Вы не зарегистрированы

Авторизация



Фонетические процессы русского языка. Редукция.

Фото пользователя Евгения Эриковна Синушкина
Submitted by Евгения Эриковна Синушкина on пн, 31/08/2009 - 18:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Синушкина Евгения Эриковна
Место работы, должность: 
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Йошкар-Олы", заместитель директора по УВР, учитель русского языка, литературы, МХК.
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Формирование практической грамотности учащихся через знакомство с фонетическими процессами русского языка, развитие фонетической чуткости. 2. Обобщение знаний, полученных на занятиях спецкурса по фонетике, с целью объяснения правил русской орфографии (например, «Безударные проверяемые гласные в корне слова», «Непроверяемые гласные и согласные», «Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-», «Буквы И, У, А после шипящих» и т.д.). 3. Воспитание внимательного отношения к русскому слову, а также к букве и звуку как мельчайшим единицам русской графики и фонетики.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.

Краткое описание: 
Урок построен как состязание трех команд, на которые разбивается класс. Сильнейшие обучающиеся входят в состав жюри.В ходе занятия члены команд выполняют и устные, и письменные задания. Урок заканчивается подведением итогов и награждением победителей.Занятие состоит из следующих этапов:1.Повторение известных фонетических процессов. 2.Редукция гласного [о]. 3.Редукция гласного [а]. 4.Редукция гласного [э]. 5.Повторение орфограммы "Правописание суффиксов -ЕК,-ИК". 6.Повторение правил слогораздела. 7.Подведение итогов занятия.

 

Ход занятия.
 Слово учителя: В рассказе В. Голявкина «Карусель в голове» мальчик попросил отца купить вещи, названия которых он написал на листе бумаги: «вилисапет», «писталет-пулимёт», «самалёт», «вирталёт», «хакей», «мороженое». (Слайд 2.)
- Как вы думаете, что отец купил мальчику? (Папа купил мальчику только мороженое, а с остальным предложил подождать до окончания следующего учебного года.)
- Почему отец купил сыну только мороженое?
-Почему сын допустил ошибки в остальных словах? Какие фонетические процессы русского языка он не знал?
Мы постараемся сегодня доказать важность изучения фонетических процессов русского языка, на примере одного явления, происходящего в области гласных, обобщим те знания, что получили на дополнительных занятиях, и подойдем к объяснению некоторых орфограмм с точки зрения фонетических явлений. Такова цель проведения нашего мастер-класса. Мы проведем занятие в форме состязания трех команд. Вы заранее получили задание выбрать капитана команды и ее название. (Визитки с названиями команд расставляются на столах, за которыми сидят члены команд. В команды входят учащиеся разных уровней подготовки, трое самых сильных учеников становятся членами жюри. Учитель знакомит с правилами игры. Команды получают задания и письменные, и устные; кроме того, некоторые задания рассчитаны на совместное выполнение всеми членами команды, некоторые – на индивидуальную работу того члена команды, которого выбирает капитан. Пока жюри проверяет выполненные задания, участники команд могут заработать баллы, ответив на дополнительные вопросы учителя. Ответы на дополнительные вопросы оцениваются в один балл и присуждаются той команде, участник которой дал верный ответ.)
- Какие фонетические процессы мы с вами изучили? (По ходу ответов учитель прикрепляет на доску карточки с названиями фонетических процессов: «редукция», «оглушение», «озвончение», «смягчение», «выпадение», «стяжение».)
Дополнительный вопрос:
- Какие из этих процессов происходят с гласными? С согласными? (Разделяются на группы.)
Слайд 3. Редукция гласного [О].
Дополнительный вопрос:
- Какой фонетический процесс называется редукцией?
-Какие гласные редуцируются?
Выполнение задания по стихотворению (раздаются заранее подготовленные карточки):
ГОРЫ, ГОРНЫЙ, ГОРОЧКИ, ПРИГОРКИ,
Домики ГОРНЯЦКИЕ у гор,
ГОРНЯКИ спускаются под ГОРКИ –
О букве О ведем мы разговор.
- Найдите корни у выделенных слов.
- Какие звуки обозначаются буквой О?
- Найдите слова, в которых гласный звук корня стоит в слабой позиции. (Горняцких, горняки.)
- В каких словах корневой звук стоит в сильной позиции?
Жюри проверяет карточки с выполненными заданиями.
Дополнительные вопросы:
- Как иначе мы называем слабую позицию гласного или согласного звука, при котором мы имеем выбор буквы? (Орфограмма.)
- Как называется орфоэпическая норма произношения звука [О] в слабой позиции? (Аканье.) Какая ошибка подстерегает ученика при написании безударной гласной О? (Замена буквы О на А.)
- Как мы должны проверить написание безударной гласной в корне? (Если это проверяемая безударная гласная, мы подбираем однокоренное слово или меняем форму этого же слова, чтобы гласная оказалась в сильной позиции, под ударением. Если же проверить написание безударной гласной буквы нельзя, мы сверяемся со словарем.)
- Какие из выделенных слов проверочные? (Те, в которых гласный стоит в сильной позиции.)
- В какой позиции мы отмечаем гласный [О]? (Только в ударной, сильной.)
- А в остальных случаях, в первом предударном слоге? ([Крышечка]), во втором-третьем предударном и заударном положении? ([Ъ])
- Как пишутся гласные в корне однокоренных слов? (Одинаково, независимо от позиции.)
Слайд 4. Редукция гласного [А].
ЧАСЫ настенные и ЧАСИКИ ручные
Нам аккуратно чинит ЧАСОВЩИК.
Стоят всегда на страже ЧАСОВЫЕ.
Надеюсь, букву А ты здесь писать привык?
Задание для команд (карточки с заданием раздаются заранее):
- Обозначьте в выделенных словах корни, подчеркните гласные в корне в слабой позиции, определите, какой звук обозначает гласная буква А в корне.
- Из выделенных слов найдите такое, в котором гласный в корне стоит в сильной позиции?
- В чем особенность произношения звука [А] после мягких согласных? Вспоминается правило написания ЧА-ЩА.
Дополнительные вопросы:
- Как называется норма произношения звука [А] после мягких согласных в слабой позиции? (Иканье.)
- Почему ей дано такое название? (В слабой позиции слышится звук «И, близкий к Э» («И с призвуком Э»).)
- Какая буква может обозначать этот же звук и в какой позиции? (Буква Е в первой предударной позиции.)
Слайд 5. Редукция гласного [Э]. Один ученик от каждой команды вызывается к доске для выполнения задания:
- Какой звук обозначает буква Е в корне выделенных слов в приведенном стихотворении? Подпишите эти звуки.
СВЕТ, СВЕЧА, ОСВЕЩЕНЬЕ, РАССВЕТ,
СВЕТЛЯЧОК, ОСВЕЩАТЬ, РАССВЕТАТЬ,
СВЕТЛЫЙ, СВЕТИТСЯ, СВЕЧКА, ПРОСВЕТ –
Всюду Е не забудь написать!
Остальные учащиеся работают устно с карточками красного и зеленого цветов, определяют сильную/слабую позиции (карточка красного цвета – сильная позиция, зеленого цвета – слабая позиция). Учитель читает слова, учащиеся поднимают карточки (За верный ответ дается 0,5 баллов, за ошибочный столько же снимается (выдается «черная метка»), максимально можно заработать 5,5 баллов.)
Жюри проверяет работу учащегося, выполнявшего письменное задание.
Дополнительный вопрос:
- Почему различаются графические обозначения звуков? (Звук [Э] в сильной позиции, в слабой позиции [И/Э], [Ь].
- Как мы должны проверить написание безударной гласной в корне? (Вновь вспоминаются орфограммы № 1 и №2.)
Далее следует вспомнить те орфограммы, что объясняются явлением редукции, например «Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-» (слайд 6).
Слово учителя: Как вы думаете, почему мы говорим об орфограмме «Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-»? Почему появляется выбор написания букв Е и И? (Эти гласные стоят в слабой позиции, значит, появляется выбор написания буквы, а это и есть орфограмма.)
Дополнительный вопрос:
- Какое правило нам объясняет написание суффиксов -ЕК- и -ИК-?
КлючИк – ключИка – гласный сохраняется,
ЗамочЕк – замочка – гласный теряется.
На доске написаны слова:  фант_к, комоч_к, платоч_к, сыноч_к, кирпич_к, кулич_к, совоч_к, носоч_к, луч_к, грибоч_к.
Вызываются по одному ученику от каждой команды к доске, вставляют пропущенные буквы. Жюри проверяет ответы (0,5 балла за верный ответ, максимальное количество баллов за ответ – 10).
Пока жюри оценивает работу команд, участники выполняют дополнительное задание:
Конкурс «Слогораздел».  На доске написаны слова дружба, подросток, аптека, ручная (работа), холмы, звонкий, разбить Необходимо разделить их на слоги. (Дру-жба, по-дро-сток, а-пте-ка, ру-чна-я, хо-лмы, звон-кий, ра-збить.)
В конце урока подводятся итоги.
Слово учителя:  Подведем итоги занятия. Скажите, пожалуйста, какое фонетическое явление русского языка мы с вами повторили? Что оно из себя представляет?
- Какие гласные называются редуцированными?
- В какой позиции происходит редукция?
- Как мы проверяем написание слова с редуцированной гласной?
- Какие орфоэпические нормы вы можете назвать?
Жюри оглашает результаты состязания, награждаются победители.
Прикрепленный файлSize
Фонетические процессы1.ppt141.5 KB

»  Размещено в сообществах: