Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня на уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Поэтому вам нужно быть внимательными и помогать друг другу на уроке, дополнять ответы.
II.Введение новой темы.
Объяснительно-иллюстративный метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала
Прочитайте стихотворение А.А.Фета.
Чуднаякартина,
Как ты мне родна:
Белаяравнина,
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокийбег.
Какую картину вы представили себе?
Какое это время года, суток?
Какой частью речи в предложении являются выделенные слова? (прилагательными).
А каким членом предложения? (определением).
Правильно. Вы назвали все определения, с помощью которых А.А.Фет изображает зиму. И не случайно именно эти слова остановили на себе наш взгляд. Значит, автор хотел, чтобы мы их заметили. Значит, перед нами не просто определения, а слова, имеющие особую изобразительную силу. Они передают звуки, смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.
Сегодня мы познакомимся с изобразительно-выразительным средством.
Мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты. Ответим на вопрос: Для чего используются эпитеты. Научимся находить эпитеты в тексте, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу – увлекательно и интересно.
Запишите в тетради число, тему.
III.Работа с эпиграфом
А вот эпиграф нашего урока. Это слова известного русского языковеда Дитмара Эльяшевича Розенталя:
Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.
Мы выяснили, что такое эпитет. Теперь мы закрепим отличительные особенности эпитетов.
VII.Первичное закрепление.
Для этого поработаем с доской.
Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом.
Сравним: волшебное озеро; день как бы хрустальный - длинный день; золотой огонь – золотое кольцо.
Посмотрите на слайд и найдите в этих парах эпитеты.
Почему именно эти слова эпитеты? (С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение автора к предмету или явлению, создается особый образ.
Об этом сообщает эпиграф нашего урока.
VIII.Знакомство с видами эпитетов
А теперь познакомимся с видами эпитетов.
Посмотрите на слайд:
«Встретил царь своего сына и невестку с радостью, задал пир. И стали добрый молодец с красной девицей жить да добра наживать». (сказка «Царевна-лягушка»)
Найдите эпитеты?
Эпитеты: «красная девица», «добрый молодец». Роль – с помощью эпитетов автор выражает оценку образов.
Мы можем встретиться с такими эпитетами в сказках , употребляются постоянно. Называются такие эпитеты постоянными.
Они употребляются в обыденной речи, используются в народнопоэтическом творчестве.
Следующий слайд:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
(Н.А.Некрасов)
Эпитет: «заунывный ветер». Это оценочный эпитет.
Подберите синонимы к слову «заунывный» (печальный, грустный, унылый).
- Что вы перечислили? (чувства, эмоции)
- Как еще можно назвать такой вид эпитетов? (эмоциональные эпитеты).
С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.
(Нужно определить значение этого эпитета в тексте, его роль.)
IX.Закрепление изученного материала.
Работа по тетради «Русская словесность»
Теперь закрепим то, что мы узнали об эпитетах сегодня на уроке, выполняя упражнения.
Откройте стр. 77, найдите упр.127И. С. Тургенев в рассказе «Бежин луг» нарисовал портреты мальчиков, сидящих у костра. Вот как описан Павлуша:У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.
Выпишите эпитеты, которые помогают представить внешний вид мальчика, и эпитеты, которые позволяют понять, почему Павлуша понравился рассказчику.
Один ученик работает у доски.
X.Самостоятельная работа
Опишите своими словами, каким вы представили себе Павлушу.
XI.Работа по тетради «Русская словесность».
Коллективная работа.
128. Перед вами несколько существительных. Придумайте к ним эпитеты.
•Поле – ,Глаза – Сказка –
•Дом – Береза –
По цепочке 2 ряд.
XII.Домашнее задание.
Запишите домашнее задание.
П.23 пересказ, упр.130-132
XIII.Итог (в форме фронтального опроса)
Выставление оценок за урок с мотивировкой.
Подведение итогов урока.
Какие секреты эпитета вы сегодня узнали? (эпитет – это не любое определение, а только художественное, обладающее выразительной силой. Обратимся еще раз к эпиграфу урока).
Какова роль эпитетов? (создают образ, передают авторское отношение к герою или явлению, а также различные чувства).
С какими видами эпитетов познакомились? (постоянные, эмоциональные, описательные, оценочные, сложные).