Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Блокада Ленинграда

Фото пользователя Елена Александровна Перетятько
Размещено: Елена Александровна Перетятько - ср, 18/11/2009 - 10:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Перетятько Елена Александровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с.Таежное
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 
1.Расширять исторические знания детей; 2.Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

Компьютер, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

 Презентация, фотографии

Краткое описание: 
Вступительное слова учителя. Просмотр фотографий с изображением достопримечательных мест Санкт-Петербурга.Беседа о городе. Рассказ о людях, оказавшихся в блокадном Ленинграде. Чтение письма мальчика Федора своему папе подготовленному ученику. Рассказ о Тане Савичевой. Чтение стихотворения Андрея Смирнова "Татьяна Савичева". Просмотр фотографий с изображением блокадного Ленинграда

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Ход урока

1.     Вступительное слово.

- На протяжении всей истории нашей Родина её территория подвергалась постоянным испытание . Многие страны завидовали богатству наших земель и всячески пытались их захватить. Вы уже, наверное, слышали о нашествии монголо-татар, когда более двух столетий продолжалась зависимость Руси от Золотой Орды. Пытались захватить наши земли шведы и немецкие рыцари- крестоносцы. Семь с половиной веков прошло, а мы не забываем о славной победе Александра Невского над орденом крестоносцев.

 Прошло более 60 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война. По  вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером были втянуты в войну десятки государств, миллионы людей. Основной задачей Гитлера было победить нашу страну. Гитлер твердил, что нужно стереть с лица земли и уничтожить наш народ. На оккупированной (захваченной немцами) территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Не щадили никого. Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Свою нацию, немецкую, они считали  избранной, особенной, а люди других национальностей должны подчиняться, работать на них. Но планы фашистской Германии были сорваны победой нашего народа, нашей страны.

 Высокую цену заплатил народ за эту победу. Она унесла жизни 50 миллионов людей.   

День Победы над фашизмом знает весь мир? Когда мы празднуем его?

Ученик

         - 9 мая – День Победы.

Учитель

         - Мы шли к этому дню 4 года. Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. И за этот день мы благодарим тех, кто ценою своей жизни отвоевал свободу на Земле, спас от фашизма народы всего мира.

         - А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагменты и подумать о каком великом городе у нас сегодня пойдёт речь?

 2. Просмотр достопримечательных мест Санкт-Петербурга

         - А теперь погрузимся в страшную эпоху тех военных лет.

         - В августе 1941 года город Ленинград (так называется Санкт-Петербург с 1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть к кольце фашистов. Связь города со страной по суше прервалась.

         Руководство города не позаботилось , чтобы своевременно вывезти из города стариков, женщин и детей. Не был обеспечен продовольствие город. В результате, после того как фашистские бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов.

         Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от обстрелов, от холода и голода. Фашисты постоянно обрушивали на них смертоносный огонь с сушу, с моря, с воздуха. Около 850 тысяч ленинградцев погибли в дни блокады.

 3. Рассказ учителя.

В осажденном городе часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтов­ом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шел, обтрепался весь и рваться уже чал. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг шоколадка выпала. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота.

Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошел отнести конверт по указанному адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не ждались.

Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то понес детям, сразу ее узнали.

- Пришла поклониться памяти вашего почтальона,­ объяснила женщина. Он нам с братом жизнь спас.

И вот что она рассказала:

- Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И все же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мертвого чело наткнулся. В, одной руке у него крепко зажата плитка шоколада, а в другой - письмо от отца-летчика.

Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили.

 

И вот недавно, перебирая книги, наткнулись   обертку, вспомнили блокаду, старичка-почтальона. И решили узнать имя человека, который, умирая от голода, смог отнести шоколадку детям.

 

 

 

Наряду со взрослыми дети несли все тяготы войны ( работали на заводах, встав за станки вместо  ушедших на  фронт взрослых. Одним из таких молодых рабочих был Федя. Вот что он писал отцу на фронт:

 4. Чтение письма учеником.

 

«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю заводе. у нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград   проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я всё время хочу есть, а мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков.»

            - Вот портрет девочки, школьницы Татьяны Савичевой. Эта девочка вела дневник. Познакомьтесь с этим документом. Я не спроста назвала дневник Татьяны Савичевой документом. Он фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов протии фашистских преступников.

Таня Савичева после смерти родных попала в детский дом, откуда вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

5. Чтение стихотворения Андрея Смирнова «Татьяна Савичева» учащимися.

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

ТАНЯ САВИЧЕВА

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца -

до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений

Время возвышает образ Тани

И ее доподлинный дневник.

 

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

 

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

 И почти молчанье  о себе ...

 

 Это смертный приговор убийцам

 В тишине Нюрнбергского суда.

 Это - боль, которая клубится.

 Это - сердце, что летит сюда ...

 Время удлиняет расстоянья

 Между всеми нами и тобой.

 Встань пред миром, Савичева Таня,

 Со своей немыслимой судьбой!

 Пусть из поколенья в поколенье

 Эстафетно шествует она,

 Пусть живет, не ведая старенья,

 И гласит про наши времена!

6. Заключение.

            - Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Случалось и такое, что машины  с людьми, с продовольствием проваливались под лёд. Приходилось привязывать к машинам  конные лёгкие сани. Так доставляли муку в город. Но колонны с продовольствием шли и шли. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей. Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.

         900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. По замыслам фашистского командования, жители, если они попытаются покинуть город через позиции фашистских войск, должны быть отогнаны огнём обратно. Сам город должен был быть превращён  в развалины. Такие меры помогли бы увеличить хаос, страх в захваченных землях.

Но попытка сломить город и его жителей фашистам не удалась. В январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров, по нему пошли поезда и машины с продуктами.

Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит.

Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, жители выходили на площади, чтобы услышать по радио долгожданную весть. По привычке обходили стены домов с надписями : «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, сто немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было.

7. Подведение итогов.

- Какие впечатления остались от урока, от фильма?

- Что больше всего запомнилось?

 

 

Прикрепленный файл Размер
DSC01971.JPG 43.2 Кбайт
DSC01978.JPG 39.08 Кбайт
DSC01979.JPG 32.89 Кбайт
DSC01963.JPG 39.97 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн