческий,

- ролево-игровой,

- информационный,

- ознакомительно-ориентировочный,

- практикоориентированный.

Исследовательский проект может быть по содержанию:

- монопредметным - выполняется на материале конкретного,

- межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, физика, экология, биология по теме: В здоровом теле здоровый дух и т. п.,

- надпредметным - Как построить теплый дом?, который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских и др.

В соответствии с выбранным типом учебного проекта следует сразу же определить:

а) основной вид деятельности учащихся и учителей;

б)место проекта в учебном процессе;

в) количество учащихся, необходимых для осуществления данного проекта (групповые, парные, личностные);

г)примерное время для его выполнения (долгосрочные, средней продолжительности и краткосрочные) и презентации.

На уроках физики можно выполнять краткосрочные проекты:

- составление паспорта физического явления;

- написание опорного конспекта;

- демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов; - написание сказок с физическими вопросами;

- подобрать вопросы по сериям (механика, тепловые явления, световые явления, звуковые явления, электричество, экология, молекулярная физика и т.д.) к следующим разделам: Физика в походе (поход по временам года; во время движения по дороге, горной тропе или в лесу; физика на лугу, у ручья, озера и реки; физика палатки; физика для поваров, медиков и дежурных по лагерю; физика у костра; физика за обедом; встреча с флорой и фауной), Физика дома (консервирование, приготовление пищи, обустройство дома и т.д.) Физика и транспорт.

- проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике.

Ученики сами должны составить ход работы и таблицу для записи результатов. Учитель сообщает только название работы и предполагаемое оборудование. Можно чтобы и оборудование выбирали ученики сами. Например: определить рост человека с помощью часов; определить среднюю скорость ветра; кто больше придумает и покажет физических опытов с медицинским инвентарём.

Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы. При этом именно тема является визитной карточкой исследования. Она должна отражать процесс движения от известного к новому. Формулировка темы отражает соотношение нового и старого, т.е. динамику научного познания.

Самый современный тип учебного проекта - мультимедийный. Мультимедийный продукт это интерактивная (т. е выполняемая в диалоговом режиме) компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, наборы рисунков и слайдов, фотографии, различные базы данных и т. д. Мультимедиапродукты объединяют текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию, что позволяет существенно расширить объём информации, представляемой пользователю. Таким образом, мультимедийные продукты могут использоваться в дальнейшем в образовательных целях.

Мой опыт показывает, что создание учебных мультимедийных продуктов вполне по силам школьникам. Разработка мультимедийного учебного проекта должна включать в себя следующие этапы:

-определение темы, цели, содержания, структуры;

-составление планы работы;

-сбор, обработку и анализ информации;

-обсуждение и редактирование материалов;

-оформление презентации;

-публичную защиту;

-публикацию (в печатном виде и/или в Интернете).

Устремите ум на радость творчества.Н.И. Рерих.

Вот некоторые темы для исследований по физике:

Атмосферное давление и человек

Стихия - вода

Агрегатные превращения вещества

Сила трения - вредное или полезное?

Тепло и холод в нашей жизни

Что может звук?

Свет и цвет в жизни человека

Энергетика вчера, сегодня, завтра

Влияние автомобилизации на окружающую среду и здоровье человека

Откуда берется энергия?

НТП -благо или вред для человечества?

Как защититься от радиации?

Из чего построить дом?

О красоте снежинок и узоров на окне

Физика в человеческом теле

Физика и кошка

Музеи науки и техники

Физика в загадках

Физика в мультфильмах

Самым сложным моментом во введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю предстоит при планировании на учебный год выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать 15 - 20 тем на класс как индивидуальных, так и групповых, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. При этом желательно дифференцировать темы по степени сложности (уровню абстракции, креативности и т.п.), но это совсем не обязательно. Учащиеся должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальный и групповой), степень сложности проектировочной деятельности.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Учитель на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если учитель видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно, проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:

-разработка проектного задания,

-разработка самого проекта,

-оформление результатов,

-общественная презентация,

-рефлексия.

Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта. Причем оценивается каждый из критериев отдельно. При таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования.

Критерии оценки проекта выглядят следующим образом.

Оформление и выполнение проекта

1 Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2 Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.

3 Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4 Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

5 Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям к подготовке рукописи, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Защита

1 Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.

2 Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3 Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4 Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5 Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Суммарная оценка работы и защиты: отлично - 155-200 баллов, хорошо - 100-154 балла, удовлетворительно - менее 100 баллов.

При работе над проектом каждый ребенок вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно полезного учебного продукта. Все, что создают учащиеся, - рефераты, буклеты, газеты, презентации, - становится частью их индивидуальных достижений. Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая выбрана ими самими. Главным становится освоение каждым учеником самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Рассмотрим подробнее работу учебным проектом, проведённую мною с учащимися 8 класса.

Методический паспорт проекта.

Название проекта: Влагостойкость строительных материалов.

Метод: учебный проект.

Разработчик проекта: учитель физики Шевлякова Светлана Евгеньевна

Название общеобразовательного учреждения: МОУ СОШ №1 г. Энгельса

Основополагающий вопрос: Из чего построить дом?

Дидактические цели проекта: формирование:

1. компетентности в сфере познавательной деятельности;

2. навыков самостоятельной и исследовательской работы с большими объёмами информации;

3.умений доказывать полученные результаты экспериментально;

4.навыков применения полученных знаний при решении задач;

5.навыков работы в команде.

6.воспитание навыков целенаправленного творческого труда.

Методические задачи проекта: Освоить понятие водостойкость, водопоглощение; сформировать умения и навыки;определения опытным путем водопоглощения строительных материалов: пенополистирола, древесины, глины, древесно-стружечной плиты, кирпича; сравнить полученные результаты с табличными данными; на основе экспериментальных данных сделать вывод о строительном материале, обладающем лучшими физическими свойствами; научить кратко излагать свои мысли письменно и устно (при защите); сформировать навыки работы на компьютере, навыки поиска информации в Интернете и её сохранения.

Форма организации детей: парная работа.

Ведущая деятельность: исследовательская. Форма продуктов проектной деятельности: мультимедийная презентация и реферат.

Тема учебно-тематического плана предмета: Смачивание, несмачивание, капиллярность.

Сроки работы над проектом: 2 месяца.

Режим работы (организационная работа): урочно-внеурочная.

Техническое оснащение: весы рычажные и электронные, набор строительных материалов, кюветы с водой, компьютер.

Информационное и учебно-методическое оснащение: Физика: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. В. Грачев и др. – М.: Вентана-Граф, 2008., http://www.aqua-green.ru, http://www.redwood.ru, www.kirpith.ru

Работая над учебным проектом, школьники становятся более мотивированными, у них появляется интерес к изучению физики. Они активнее работают на уроках и творчески подходят к выполнению домашнего задания. Учащиеся с большей степенью самостоятельности обсуждают свои идеи и мнения по тому или иному вопросу. С удовольствием создают презентации новой информации с использованием компьютерных технологий, которые затем защищают на уроках. Учащиеся дают позитивные отзывы о проектной деятельности. Таким образом, можно констатировать тот факт, что проектная деятельность на уроках физики играет огромную роль в повышении качества школьно естественнонаучного образования.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ирина Викторовна Морозова

На: Проектная деятельность


Добрый день, уважаемая Светлана Евгеньевна!  Была рада увидеть такой ресурс, как предметная проектная деятельность. Я преподаю в школе физику и математику, кроме того являюсь координатором пректной деятельности в нашей школе, занимаюсь социальными пректами (и есть уже некоторые успехи в этом направлении), но так и на могу попробовать в классе  такую форму работы. У Васесть такой опыт. Не могли бы Вы показать хотябы один проект в полной мере(его папку-портфолио). заранее Вам благодарна.

С уважением Морозова Ирина Викторовна, учитель физики МОУ Богдановская СОШ morozovaiv131165@mail.ru



Поиск

Loading

Оценка материала

...