Цели. 1. Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.
2. Познакомить с частями и внутренними органами человека.
3. Дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Оснащение.
1. Воздушный шарик, бельевая веревка.
2. Силуэт человека из картона, пластилин разных цветов – у каждого ученика.
3. Презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению раздела «Здоровье и безопасность».
- О чем же этот раздел? Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название тем, которые мы будем разбирать в этом разделе.
- Прочитайте тему нашего урока. (Слайд 1)
- Рассмотрите рисунок с изображением дома. (Слайд 2)
- Как дом устроен снаружи? То, что мы видим снаружи, это внешнее строение дома.
- Как вы думаете, а что находится внутри дома? (Слайд 3) Это внутреннее строение дома.
- Значит, предметы имеют внешнее и внутреннее строение.
- Сегодня мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека. (Слайд 4)
3. Внешнее строение человека.
(Слайд 5)
- Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи.
- Итак, к внешнему строению человека относится следующие части тела человека: голова, … Погладьте себя по голове. Покажите эту часть тела на силуэте.
(Учитель демонстрирует на слайде 6.)
4. Внутренее строение человека.
- А что вы знаете о внутреннем строении человека?
- Тело человека внутри состоит из органов. (Слайд 7)
- Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела человека. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг.
- В какой части тела располагается этот орган, судя по его названию?
(Дети берут пластилин серого цвета, «вылепливают» головной мозг и прикрепляют на силуэт человека из картона. Аналогичная работа ведется с остальными органами, изучаемыми на уроке.)
- Головной мозг ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим.
- Как долго вы можете на дышать?
- Давайте это проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вздохнуть, вы поднимите руку и запомните числа, которые я вам назову.
- Сделайте вывод, как долга человек может не дышать.
- Дыхание происходит при помощи легких. Легкие – правое и левое – расположены внутри грудной клетки с со всех сторон защищены ребрами. Когда мы делаем вдох, легкие увеличиваются, а при выдохе – уменьшаются. Легкие вбирают в себя кислород из вдыхаемого воздуха и избавляют организм от углекислого газа. Без легких мы не могли бы жить.
- Скажите, как узнают, жив человек или умер?
- Прежде всего прослушивают, бьется ли у человека сердце. Где оно находится?
- Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. У детей сердце делает от 80 до 90 ударов в минуту. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь. И ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз. А размером оно всего с кулак.
- Представьте себе, что вы пришли домой. Мама подает вам на обед кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете ли вы есть такой обед? Почему?
- Точно так и нашему организму нужна по – особому обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются несколько органов. Главный орган пищеварения желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик (учитель показывает спущенный воздушный шарик). Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается.
- Когда пища становится мягкой, как каша, она переходит из желудка в кишечник. Длина кишечника почти 8 м (учитель с другими учениками растягивает 8-миметровую веревку), но свернут так плотно, что целиком помещается в животе.
- Печень находится с правой стороны от желудка. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
- Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы разбирали на уроке.
5. Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг и скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
6. Закрепление изученного.
1) Упражнение «Третий лишний» (Слайд 8)
1) Кроссворд «Внутренние органы» (Слайд 9)
2) Упражнение «Угадай, о каком органе идет речь» (Слайды 10 - 27 )
7. Итог урока.
Домашнее задание. Прочитать по учебнику текст «Как работает наш организм?»; уметь называть и показывать по таблице часть тела и внутренние органы человека, рассказать о работе внутренних органов.
Использованная литература.
1. Казакова О. В., Сбоев Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.:ВАКО, 2007.
2. Муковникова О. Г. Природоведение. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»: 2 класс. – Волгоград, 2002.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 частях. Ч. 2/А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.
Мультимедийная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Размещено ср, 27/01/2010 - 16:30 пользователем Ирина Анатольевна Кошкина.
Марина Анатольевна, придумали хорошо, можно только поправить - сделать фон для презентации. Очень все доступно объяснили про строение тела человека для малышей. Творческих вам успехов!
—
Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. Джон Рокфеллер
Марина Анатольевна! Я как раз недавно этот урок проводила! Очень интересно вы его провели. Только вот в презентации я бы заменила светло-голубой шрифт. Буквы сливаются и слова плохо читаются. Или хотябы сделайте буквы пореже. А в остальном- всё замечательно!
Комментарий был изменен с момента создания (teatral20, чт, 28/01/2010 - 00:21).
Интересный урок, некоторые этапы возьму на заметку. Особенно очень понравилось применение силуэта человека - решаются при этом многие, не только образовательные, но и развивающие задачи.
Спасибо Вам, Марина Анатольевна, за разработку урока. Желаю дальнейших творческих побед !!!
На: Строение тела человека
Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. Джон Рокфеллер
На: Строение тела человека
Марина Анатольевна! Я как раз недавно этот урок проводила! Очень интересно вы его провели. Только вот в презентации я бы заменила светло-голубой шрифт. Буквы сливаются и слова плохо читаются. Или хотябы сделайте буквы пореже. А в остальном- всё замечательно!
На: Строение тела человека
Интересный урок, некоторые этапы возьму на заметку. Особенно очень понравилось применение силуэта человека - решаются при этом многие, не только образовательные, но и развивающие задачи.
Спасибо Вам, Марина Анатольевна, за разработку урока. Желаю дальнейших творческих побед !!!
На: Строение тела человека
Тамара Сергеевна, благодарю Вас за добрые слова!
С уважением Попова Марина
http://popovama2.ucoz.ru/