Урок литературы «Библейские мотивы в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» (6 класс)
Submitted by Татьяна Александровна Поплавская on Sat, 26/12/2009 - 17:19
Вступление. Беседа по изученному материалу.
Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. На предыдущих уроках вы познакомились с биографией Ивана Андреевича, прочитали и истолковали несколько его басен, поговорили об особенностях этих талантливых произведений.
– Что вы узнали о судьбе Крылова и его яркой, оригинальной личности?
(Жил и работал вXVIII-XIX веках; трудное детство, ранний труд, упорное овладение знаниями, постоянное самообразование, роль матери в становлении личности, служение отечеству и т.д.).
– Каков был творческий путь Крылова?
(Литературную деятельность начал как драматург. Написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни начала писать позже – в 37 лет, *Список басен*, всего им написано более 200 басен).
– В чем секрет популярности басен Крылова?
(В том, что Крылов – не добренький дедушка, развлекающий нас забавными историями о животных, а гениальный сатирик, и в его баснях есть уроки всем: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому. Современники Крылова говорили, что в его баснях – вся Россия. А еще басни Крылова были очень мудрыми, ведь басня – это краткое нравоучительное стихотворение).
– Какие басни вы читали в это учебном году?
(Обращаемся к иллюстрациям учащихся)
– Откуда брал Крылов сюжеты своих басен?
(Из жизни: важные исторические события, обыденные случаи; из истории, обращался к басням древнегреческого баснописца Эзопа, к древним индийским басням).
– Есть, ребята, одна хорошо знакомая вам басня. Давайте вспомним ее. А помогут нам наши ученики. Уверена, что вы сразу вспомните название этой басни.
Инсценировка басни.
– Итак, как называется эта басня?
(«Стрекоза и Муравей»).
II.Основная часть.
1. История сюжета басни «Стрекоза и Муравей».
Вспомнили эту басню мы не случайно. У нее особая история. Вы уже знаете, что Иван Андреевич был прекрасно образованным человеком, знал несколько языков и много читал. И, как верующий человек, и просто хорошо образованный, великолепно знал содержание книги, которую называют первой книгой в мире.
– Что это за книга?
(Библия)
Да, это Библия. Истины, которые заключает в себе Библия, были близки и понятны поэту. Так вот, исследователи творчества Крылова утверждают, что сюжет басни «Стрекоза и Муравей» поэт взял из Библии. Поэтому и тема нашего урока-исследования звучит следующим образом: «Библейские мотивы в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
На уроке мы узнаем, какой сюжет выбрал Крылов из Библии, что общего между сюжетами Библии и басни, в чем разница и, главное, какое поучение они содержат?
Нужно знать, что Библия оказала огромное влияние на поколения художников слова. С этой точки зрения, Библию можно назвать сокровищницей, из которой поэты, писатели, художники, скульпторы черпают темы, идеи и образы. Причем, это не простое копирование библейских сюжетов. Библия проложила дорогу мировой литературе, которая с разной глубиной и объемностью разрабатывала библейские сюжеты или мудрые истины.
Среди изученных, прочитанных вами произведений школьной программы тоже есть такие. Это:
Сказка В.Жуковского «Спящая красавица», поэма А.Пушкина «Руслан и Людмила», Н.Гоголь «Вечера на хуторе Близ Диканьки», стихотворение М.Лермонтова «Бородино», повесть И.С. Тургенева «Муму», сказка К.Паустовского «Теплый хлеб» и многие другие.
Так и Крылов обратился к Библии, а именно – к Ветхому Завету.
Повторение сведений о Библии. (ответы учащихся)
– Но давайте вспомним, что такое Библия и какую роль она играла и играет в воспитании характера русского человека. Все наши общечеловеческие нравственные принципы берут начало в Библии.
3. Рассказ учителя.
Итак, Ветхий Завет писался до Рождества Христова. В нем рассказывается о том, как Бог сотворил Вселенную, о грехопадении человека, об истории иудейского народа. Израиля, о пророках и пророчествах Есть в Ветхом Завете раздел «Притчи царя Соломона».
– Что такое притча?
Да, это небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.
В притчах в поэтических формах излагаются возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями, т.е. правилами жизни, как жить безгрешно (или, как говорится, праведно). Праведно, или безгрешно, это одно и то же.
Кто же такой царь Соломон? И почему его притчи считаются образцом мудрости? Царь Соломон – это третий еврейский царь. Его царствование осталось в истории как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости.
Уже при рождении Соломона один из пророков признал, что ребенок отмечен милостью Всевышнего. Когда пришло время и Соломона помазали на царство, народ возликовал. Уже первые шаги молодого царя оправдали мнение пророка. Соломон оказался прозорливым, т.е. проницательным, умеющим предвидеть, царем. Он вступает в дружественные отношения с могущественными соседями: Египтом, Финикией, обезопасив границы своего царства. Страна разбогатела, так как вместо распрей соседние государства в знак дружбы и мира приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, скот и т.д.
Но самое удивительное, что Соломон дважды удостаивался Божественного откровения.
Однажды Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него все, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Бог обещал ему это, если царь будет исполнять его заповеди. Второй раз Бог явился к Соломону, когда он освящал вновь построенный Храм. Всевышний обещал, что примет и Храм, и династию Соломона под свою защиту, если народ «не отпадет», т.е. не отойдет от Бога. Если же народ отойдет от Бога, то и Храм будет отвергнут, и народ изгнан из страны.
Соломон царствовал 40 лет. В особую заслугу ему ставится то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости.
И действительно, он был мудрым. Даже поговорка сложилась: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым». Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, т.е. при одном взгляде на пришедших узнавал, кто из них прав и кто виноват. Соломон постоянно строил синагоги (еврейские церкви) и школы. При всем том он не отличался надменностью, приглашал к себе семь ученых старцев, в присутствии которых хранил молчание.
При его царствовании добро постоянно брало верх над злом. А при постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжелые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Посаженные в Храм золотые деревья каждый год приносили плоды.
Конечно, царь, как и все смертные, был грешен. Но Всевышний наказал его, и он спустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья. Однако этим Бог простил Соломону все его грехи.
К лику святых Соломон не причислен, хотя иногда изображался даже на иконах и с нимбом святости.
Итак, вот каким был царь Соломон и вот почему его притчи включены в Библию. Их было 3 тысячи! Им отведено в Ветхом Завете 31 глава. *Изображение притч*
Что же в них?
Автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины. Излагает в форме поучения возвышенные религиозно-философские истины. Притчи не лишены поэтичности, которая обычно сопровождает любую возвышенную речь и впечатление на слушателей.
Прочитаем же и мы притчи царя Соломона, к которым общался Иван Андреевич Крылов. Какой урок они в себе таят? *Притчи*
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя.
8. Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою
9. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
10. Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.
11. И придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник.
3. Сопоставление басни и притчи.
– Все ли слова этой притчи вам понятны?
Вот именно эту притчу и положил в основу своей басни И.А. Крылов.
– А что общего между притчей и басней? Вы помните определение притчи и басни? Давайте еще раз сравним их.
– Какую же цель преследуют и притчи и басни? (Нравоучительную, т.е. дающую жизненный урок).
– Согласны ли вы с выводами исследователей, что Крылов заимствовал сюжет басни из Библии?
Перед вами определение мотивов художественного произведения.
Мотивы – проходящие через художественное произведение элементы сюжета, темы, настроения, компоненты (составные части) формы. *Запись на доске*
– Давайте проведем свое (в меру возможностей) исследование, содержит ли басня Крылова библейские мотивы.
– Начнем с сюжета. Какие образы заимствовал Крылов из притчи Соломона? (Муравей – труженик и ленивец). Как ведут себя герои притчи и басни? (Одинаково: муравей трудится, а ленивец бездельничает).
– Какова тема притчи и басни? Совпадают ли они? (Тема лености (лени) и трудолюбия, беспечности и мудрости).
– Каково настроение притчи и басни? (Настроение недовольства поведением и образом жизни ленивого, прославление труженика – муравья, сожаление по поводу бедственного положения ленивца).
– Что общего в форме причти и басни? (На первый взгляд ничего: у притчи повествовательная форма, а у басни стихотворная. Но речь притчи можно смело назвать поэтической, т.е. она образная, яркая, эмоциональная, содержит выразительные средства языка: обращения, повторы, сравнения, чувства автора, инверсия).
Вы знаете, что басня содержит обычно мораль, т.е вывод из всего сказанного. Есть ли мораль в притче и какова она?
А в басне? Совпадает ли мнение авторов на изображаемое?
– А теперь сравним тексты этих произведений. *Притча и басня*
№6
– Что советует автор ленивцу?
– Что значит быть мудрым в данном случае? (не только быть умным, но и перенять опыт, знания)
№7
– Что особенно подчеркивается в этой строке автором? (Свободный труд, добровольный)
№8
– Что в поведении муравья особенно нравится автору? (Работу выполняет вовремя)
№9
– С каким вопросом обращается автор к ленивцу? Что за сон имеет он в виду? (Сон разума. Здесь иносказание).
№10
– Какое слово повторяет автор в этом предложении? О какой степени лени говорит он? (немного)
№11
– Каков итог лености, если даже ее немного?
– Почему бедность придет, как прохожий? (Неожиданно, нежданно, быстро).
– С кем сравнивается нужда? Кто такой разбойник?
– А теперь обратимся к басне.
– Почему Крылов заменил вечно спящего ленивца попрыгуньей Стрекозой? (Здесь тоже сон разума, хотя Стрекоза и находится в постоянном движении. Подтвердите текстом. Осовременил образ ленивца).
– К чему привел такой образ жизни Стрекозу? (к бедствию, нищете, к злой тоске, почти гибели: это уже не попрыгунья, она еле ползает).
– Что ожидает ее?
– Почему же Муравей не пожалел героиню? (Потому что она сама виновата в своем несчастье).
I. Выводы.
Итак, какую истину проповедуют царь Соломон и Крылов?
Труд – основа жизни, основа благополучия, леность же приводит к физической либо духовной гибели человека.
– Удалось ли нам доказать близость этих двух произведений?
– И последний вопрос, главный вопрос нашего урока: почему же Крылов обратился к Библии? *Библия*
(Библия – это кладезь мудрости. Это великая книга, в которой показана борьба добра и зла, это книга – наставник, дающая ответ на все вопросы. Это – первая книга).
И закончить урок хочется словами А.С. Пушкина: *Пушкин, Библия, слова Пушкина*
«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах Земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира, из коей нельзя повторить ни единого выражения, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но… если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в сладостное красноречие…
Мало было избранных… которые бы в своих творениях приближались кротостью духа, сладостию красноречия и младенческою простотою сердца к проповеди небесного Учителя».