В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 9 классов и рассчитана на 12 часов. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре. В соответствии с этим целью допрофессионального образования становится формирование учащегося, способного к полноценному восприятию духовной культуры, подготовки к самостоятельной работе над словом.Учащиеся, рассказывая об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом. Данный элективный курс подобран с учетом индивидуально-возрастных особенностей.
1.Цели обучения.
Развитие навыков анализа, оценки, редактирования и построения самостоятельного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов. Развитие литературно-творческих способностей, расширение представления о жанрах сочинений.
2.Задачи обучения.
- формирование представления о журналистике;
- систематизация и обобщение имеющихся знаний по базовой теории текста;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в определенном жанре)
- формирование основных этических понятий;
- подготовка учащихся к обучению в средне-специальных и высших учебных заведениях.
3.Виды деятельности.
Программа курса рассчитана на 12 часов.
Программа учебной подготовки включает в себя теоретические и практические занятия по работе с текстом, проведение бесед для создания собственного текста газетного жанра.
4.Формы учебной деятельности:
- лекции;
- беседы;
- практические занятия;
- дискуссии;
- работа в группах.
5.Методы обучения.
Предполагается использование разнообразных методов обучения в зависимости от складывающихся условий:
Категории. Основные понятия и их связь с журналистикой.
Теоретическое занятие
1
6
Заключительное занятие.
1
6.1
Защита творческих работ (опубликование лучших в школьной газете)
Теоретическое занятие
1
Содержание курса «Юный журналист»
Тема №1 Введение (1 час)
Что такое журналистика? Корреспондент (репортер) – сотрудник газеты, сообщающий о событиях, происшествиях. Задача газеты – информировать читателя. Газетные жанры – форма подачи материала, информации.
Из чего состоит газета? (паспорт - название, полосы - страницы определенного формата. Размещение материала на полосах. Рубрика, клише, плашки, макет, верстка, корректура, гранки).
Тема № 2. Функциональные стили и типы речи (3 часа)
1.Стили речи. Характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.
2.Типы речи. Особенности повествования, рассуждения и описания.
3.Стилистические нормы (лексические, грамматические, синтаксические и т.д.).
Тема №3 Информационные жанры (3 часа)
1. Газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие – основа жанра (сегодня, вчера, завтра). Оперативность, достоверность. Факты – действительное, невыдуманное событие, происшествие (то, что объективно существует).
Отбор фактов из разных источников (бесед с людьми – организаторами или участниками события; архивных и исторических материалов).
2. Информация - краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдет (выставки, конкурсы, начало спортивного сезона, премьеры, юбилеи).
Заметка - расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путем сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации.
3. Корреспонденция – подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию.
Репортаж – оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Сходство и различие с другими жанрами.
Интервью – беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения. Виды и типы интервью.
1. Русский язык – на газетной полосе. Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность). Газетный язык – способ общения журналиста с читателем, помощь в обретении авторского лица. Умение пользоваться словом – личное качество журналиста. Смысловая точность, острота языка. Основа языка – движение и его выражение глагол. Глагол движет фразу. Эмоции, экспрессия в языке.
Прямая речь – помощь автору в обозначении характера героев публикаций. Реплики, монологи, диалоги – речевая характеристика героев.
2. Специфическое оформление материала для публикации: заголовок, рубрика, разбивка на абзацы. Корректорские обозначения.
Тема № 5 Этика (2 часа)
1. Этика – наука о нравственности. Система норм нравственного поведения человека. Мораль: нравы, обычаи, мода, поведение. Категории этики: добро, зло, достоинство, духовность, героизм, любовь, верность, долг, счастье, идеал.
2. Твой внешний облик. Обаяние. Умение общаться. Уход за телом, волосами. Маникюр, педикюр. Использование лекарственных трав в ежедневном уходе за собой.
Помоги себе сам: простейшие способы (народные методы) лечения простуды, головной и зубной боли, расстройства желудка. Оказание первой помощи при ожоге, солнечном ударе, обморожении, ранах.
Тема № 6. Заключительное занятие.
Защита творческих работ, лучшие сочинения публикуются в школьной газете.
На: Программа элективного курса «Юный журналист»
Спасибо, очень долго искала подобный материал. Аида Николаевна, Вы мне помогли.