Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эпитет

Размещено: Юлия Валерьевна Каримова - вс, 07/02/2010 - 15:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каримова Юлия Валерьевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ№8 г.Туймазы
Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 
I. Познавательные: 1) Расширить знания учащихся о тропах. 2) Формировать понятие об эпитете, видах эпитетов, их роли в художественном тексте. 3) Расширять словарный запас учащихся. II. Развивающие: 1) Развивать способность эмоционально откликаться на художественный текст. 2) Стимулировать развитие творческих способностей учащихся. III. Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к художественному слову; 2) Воспитывать чувство уважения к чужому мнению.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс: рабочая тетрадь . – М.,2006

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений – М.,2003

Используемая методическая литература: 

Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс».- М., 2001

Ладыженская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно . – М.,2009

Львова С.И. уроки словесности. 5-9 классы. – М.,2000
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка – М., 1985

Используемое оборудование: 

мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

Учитель: Каримова Ю.В.

Краткое описание: 
Этапы урока I. Организационный момент. Приветствие. II.Введение новой темы. Объяснительно-иллюстративный метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала III.Работа с эпиграфом IV.Актуализации жизненных впечатлений. Репродуктивный метод. Прием беседы. V.Объяснение нового материала. Составление опорного конспекта. Цель – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников. VI.Запись опорного конспекта в тетрадь. VII.Первичное закрепление. VIII.Знакомство с видами эпитетов IX.Закрепление изученного материала. Работа по тетради «Русская словесность» X.Самостоятельная работа XI.Работа по тетради «Русская словесность». Коллективная работа. XII.Домашнее задание. XIII.Итог (в форме фронтального опроса)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня на уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Поэтому вам нужно быть внимательными и помогать друг другу на уроке, дополнять ответы.

II.Введение новой темы.

Объяснительно-иллюстративный     метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала

Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

 

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

 

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

 Какую картину вы представили себе?

 Какое это время года, суток?

Какой частью речи в предложении являются выделенные слова? (прилагательными).

 А каким членом предложения? (определением).

Правильно. Вы назвали все определения,  с помощью которых А.А.Фет изображает зиму. И не случайно именно эти слова остановили на себе наш взгляд. Значит, автор хотел, чтобы мы их заметили. Значит, перед нами не просто определения, а слова, имеющие особую изобразительную силу. Они передают звуки, смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня мы познакомимся с изобразительно-выразительным средством.

Мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты. Ответим на вопрос: Для чего используются эпитеты.  Научимся находить эпитеты в тексте, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу – увлекательно и интересно.

Запишите в тетради число, тему.

III.Работа с эпиграфом

А вот эпиграф нашего урока. Это слова известного русского языковеда Дитмара   Эльяшевича Розенталя:

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.

Как вы поняли слова Розенталя?

IV.Актуализации жизненных впечатлений. Репродуктивный метод. Прием беседы.

 

Проводим разминку. Посмотрим, какие вы внимательные.

1. О каком цветке идет речь? Алая, колючая, утренняя, нежная, благоухающая ароматом южной ночи (роза).

2. Определите время года по его свойствам. Долгожданная, волшебная, чудная, ослепительная, завораживающая (зима).

3. При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (при помощи эпитетов - определений).

Итак, что же такое эпитет?

Откройте стр.72. прочитайте определение.

(Эпитет – это художественное определение предмета или явления.)

Какова роль эпитета в художественном произведении?

(Помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.)

V.Объяснение нового материала. Составление опорного конспекта.

Цель – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников.

 

Посмотрите на слайд.

Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?

… яблоко, оно

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

1. Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? («свежо», «душисто», «румяно-золотисто»)

Эти определения обладают особой выразительной силой  - называются эпитетами.

2. Что такое эпитет? Попытайтесь объяснить значение этого термина. (Эпитет – выразительное определение. Грецизм «эпи» - при, возле).

3. Для чего поэт использует эпитеты в своем произведении? Какова их роль?

VI.Запись опорного конспекта в тетрадь.

Запишите в тетрадь опорный конспект, что на слайде:

1.Эпитет – выразительное определение

2.Выделяет свойства, качества, признаки, создает образ,

передает отношение автора, заряжает настроением.

Мы выяснили, что такое эпитет. Теперь мы закрепим отличительные особенности эпитетов.

VII.Первичное закрепление.

Для этого поработаем с доской.

Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом.

Сравним: волшебное озеро; день как бы хрустальный  - длинный день; золотой огонь – золотое кольцо.

Посмотрите на слайд и найдите в этих парах эпитеты.

Почему именно эти слова эпитеты? (С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение автора к предмету или явлению, создается особый образ.

Об этом сообщает эпиграф нашего урока.

VIII.Знакомство с видами эпитетов

 А теперь познакомимся с видами эпитетов.

Посмотрите  на слайд:

«Встретил царь своего сына и невестку с радостью, задал пир. И стали добрый молодец с красной девицей жить да добра наживать». (сказка «Царевна-лягушка»)

Найдите эпитеты?

Эпитеты: «красная девица», «добрый молодец». Роль – с помощью эпитетов автор выражает оценку образов.

Мы можем встретиться с такими эпитетами в сказках , употребляются постоянно. Называются такие эпитеты постоянными.

 Они употребляются  в обыденной речи, используются в народнопоэтическом творчестве.

 

Следующий слайд:

 Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

                            (Н.А.Некрасов)

Эпитет: «заунывный ветер». Это оценочный эпитет.

Подберите синонимы к слову «заунывный» (печальный, грустный, унылый).

-  Что вы перечислили? (чувства, эмоции)

-  Как еще можно назвать такой вид эпитетов? (эмоциональные эпитеты).

 С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.

 

 

Следующий слайд:

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Утомленные сердца.

                            (П.А.Вяземский)

Эпитеты: «живительная улыбка», «свежая прелесть», «утомленные сердца».  Эти эпитеты выделяют признаки предметов, создают, описывают образ.

 

 И наконец.

На окнах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-сонных роз.

 (Д.Б.Кедрин, «Мороз на стеклах»)

 

Эпитеты: «трав молочно-белых», «серебристо-сонных роз». Роль разнообразна: и описание, и оценка, и эмоции.

- Какие это слова по своему составу и значению? (сложные).

Таким образом, мы познакомились с видами эпитетов. Слайд:

Виды эпитетов: 1) постоянные; 2) оценочные; 3) описательные; 4) эмоциональные; 5) сложные.

Как  можно определить вид эпитета?

(Нужно определить значение этого эпитета в тексте, его роль.)

 

IX.Закрепление изученного материала.

Работа по тетради «Русская словесность»

Теперь закрепим то, что мы узнали об эпитетах сегодня на уроке, выполняя упражнения.

Откройте стр. 77, найдите упр.127И. С. Тургенев в рассказе «Бежин луг» нарисовал портреты мальчиков, сидящих у костра. Вот как описан Павлуша: У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а всё-таки он мне понравил­ся: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Выпишите эпитеты, которые помогают представить внешний вид мальчика, и эпитеты, которые позволяют понять, почему Павлуша понравился рассказчику. 
Один ученик работает у доски.

X.Самостоятельная работа

Опишите своими словами, каким вы представили себе Павлушу.

XI.Работа по тетради «Русская словесность».

Коллективная работа.

128. Перед вами несколько существительных. Придумайте к ним эпитеты.

         Поле – ,Глаза – Сказка –

         Дом – Береза –

По цепочке 2 ряд.

XII.Домашнее задание.

Запишите домашнее задание.

П.23 пересказ, упр.130-132

XIII.Итог (в форме фронтального опроса)

Выставление оценок за урок с мотивировкой.

Подведение итогов урока.

Какие секреты эпитета вы сегодня узнали? (эпитет – это не любое определение, а только художественное, обладающее выразительной силой. Обратимся еще раз к эпиграфу урока).

Какова роль эпитетов? (создают образ, передают авторское отношение к герою или явлению, а также различные чувства).

С какими видами эпитетов познакомились? (постоянные, эмоциональные, описательные, оценочные, сложные).

Сдайте классные тетради на проверку.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн