Размещено: Татьяна Накидкина - пн, 28/12/2009 - 16:55
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 8 КЛАСС.
ТЕМА: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НА –ИЙ, -ЬЯ, ЬЕ, -ЬИ.
Цели:
1. Дать понятие о прилагательных на –ий, -ья, -ье, -ьи. Выработать навык употребления их в речи.
2. Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании и различении.
3. Воспитание мотивации к учению
Ход урока:
I.Организационный момент.
Назвать словосочетания прилагательное +существительное в ж.р., м.р.,ср.р.
II.Проверка домашнего задания.
· Упр.140,с.60.
· На доске выписаны словосочетания, нужно вставить окончания, обозначить падеж:
О космическ.. полётах, на далёк.. планетах, могуч.. корабли, с отважн… космонавтами, из друг.. стран, смел.. планов.
Два человека работают на доске по карточкам. Задание: поставить словосочетания существительное + прилагательное в Р.п., Д.п., Т.п.
III.Объяснение нового материала:
Словарная работа с алфавитом. Расшифровать слова:
10. 21. 13. 10. 15.1. 18. 10. 33. (кулинария)
31. 17. 12. 1. 13. 1. 20. 16. 18. (эскалатор)
Назвать значения слов.
Кулинария – искусство приготовления пищи.
Эскалатор – движущаяся лестница.
- На эскалаторе зверь. А какой, догадайтесь сами по картинкам, где будут изображены его части (голова, ухо, хвост, лапы)
Рассматривание иллюстраций с изображением лисьего хвоста, лисьей головы, лисьего уха, лисьих лап.
Запись на доске:
Хвост (чей?) лисий (м.р.,ед.ч.)
Голова (чья?) лисья (ж.р.,ед.ч.)
Ухо (чьё?) лисье (ср.р. ,ед.ч.)
Лапы (чьи?) лисьи (мн.ч.)
Вывод учащиеся делают самостоятельно: прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи отвечают на вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи? и изменяются по родам и ч ислам.
Чтение правила.
IV.Закрепление.
Работа с раздаточными картинками с изображением животных.
Задание: придумать и записать словосочетания прилагательное + существительное, обозначить род, число. Обратить внимание на написание ь в прилагательных.
Дидактическая игра «Чьи следы?» Найти на картинке следы животных и записать по образцу: заячий след – заячьи следы
Работа с текстом.
На свежем снегу хорошо видны ………., ………., ………. следы. ………. след похож на след большой собаки. ………. следок на след маленькой собачки. ………. следы запутаны. А медведь зимой спит. Его следов на снегу нет. Это лесная азбука. Её хорошо знают охотники.
· Упражнение на коррекцию внимания:
Из группы слов выбрать слово, относящееся к теме урока: олень, олений, олени.
Скажите, на каком фоне были изображены слова.
· Дидактическая игра:
Даны существительные, придумать к ним прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи
Гнездо лодка
Мех молоко
Упряжка пух
Копыто горб
· Работа с текстом.
Из текста выбрать предложения о медвежьей походке.
* * *
Медведь – зверь могучий, хищный, сильный. Его тело покрыто длинной шерстью бурого цвета. У медведя большая голова, а шея короткая и толстая. Глазки маленькие. Ноги короткие и толстые. При ходьбе ставит мишка ноги внутрь пальцами и наружу пятками. Поэтому и называют его косолапым.
· Образовать и записать словосочетание прилагательное + существительное
Походка (чья?) медвежья.
Можно ли так сказать о человеке? Что это будет означать?