Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века. Н.М.Рубцов"

Размещено: Любовь Владимировна Лазарева - вс, 01/11/2009 - 19:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лазарева Любовь Владимировна
Место работы, должность: 
МБОУ"Гимназия №11"г.Норильска, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Обучающая: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания; Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал; Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.Я.Коровина., Литература: 8 класс: учебник в 2 ч.

Используемая методическая литература: 

Н.В.Егорова "Поурочные разработки по литературе в 8 классе"; сборник стихотворений Н.Рубцова

 

Используемое оборудование: 

Компьютер

Используемые ЦОР: 

наглядная презентация учебного материала

Краткое описание: 
Данная разработка урока по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века. Н.М.Рубцов» вводит в удивительный мир русской природы. Она отвечает сегодняшним требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса в инновационном учреждении. В перечне основных умений и навыков обучающихся одним из ведущих направлений деятельности является умение работать с информацией. Цель этой деятельности: подготовка личности информационного общества. На уроке при помощи компьютера введена разносторонняя информация: теоретический и демонстрационный материал, практические задания. Данная технология обучения использована при объяснении новой темы. Урок насыщен разнообразными фотоматериалами: портретами поэта, репродукциями полотен художников. Использованы аудиокниги по произведениям поэта, энциклопедии по русской литературе, содержащие биографические справки.

                                                                         С каждой избою  и  тучею,

                                                                                                     С громом, готовым упасть,

                                                                                                     Чувствую   самую   жгучую,

                                                                                                     Самую   смертную     связь.

                                                                                                                                  Н.Рубцов

  

I.                  Объявление темы, цели урока

       II.         Новый материал

                  1 слайд

                 

 1) Слово учителя

        Мы возвращаемся  к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Обратимся к творчеству поэта  Николая Рубцова                

                

                  2 слайд

                  3 слайд    

       Поэт, о котором пойдет речь, родился  не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской  эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: " Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…"

      Николай Рубцов -  поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.

       Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую  беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.

        О чём  пишутся его стихи?   Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью.

         Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта.

          4 слайд

II. Чтение и анализ стихотворений.

     «Звезда полей»

          5 слайд

      Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова,  тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду.  Со звездой поэт связывает судьбу человека:

                                               Нет, меня не порадует – что ты!-

                                               Одинокая странствий звезда…

Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием:

                                                Звезда полей во мгле заледенелой,

                                                Остановившись, смотрит в полынью.

                                                Уж на часах двенадцать прозвенело,

                                                И сон окутал родину мою…

  Звезда – вся Земля, всё человечество:

                                                Звезда полей горит, не угасая,

                                                Для всех тревожных жителей  земли,

                                                Своим лучом приветливым касаясь

                                                Всех городов, поднявшихся вдали.

          Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её  движению.

          Все эти значения образуют в его поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство.

·        Каким чувством проникнуто стихотворение?

           В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией. 

·        Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе? 

                      6 слайд 

           1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осен­него золота, неугасимый свет звезды.

          2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает сти­хотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.

          3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветли­вым».

          4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осен­ним», «горит над зимним серебром».

          5. Олицетворения: «звезда... остано­вившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие ин­тонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

·        Какое значение имеет название стихотворения?

       Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старает­ся идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звез­ды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон роди­ны. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

      Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихо­творение положено на музыку и стало песней.

Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно вырази­тельно прочитать это стихотворение.

        7 слайд

       Стихотворение «Тихая моя Родина»

·        Какие образы природы создаёт поэт?

Река, ива, соловьи

·         Какое стихотворение Есенина напоминает нам «Тихая моя Родина»?

·        Какие чувства выражает лирический герой?

Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами

·        Какова интонация стихотворения?

Торжественная, величественная.

·        Какие  приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы?

Эпитеты, метафоры, олицетворения…

          8 слайд

       III. Особенности поэзии Н.Рубцова

             1. Звуковые образы

       В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря -  «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам».

            9 слайд

                2.  Формы наделения природы человеческими способностями

      Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит.  Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот.

          10 слайд

                3. Символические образы       

     Несут значения печали, горя, тоски

          11 слайд

               4. Формы наделения природы человеческими способностями

     Дерево у него –  человек, а листья – платье, опадание –  разлука.   С пониманием   этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики…

        Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой.

        Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью.

        12 слайд

              5.  Сравнительная характеристика образов в творчестве  Сергея

               Есенина и Николая Рубцова

         Анализируя стихотворения С.Есенина и Н.Рубцова о природе, мы пришли к выводу, что они различаются образами , например, у Есенина берёза – девушка, а у Рубцова это растение наделено новым смыслом: берёза -  старая матушка Русь.

          13 слайд

           6. Цветовая палитра

          Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость.

   14 слайд

           7. Символы стихий

        В лирике Н. Рубцова  мы отмечаем  символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит: 

                              Меня ведь свалят с ног

                              Снега,

                              Сведут с ума ночные ветры!

             15 слайд

      8. Сравнение стихии ветра  в творчестве  Александра Блока и

          Николая Рубцова

         В стихотворениях поэтов  ветер – это одухотворенная творческая сила, которая выступает в противоположность обывательскому застою.

             16 слайд

      9. Символы пространств

         Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба,  и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что

                             Все мы почти под кюветом

                             Несемся все дальше стрелой,

                             И есть соответствие в этом

                             С характером жизни самой!

             17 слайд

    

 

      10. Природа, Вселенная, небесные святила…

            Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой:

                                               Вечерняя заря да потухать стала,

                                               А полуночная звезда да высоко взошла.

                                               Светлая, утренняя заря да, братцы, 

                                               Занимается,

                                               Из-под зорюшки-то красное солнышко да

                                               Выкатается…

         Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть:

                                              Как будто солнце,

                                              Красное над снегом,

                                              Огромное,

                                              Погасло навсегда…

           Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть ,это мечта о прекрасном будущем:

                                              Так зачем, проявляя участье,

                                              Между тем проносилась луна

                                              И светилась во мраке ненастья,

                                              Словно отблеск весеннего счастья,

                                              В красоте неизменной она?

           Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями.

          IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова

           «В горнице моей светло», «Под звуки музыки…» в исполнении трио   «Меридиан».

           «Букет» в исполнении А.Барыкина.

           «Звезда полей» в исполнении А.Градского.

      

Итог урока

Вывод: мы, современные люди, не интересуемся  природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:

                                                  До конца,

                                                  До тихого креста

                                                  Пусть душа

                                                  Останется чиста!

 

 

 

Домашнее задание:

1.     Выберите наиболее понравившееся стихотворение о природе, обоснуйте свой выбор.

2.     Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его. 

 

                

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...