Интегрированный урок развития речи и географии на тему "Человек и природа"
Submitted by Надежда Юрьевна Жданкина on вс, 21/02/2010 - 15:11
Творческое название «Руку дружбы – природе!»
8 класс
Учитель русского языка
Жданкина Н.Ю.
Учитель географии
Жданова М.А.
2009 г.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы экологической культуры и исследовательской деятельности подрастающего поколения на современном этапе развития школы всё больше возрастает, поэтому включение в программу экологического аспекта как одного из приоритетных является целесообразным. Основным содержанием интегрированного урока русского языка и географии, является обобщение знаний об экологических мировых проблемах и влияние местных предприятий на экологическую обстановку района в рамках курса геоэкологии в 8 классе в разделе «Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области».
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому - одна из самых насущных задач современного воспитания, и наша программа предлагает решать её путём вовлечение детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.
В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы, человека и природы, и предлагаемая программа способствует этому.
Кроме того, экологическое воспитание рассматривается сегодня как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. Процесс социализации включает:
1.Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон.
2. Развитие определённых оценочных суждений, норм и социально - значимых мотивов поведения.
Даже элементарная экологическая культура предполагает определённую степень философского осмысления мира, которое начинается с самого детства. Программа позволяет использовать для формирования экологической культуры наиболее благоприятный, сензитивный период, охватывающий детские и юношеские годы.
подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз
Цель:формирование естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания подрастающего поколения
В основе данного интегрированного урока лежат следующие принципы:
- Принцип освоения навыков в условиях специально организованной социальной деятельности.
- Принцип максимальной активности в процессе обучения.
- Принцип максимальной достоверности информации.
- Принцип природо - и культуросообразности.
- Принцип дифференциации и интеграции.
Формы проведения занятий: мини-лекции с элементами дискуссий; анализ проблемных ситуаций; ролевая игра, создание творческих проектов «Человек и природа».
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
В ходе интегрированного урока русского языка и географии «Человек и природа» применяется ИКТ на этапе формирования у школьников представлений об экологической культуре, бережного отношения к природе своего края, показ слайдов с помощью мультимедиапроектора, позволяет в яркой, наглядной форме представляет учащимся информационный материал. Информационные технологии позволили добиться более высокого уровня наглядности демонстрируемого материала, что способствует повышению информационной культуры школьников.
Тема: «Человек и природа»
I. Цели урока:
Образовательная:актуализировать и обобщить, углубить знания учащихся о значении природы для человека, воздействии на окружающую среду, раскрыть сущность экологических проблем, помочь учащимся в творческом поиске предложений по их решению.
Развивающая: развивать способность применять уже имеющиеся умения, знания в подготовке к домашнему сочинению по данной теме, развивать географическое мышление, умение самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, умения анализировать и делать выводы, выработать умение оценивать экологическую обстановку наших дней.
Воспитательная:воспитывать ответственное отношение к природе, повысить интерес к изучению окружающего мира, экологическое воспитание, воспитывать чувство гордости за природу России, родного края.
II. Оборудование:словари, учебник, магнитофон, слайды природы, мультимедиа материалы о заповедниках, презентации детей, запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации картин.
III Тип урока
ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ
ПО СПОСОБУ ООГАНИЗАЦИИ
Обобщение
Урок- диалог
IV Методы обучения:
1. Основной метод - словесный.
2. Частные методы: наглядный, беседа, работа в группах.
V Межпредметные связи:геокраеведение, геоэкология, география 8 класс: «Природа России», экологические проблемы, география промышленности, сельского хозяйства, природные ресурсы.
Биология, химия.
Ход урока
I Организационный момент
II Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний
Учитель русского языка
Здравствуйте.
Ребята, прослушайте отрывки из произведений, обратите ваше внимание на оформление доски, посмотрите слайды и постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.
Показ слайдов «Природа нашего края»
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И. Тютчев
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею создаем.
Ф.И. Тютчев
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Вопрос: о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как будет звучать тема нашего урока?
Давайте сформулируем цели нашего урока?
Сообщение целей урока.
Ребята! Сегодня на интегрированном уроке русского языка и географии, целью нашего урока является подготовка к домашнему сочинению на тему «Человек и природа», мы соберем материал к сочинению, т.е. углубим наши знания о природе, ее значении для человека, отрицательном воздействии человека на природу, а также о необходимости охранять природу.
Итак, запишите число, тему урока.
Перед вами репродукции картин известных художников: И. Шишкина, И. Левитана. Посмотрите на картины. Понравились они вам? Что изображено на картинах?
- Природа – пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении (Термин записывается в тетрадь).
- Какое настроение вызвали у вас эти картины?
- С помощью чего художник сумел передать свое настроение?
- При помощи красок художник передал всю красоту природы.
А теперь послушаем музыку.
- Соответствует ли эта мелодия тому, что изображено на картине?
- Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину?
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
- Что вы представили, слушая музыку? Какие образы возникли у вас?
Вывод: музыка способна разбудить наше воображение. Но описать природу при помощи красок и звуков может не только художник или композитор, но и поэт, писатель при помощи слов.
Здесь мало увидеть.
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Давай всматриваться и вслушиваться в природу, вчитываться в строчки о природе, вдумываться в слова.
К. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе… есть великое множество слов».
IV. Работа с текстом
Прочитайте, определите, какой это тип текста.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Д_рога шла по просеке в с_сновом лесу. Все вокруг з_р_сло п_хуч_ми от летн_й сух_сти тр_вами. Особенно много колосистой тр_вы и цветов р_сло около ст_рых пней. Трухлявые эти пни р_зваливались от ле_кого толка н_гой. Тогда взл_тала темн_м обл_ком коричневая пыль, а в т_инственных х_дах пня н_чинают суетит_ся мурав_и и жужелицы и плоские ч_рные жуки в красных погонах.
(По К.Г. Паустовскому)
Какая часть речи помогает уведеть картину наиблее ярко, образно, в богатой гамме цветов?
(Прилагательные)
Вставьте прилагательные, чтобы получилось описание осеннего леса.
За Доном в лесу прижались__________и _____________осень. С шелестом падали с тополей _______листья. Моросит______дождь. Птицы улетают в __________страны. Но вот _________ветерок разгоняет тучи, и выглядывает солнце. Оно заиграет на последних___________листьях,_________зайчиками отразится в речке.
В каком стиле вы бы написали о лесе? (Художественном- главная цель стиля – воздействовать на читателя, для этого мы рисуем словами конкретные картины и образы.)
А какой тип речи, по- вашему, уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание. В описании изображаются животные, предметы, природа. Основа описания – перечень одновременных или постоянных признаков явления, предмета).
Учитель русского языка.
В русской литературе, особенно в поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Поэты и писатели ассоциируют состояние своей души и души героев с состоянием природы, ищут помощь и ответы в философских размышлениях, отраду «измученной душе», уединение от жизни, от общества. Писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях красоту родной природы. У большинства русских поэтов природа вызывает, прежде всего, восторг и поклонение. Давайте и мы на минуту войдем в лес или выйдем в поле …
Учащиеся читают стихи русских поэтов.
1) Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…
А.А. Фет
2) Лес, точно терем расписной-
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляною.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы неба, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И. Бунин
Три клада у Природы есть: вода,
Земля и воздух - три ее основы.
Какая бы ни грянула беда-
Целы они – все возродится снова.
С. Викулов
V. Слово учителя географии о значении природы
В прозвучавшем сейчас четверостишье Сергея Викулова вы услышали, что вода, земля и воздух - три основы природы. В чем заключается значение природы? Для человека вода, земля, воздух, растения, животные - это клад. Огромно их значение в нашей жизни.
Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды и вода, заключенная в ледниках.
О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряков: «…Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю Океан. В котором миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода. Тучи, облака, туман - это тоже вода…
Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды».
Вода – самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни.
Вода незаменима. Нет такого вещества во вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует все больше пресной воды.
Большая часть всей воды нашей планеты (98%) находится в океанах и морях. На воды суши приходится немее 2% воды. Эти 2% пресных вод и использует наше человечество для всех своих нужд. 2%воды - это не так много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. Именно этим объясняется острота проблемы обеспечения человечества пресной водой. Ее не только мало, она еще легко загрязняется и становится непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности.
Атмосфера - воздушная оболочка Земли, обеспечивает нас кислородом, защищает от вредных космических излучений, регулирует температурный режим планеты. Особую роль выполняют и отдельные газы. Озон поглощает губительную для всех живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца. В конце XX в. Обнаружено опасное сокращение озонового слоя – озоновые дыры- над отдельными территориями Земли. Ученые изучают причины этого тревожного явления. Без воздушной оболочки на Земле царила бы тишина, и небо было бы не голубым или синим, а черным. Наконец, жизнь на Земле была бы невозможна.
Литосфера – внутренняя твердая оболочка Земли, эта твердая оболочка, дает нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно, верхний плодородный слой- почва – необходим для выращивания сельскохозяйственных растений.
Растения – это уникальные организмы, которые способны улавливать энергию солнца, при помощи фотосинтеза, образовывая органические вещества и пополняя запасы кислорода в воздухе.
Растения выделяют особенные вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на климат. Растения поглощают индустриальные шумы, вредные для здоровья. Аромат и яркие краски цветов снижают нервное напряжение. Создают хорошее настроение, приносят радость. От животных человек получает продукты питания, сырье для промышленности, лекарства.
(Термины записываются в тетрадь)
Человек – сам часть природы, поэтому, живя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы он на нее оказывает воздействие, как положительное, так и отрицательное.
Наш бурный век индустриализации, когда человек поднялся в космос, опустился на дно океана, он стал выступать как сила, которая может изменить природу. Чему можно привести массу доказательств. Например, орошение. Осушение, постройка водоканалов и плотин и.т.д. Изменение природы в таком глобальном масштабе привело к экологическим проблемам, которые срочно надо решать.
Вопрос:какая наука изучает взаимоотношение человека с окружающей средой?
- Экология.
Вопрос:объясните значение слова экология?
- Экология (по- гречески «экос»-дом, родина, «логос» - наука)- взаимоотношения организмов с окружающей средой. (запись в тетрадь).
Вопросы экологии интересуют не только ученых экологов, но и писателей, поэтов.
Ученик:
Моя планета- человеческий дом,
Но как ей жить под душным колпаком?!
Где сточная канава- океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Учитель географии
Современная эпоха XXI в. Имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из них: экологическая, связанная с разрушением окружающей среды. Окружающая нас природа серьезно больна. Ежегодно с лица земли исчезает 11 млн. га леса, это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Параллельно с этим идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из с/х производства 6 млн. га земли. А мы знаем, что сейчас от хронического голода и недоедания страдает более 1 млд. Человек. Многие страны мира сталкиваются с серьезными проблемами нехватки чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. К началу 2008 года объем сточных вод превысил в мире 1 тыс. куб. м, или 5% от «водного пайка». Среди наиболее загрязненных рек мира - Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр. На каждого жителя планеты ежегодно добывается 20 т. минерального сырья, 98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Масса отходов и загрязненных веществ достигла 40 млрд. т.
Что же такое загрязняющее вещество?
- «Загрязняющее вещество-это любое вещество, не свойственное естественному природному состоянию. Вещество считается загрязняющим, если оно встречается в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве».
Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. В древние времена, когда еще человек был собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могут покорять и подчинять природу во благо себе.
Давайте выясним влияние организаций и предприятий, расположенных в нашей местности, на экологическую обстановку. Сегодня за нашим «круглым столом» представители сахарного завода г.Жердевки, ООО «РусьАгро», сельскохозяйственного колледжа, а также защитники гидросферы, биосферы, атмосферы.
Слово предоставляется защитникам гидросферы
Вода- один из важнейших компонентов ландшафта. Она оказывает влияние на все стороны жизни природы и человека. Водные ресурсы Тамбовской области представлены реками, озерами, болотами, прудами, водохранилищами и подземными водами. Все поверхностные и подземные воды формируются вследствие просачивания в грунт выпадающих осадков.
Поверхностные воды Тамбовской области относятся к бассейнам рек Волги и Дона. По территории края протекает 1398 рек и речек. Подавляющее большинство рек имеет длину менее25 км, и только семь из них свыше100 км. Наиболее длинными являются реки Цна и Ворона. В бассейн Волги входит река Цна с притоками Челновая, Лесной Тамбов, Кашма. В бассейн Дона-Ворона, Савала, Воронеж.
Человек всегда использовал в своих целях водные ресурсы и потреблял пресную воду. Но роль и значение воды на разных этапах развития человеческого общества была разной.
С каждым годом человек все больше и больше использует пресной воды, поэтому охрана и рациональное использование водных ресурсов- одна из главных проблем современности. Так в России первые указы об охране вод были изданы Петром I. За засорение вод Невы и других рек Петербурга грозила ссылка на каторжные работы.
Необходимо бережно относиться ко всем источникам воды- рекам и озерам, ручьями и родникам, водохранилищам и прудам.
- Мы бы хотели, чтобы представитель сахарного завода рассказал о производстве своего предприятия.
Представитель сахарного завода: на заводе выпускается сахар. Для сырья используется сахарная свекла, а для ее мытья вода из р.Савала. На заводе еще построены очистные сооружения. Сбросовые воды не проходят анализ, потому что нет оборудования и специальных лабораторий. Предприятие выплачивает штрафы за сброс неочищенных вод.
Слово предоставляется защитникам биосферы
Предотвращение разрушения биосферы является одной из наиболее актуальных и важных проблем. Биосфера представляет собой саморегулирующуюся химико-биологическую систему планетарного масштаба, которая эволюционно формировалась в течение сотен миллионов лет. Основной функцией биосферы является стабилизация окружающей среды, осуществляемая за счет биотической регуляции и позволяющая поддерживать приемлемые для живых организмов условия обитания. Устойчивость биосферы как способность компенсационным образом противостоять антропогенным и природным воздействиям имеет определенные границы, за которыми эта способность утрачивается.
Важнейшим условием обеспечения устойчивости экосистем биосферы является сохранение биологического разнообразия.
В настоящее время:
· из 242 тыс. видов растений 14% находятся под угрозой вымирания;
· из 9,6 тыс. видов птиц 11% угрожает вымирание, а для 60% наблюдается снижение численности;
· из 4,4 тыс. видов млекопитающих 11% могут погибнуть;
· из 24 тыс. видов рыб 33% находятся под угрозой вымирания.
Кроме этого с огромной скоростью производится вырубка лесов, только за 15 лет с 1980 по1995 г. было потеряно около 200 млн га леса, что соответствует площади территории Мексики.
Генеральным направлением в решении проблемы сохранения биосферы является "консервация" ряда территорий, не затронутых или слабо затронутых хозяйственной деятельностью, с целью поддержания в "рабочем состоянии" естественно-природного механизма стабилизации окружающей cреды. Первостепенное значение имеет укрепление и расширение системы особо охраняемых природных территорий. Существенный вклад в стабилизацию окружающей среды вносит Россия, которая обладает значительной территорией, не нарушенной хозяйственной деятельностью, и составляющей более 1/7 от сохранившейся на суше природной среды. Это "золотой" запас устойчивости биосферы общемирового значения.
Повышенное содержание нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. В сельском хозяйстве в больших количествах применяются ядохимикаты. У нас вопрос к представителю ООО «РусьАгро»:
- применяете ли вы удобрения и пестициды на полях?
Представитель ООО «РусьАгро»: в хозяйстве при возделывании сельскохозяйственных культур длительное время применялись органические и минеральные удобрения. В 2008 году было внесено на поля 18.200 т органических удобрений, на 1 га-7,1 т, 7030 т минеральных удобрений, на1 га-274 кг.
Для борьбы с вредителями растений в хозяйстве применяются пестициды нового поколения. Например, против клубеньковых долгоносиков хлебных клопов используется, хлорофос по 2-3 кгна1 га, против гороховой плодожорки и зерновой совки – метафос, по8 кгна1 га.
- Какие работы ведутся по защите полей от поверхностных стоков?
Ответ: в хозяйстве проводятся работы по защите полей поверхностных стоков, вспашкой поперек склона. Этот прием позволяет весенним водам задерживаться в борозде и медленно вживаться в почву. Для задержки воды высеваем многолетние травы, укрепляем склоны полей.
- Отходы животноводства очень велики, например комплекс крупнорогатого скота дает значительное загрязнение. Расскажите, пожалуйста, о мерах утилизации отходов.
Ответ:в нашем хозяйстве раньше имелся крупный рогатый скот и свиноматки с поросятами. Рядом с животноводческими фермами было отведено место, куда свозят отходы комплекса, оттуда их вывозили на поля. Для того чтобы они не попадали в реку, берега реки в этом месте защищаем.
Источником загрязнения атмосферы являются продукты сгорания автотранспорта. Сейчас в мире более 800 млн. автомобилей. На них приходится 60% всех вредных выбросов, а ведь в выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья компонентов. Мы хотим задать вопросы представителю с\х мастерских.
-Сколько машин в вашем хозяйстве? На каком топливе они работают?
Ответ: раньше у нас имелся большой автопарк:50 машин и 33 трактора, а в последнее время он резко сократился до 10 машин и 15 тракторов. Например, Ка -701 -6 шт., Доминатор – 5 шт., Свекловичный комбайн – 1 шт. Всего трудящихся 72 человека. Работают с/х машины на солярке и бензине.
- Не думаете ли вы переходить на экологически чистое топливо?
Ответ: в перспективе мы мечтаем перевести карбюраторные двигатели на газ.
Учитель географии
Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко- это Земля. Делим его на четыре части, 3 из них –вода, 1\4 – земля. ¼- разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть- это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят слова:
«Я сорвал цветок- и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»
Растущая взаимозависимость противоречивого, но все более целостного мира – важнейшая черта современного мирового развития. «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля»- это образное выражение французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери особенно актуально именно сегодня. Так давайте же сделаем все от нас зависящее для того, чтобы плавание этого корабля было счастливым!
Ученики высказывают свое мнение и делают выводы о необходимости бережного отношения к природе.
Мероприятия по охране природы:
· Не допускать самовольную вырубку леса;
· Контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;
· Бороться с лесными пожарами;
· Для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории;
· Вносить редкие виды в Красную книгу;
· Разводить животных, восстанавливать погибшие леса.
Правила поведения в природе:
Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.
На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.
Будь другом всех живых существ. Не мучай и не убивай животных.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.
Физкультминутка
VII. Составление плана сочинения
1. Красота природы и ее значение в жизни человека.
2. Отрицательное воздействие человека на природу.
3. Норма жизни каждого человека – бережное отношение к природе.
- Переходим к лексической работе: поработаем с лексикой, которую вы можете употребить в своем сочинении.
- Составьте предложение о природе, используя данную лексику.
- Запишите предложение и разберите его.
Итог урока
Сегодня мы с вами подготовились к домашнему сочинению о природе, поговорили о красоте природы, о значении ее в жизни человека, о воздействии человека на природу, о необходимости охраны природы.
Домашнее задание
Написать сочинение - описание на темы «Моя природа», «Береги родную природу», «Люби и охраняй природу».
VIII. Лексическая работа
План
Выводы:
Слово предоставляется защитникам атмосферы
VI Выступления учащихся с сообщениями и обмен собранной учащимися информацией о фактах отрицательного воздействия людей на природу (с использованием местного материала)
(Для справок: тихая, ласковая, сухие, мелкий или холодный, теплые или южные, легкий, золотистых, солнечными).
У Рыленкова есть замечательное стихотворение, в котором есть такие строчки:
Размещено вс, 11/12/2011 - 17:13 пользователем Анна Евгеньевна Федосова.
Уважаемая Надежда Юрьевна!
Ваш урок очень хорошо расписан. Материал по развитию речи и географии отличный! Однако я не уверена, что Вы смогли уложиться в 45 минут урока. Или все же было два отдельных урока?
На: Интегрированный урок развития речи и географии на тему "Чело
Уважаемая Надежда Юрьевна!
Ваш урок очень хорошо расписан. Материал по развитию речи и географии отличный! Однако я не уверена, что Вы смогли уложиться в 45 минут урока. Или все же было два отдельных урока?