Вы не зарегистрированы

Авторизация



Травы чудодейственные (экокраеведение)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Жуков Федор Александрович
Место работы, должность: 
МОУ Б. Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской области, учитель химии и биологии. ГОУ Дом Детского творчества, г. Урень, педагог ДО
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 
Цель занятия: воспитанники осознают роль и место мифологического способа познания мира как формы передачи информации о взаимоотношениях между людьми, человеком и природой через изучение мифов о чудодейственных травах Задачи: - воспитательная: воспитанники знакомятся с нормами взаимоотношений в природе и обществе, дают оценку своим потребностям, сопоставляя их с нуждами людей, которые решаются через применение чудодейственных трав; воспитанники применяют свои коммуникативные и творческие способности. - обучающая: воспитанники изучают особенности взаимоотношений человека и природы, представленные в виде мифов, повторяют и приобретают сведения о чудодейственных травах в мифах древних славян - развивающая: воспитанники сопоставляют и предъявляют свой субъективный опыт организации взаимоотношений между людьми и природой, дают оценку способам решения ситуаций и проблем, описанных в мифах о чудодейственных травах.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемое оборудование: 

 

Оборудование:
Клубок ниток
Карты для проведения интервью
Карты-памятки «Правила публичного выступления»
Карточки для игры «Пишем сказку вместе»
Тексты «Травы чудодейственные» с описанием трав, известных в славянской мифологии
Краткое описание: 
В данной работе приводится конспект кружкового занятия "Травы чудодейственные", которое проводится в рамках работы кружка "Человек в мире, мир в человеке" (Экокраеведение)

Тема занятия «Травы чудодейственные»

Цель занятия: воспитанники осознают роль и место мифологического способа познания мира как формы передачи информации о взаимоотношениях между людьми, человеком и природой через изучение мифов о чудодейственных травах
Задачи:
- воспитательная: воспитанники знакомятся с нормами взаимоотношений в природе и обществе, дают оценку своим потребностям, сопоставляя их с нуждами людей, которые решаются через применение чудодейственных трав; воспитанники применяют свои коммуникативные и творческие способности.
- обучающая: воспитанники изучают особенности взаимоотношений человека и природы, представленные в виде мифов, повторяют и приобретают сведения о чудодейственных травах в мифах древних славян
- развивающая: воспитанники сопоставляют и предъявляют свой субъективный опыт организации взаимоотношений между людьми и природой, дают оценку способам решения ситуаций и проблем, описанных в мифах о чудодейственных травах.
Форма организации занятия: кружковое занятие комбинированного типа
Методические приемы организации занятия:
Игра-тренинг по сплочению коллектива
Задание-тренинг по развитию коммуникативных навыков «Продолжи рассказ»
Моделирование ситуации сбора краеведческой информации – интервью
Работа с текстом
Публичное выступление – экспромт
Групповое занятие «Пишем сказку вместе»
Оборудование:
Клубок ниток
Карты для проведения интервью
Карты-памятки «Правила публичного выступления»
Карточки для игры «Пишем сказку вместе»
Тексты «Травы чудодейственные» с описанием трав, известных в славянской мифологии
План занятия:
1.     Организационный момент
2.     Подготовка к усвоению новых умений и навыков
3.     Изучение нового материала, формирование учебных умений и навыков
4.     Закрепление изученного на занятии
5.     Задание для размышления
 
 
 Ход занятия
 
1. Организационный момент
 
Воспитанники кружка располагаются за круглым столом так, чтобы каждому было удобно устанавливать зрительный контакт с каждым. Педагог занимает место в общем круге, его позиция «мы – вместе, мы – коллеги». Рабочее пространство организуется так, чтобы каждому участнику было удобно выйти на импровизированную сцену при проведении публичного выступления.
Вступительное слово (постановка цели и задач занятия) педагога строится по принципу публичного выступления:
1. Вступление
Основывается на приеме «Сегодня (вчера) со мной случилось…»
Например:
Здравствуйте, ребята!
Славяне верили, что какое-либо дело будет добрым, если оно начинается во время дождя. Казалось бы, тогда все дела зимой просто обречены на провал, так как дождь зимой, особенно такой студеной как сейчас, дождя нет. И все же идея сегодняшнего занятия родилась у меня именно во время дождя! Вчера над моим рабочим столом прошел маленький, персональный, озорной дождик, а устроил его мне сциндапсус – комнатное растение – лиана, на листочках которого при высокой влажности образуются капельки. Не это ли – маленькое чудо?
2. Основная часть
Конечно, сциндапсус – удивительно растение, но вот творить чудеса оно не умеет. Ребята, скажите, а какие растения по верованиям наших предков обладали настоящей чудодейственной силой?
Прогнозируемый ответ учащихся: папоротник
Совершенно верно, наши бабушки и дедушки верили, что вокруг нас много таинственных растений, которые могут помочь решить любую проблему, нужно только знать, где их найти и как собрать, чтобы они силу не растеряли.
На сегодняшнем занятии мы с вами узнаем о других чудодейственных травах, кроме папоротника, точнее цветка Папоры или огнецвета, поговорим в каких ситуациях их использовали. Сегодня мы попробуем свои силы в интервью, кому-то предстоит попробовать себя в роли журналиста, ну а кому-то в роли хранителя народной мудрости. Так же на сегодняшнем занятии и после него я предлагаю вам самостоятельно поразмышлять, почему так важно было нашим предкам верить в то, что природа готова придти к ним на помощь и какие ситуации и проблемы разрешались с использованием чудодейственных трав.
3. Заключение
Таким образом, сегодня мы узнаем, какие тайны хранят наши добрые зеленые соседи – растения. И быть может и в вашем доме поселится растение способное на маленькое чудо. Пусть это будет сциндапсус, который может вызывать дождик, например, перед контрольной работой. А может быть просто скромная фиалка – сенполия, обыкновенное чудо которой состоит в том, что она щедро делится своей красотой. А может быть, кто знает, расцветет у вас чудесным огненным цветком папоротник-нефролепис.
 
2. Подготовка к усвоению новых умений и навыков
 
Игра-тренинг на сплочение коллектива «Паутинка»
 
Участники тренинга сидят в круге. Педагог организует беседу, которая затрагивает тему занятия.
Например, предлагает поделиться каждому участнику, какие маленькие чудеса у них произошли в жизни, рассказывает свою историю. Затем он зажимает в руке кончик нити клубка и передает клубок кому-нибудь из воспитанников. Воспитанник делится своим рассказом и передает клубок дальше любому из воспитанников. Когда клубок возвращается к педагогу, он может сменить или перенаправить тему, например «Какие суеверия и приметы вы знаете, в какие верите», обязательно делится своей информацией и отправляет клубок в новое путешествие.
В итоге, между участниками тренинга выстраивается паутинка из нитей. Эта паутинка – модель социальных связей, личностных предпочтений воспитанников.
Педагог при желании указывает на то, что эта паутинка как тонкие струнки связывает души сидящих вокруг.
Затем паутинка представляется как сеть, которая может опутывать человека, мешать ему в решении каких-либо ситуаций или проблем. Ребятам предлагается распутать паутинку. Для этого клубок начинает движение в обратном направлении, а ребята, например, рассказывают, какие они знают способы избежать влияния плохих примет, говорят друг другу комплименты.
 
В дневник наблюдений педагога:
Обратить внимание, к кому клубок отправлялся чаще всего (выявление неформального лидера), реже всего (выявление аутсайдеров)
 
На заметку: педагог передает клубок воспитаннику, который не пользуется высокой популярностью среди ребят, таким образом он автоматически вовлекает его в круг общения сверстников
 
Задание-тренинг по формированию коммуникативных умений «Продолжи рассказ»
 
Педагог и воспитанники говорят по одном предложению, используя одно из слов в предложении, которое прозвучало перед их выступлением. Такая методика организации беседы носит название «Паровозик». Именно таким способом организована беседа пожилых людей в ситуации неформального общения, например на завалинке. Поэтому воспитанники овладевают данным способом организации общении, чтобы уметь направлять беседу в нужное русло при сборе краеведческого материала.
В ходе такого задания-тренинга может получиться рассказ, например, такого содержания (приведен фрагмент беседы, состоявшейся на занятии кружка в МОУ Б. Терсенской школы):
- На улице зима, вьюга, я так давно не видел солнца
- А я, вспоминая о зиме, сразу представляю коньки, лыжи, Новый год.
- На этот Новый год мне подарили mp3-плейер, теперь я могу слушать музыку по пути в школу
- Я больше всего люблю классическую музыку, в ней душа чувствуется
- А я люблю позднюю весну: на улице тепло, но совсем нет комаров…
При всей бессистемности и бессвязности полученного рассказа, он имеет большое значение в плане формирования коммуникативных способностей учащихся, так как такой способ организации деятельности поощряет внимательно слушать собеседника, создает условия для раскрытия внутренних переживаний учащихся, создает атмосферу сплоченности на основании общей творческой деятельности.
 
Моделирование ситуации сбора краеведческой информации – интервью
 
Воспитанники разбиваются на пары, в паре один учащийся играет роль интервьюера, а второй – интервьюируемого.
Тема опроса «Приметы, присказки, обряды, связанные с чудодейственными травами».
В ходе совместной деятельности заполняется карта опроса (приложение 2.)
Педагог наблюдает за деятельностью групп, при необходимости помогает в организации опроса.
В ходе данной деятельности воспитанники вырабатывают навыки, необходимые для сбора краеведческого материала в ходе социологических опросов. При этом учащиеся переживают роли опрашиваемого, что позволяет им оценить психологическое состояние интервьюируемого, найти такую форму опроса, при которой будет комфортно обеим сторонам.
 
На заметку: при разбиении воспитанников на пары следует учесть межличностные отношения в коллективе кружковцев, позиции интервьюера и интервьюируемого меняются от занятия к занятию
 
3. Изучение нового материала, формирование учебных умений и навыков
 
Работа с текстом
 
Воспитанники получают текст – описание травы, обладающей чудесными свойствами.
На данном занятии использованы материалы из книги И. Киреевского «Мифы древних славян»: Харьков, «Книжный клуб», 2006 г.
Описание трав:
Плакун-трава, прострел-трава, прикрыш-трава, Адамова голова, Иван-да-Марья.
Воспитанники читают текст, выделяют главное, используя знаки:
(v) – я это знал
(+) – данная информация новая и показалась мне интересной
(-) – данная информация новая и показалась мне не интересной
Пометки позволяют воспитаннику сделать субъективную оценку текста, оценить его соответствие собственным мировоззренческим позициям.
 
 
Публичное выступление – экспромт
 
Воспитанники готовят выступление в соответствии с памяткой «Структура выступления» (приложение 3.).
Данный способ организации деятельности занятия направлен на формирование умений и навыков публичного выступления, формирования лидерских качеств личности, коммуникативных способностей учащихся.
Если воспитанник отказывается делать публичное выступление, педагог должен быть готов рассказать данный материал сам.
 
В дневник наблюдений педагога:
Оценить способности учащихся к публичному выступлению и коммуникативные качества личности.
 
После выступлений проводится обсуждение услышанного в форме свободного полилога. Педагог направляет течение беседы, затрагивая ключевые аспекты человеческих взаимоотношений, скрытых в мифе, например:
После выступления на тему «Иван-да-Марья» затрагивается вопрос о недопустимости близкородственных браков, закрепленных в настоящее время законодательно, рассматривается вопрос о жертвенности не приносящей пользы и жертвенности во имя людей (вариант, который предлагает Марья – стать лекарственными травами).
После выступления на тему «Адамова голова» анализируется название растения. С учетом того, что Адам – библейский прародитель человечества, можно сделать вывод о том, что в мифе говорится о почитании своих предков, послушании перед старшими.
 
 
 
4. Закрепление изученного на занятии
 
Групповое занятие «Пишем сказку вместе»
 
В качестве закрепления изученного материала воспитанникам предлагается составить сказку.
Создание совместной сказки создает условия для реализации творческого потенциала воспитанников, а так же формирования навыков общения. Создание сказки так же выполняет в какой-то мере психотерапевтическую функцию, так как позволяют учащемуся смоделировать ситуацию, вызывающую у него дискомфорт, в воображаемом мире и успешно ее разрешить.
Учащиеся наугад выбирают одну из карточек, определяющих основную структуру сказки (приложение 4.). Задача ученика придумать часть сказки, в которой должен быть введен элемент, указанный в карточке. Этот элемент представляет собой проблему, которая может быть разрешена при использовании тех или иных свойств чудодейственных трав, изученных на занятии.
Воспитанники, кроме сочинителя, угадывают растение, о котором идет речь. Это поощряет слушать внимательно своих товарищей. Каждый выступающий, так же должен внимательно слушать предыдущих сочинителей, чтобы не потерять нить сказания.
Если воспитанник отказывается участвовать в сочинении сказки или затрудняется это сделать, педагог должен быть готов взять эту роль на себя.
 
На занятии рождается, например, такая сказка (приведен фрагмент сказки, сочиненной на занятии с воспитанниками МОУ Б. Терсенской школы):
 
№1. В тридевятом царстве, тридевятом государстве жили были удалой молодец Романушка и красавица-девица Марьюшка. Шибко любили друг друга, любовались ими вся округа. Дело уже и к свадьбе шло, как тут беда случилась. Позавидовал счастью молодых злой сосед Еремей. Пошел он к Кощею, а тот взял, да и умыкнул Марьюшку.
 
№2. Пригорюнился Романушка, да слезами делу не поможешь, стал он в дорогу собираться. Испросил благословения матушки и батюшки, да и в путь отправился. Идет лесом дремучим, буреломом колючим. Вдруг видит – огонь. А у костра три детины сидят. Один похваляется силою своей: бросил булаву в небо, та только через полчаса на землю упала, а на лету тридцать три утки пришибла. Второй натянул лук, да на лету сшиб тридцать три селезня. А третий скоростью похваляется, за миг обернулся вкруг земли, принес котел, да соли, вмиг всю птицу выпотрошил да суп знатный приготовил. Сидят – пируют. Тут Романушка и смекнул, что с такими помощниками ему любая беда по плечу. Только вот как ему уговорить братьев удалых с собой в поход отправится?
 
* Воспитанники кружка предлагают воспользоваться свойствами чудодейственного растения – Адамовой головы, которая позволяет человеку легко убеждать своих собеседников, вести их за собой.
 
№3. Заглянул Романушка в котомку, которую ему в дорогу его умница-разумница сестрица Аленушка собирала. Глядь, а там лежит корешок Адамовой головы. Подошел он к костру, обогрелся, да угощения отведал. Рассказал о своей беде братьям-удальцам, те с радостью согласились ему помочь. И рассказали они Романушке, что смерть Кощеева хранится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, а ларец под дубом могучим. А где тот дуб, где тот ларец неведомо. Как же найти его?
 
* Воспитанник кружка предлагают воспользоваться свойствами плакун-травы, которой приписывают свойство, позволяющее находить клады.
 
№4. Долго ли, скоро ли, нашли друзья дуб тот могучий, да ларец сокрытый, а помогла им в том плакун-трава, заботливой Аленушкой в котомку положенная. Да только как же ларец добыть из под дуба добыть? Поднатужился старший брат, да и выдернул дуб, а к коням его ларец привязан. Раскрылся ларец, выскочил оттуда заяц и стремглав в кусты убежал. Закручинился Романушка, но младший брат враз его поймал. А из зайца утка вылетела, да и в небеса улетела. Тут средний брат свой меткий лук схватил и убил утку влет. Упала та, а из нее яйцо со смертью кощеевой выпало.
Возликовал Романушка, взял смерть кощееву, да и пошел в его царство. Одолел он Кощея. Смотрит, а в башне сидит его любимая – Марьюшка, но вход в башню страшное Чудо-юдо сторожит. Как же побороть нечисть эту?
 
* Воспитанники предлагают воспользоваться свойствами прострел-травы, которая простреливает нечисть.
 
№5. Романушка выхватил из котомки корешок прострел-травы, да и поразил Чудо-юдо насмерть. Марьюшка выбежала из терема. Целовались они, миловались. Но что это? Со смертью Кощея закончилось его колдовство, вихри сильные подхватили Марьюшку, да и перенесли ее домой. А Романушка с удалыми братьями в землях Кощеевых остался. Тут народ набежал, видят – герои Кощея победили, да и давай их чествовать. Три седьмицы на пиру гуляли, забыл Романушка во хмелю и о Марьюшке совей, и о братьях-сестрах, и о матушке, батюшке.
А Марьюшка ждала его, печалилась, слезы лила. Тут сестрица Аленушка и смекнула, что беда случилась. Собралась она в дорогу, долго ли скоро ли, нашла Романушку. А тот и не узнает ее, все забыл, всех забыл. Что же делать?
 
* Воспитанники предлагают воспользоваться свойствами травы Иван-да-Марья, которая позволят вспомнить своих братьев и сестер.
 
№6. Кинула Аленушка веточку травы Иван-да-Марья в кубок Романушки, то выпил вина из кубка и тут же вспомнил всё, и Марьюшку свою, и матушку и батюшку, и сестрицу свою Аленушку. Обнялись они, да и домой засобирались.
А как вернулся Романушка домой, так дело и до свадебки дошло. Да вот только наша сказка на этом не заканчивается. Злой сосед Еремей опять позавидовал счастью молодых, пошел к Бабе Яге, а та наслала на Романушку и Марьюшку порчу, сглазы и корчи лютые. Как же избежать новой напасти?
 
* Воспитанники предлагают воспользоваться свойствами прикрыш-травы, которую клали на пути молодой жены, чтобы она перепрыгнула через пучок травы, и тогда все напасти падут на того, кто их насылал.
 
Заканчивает сказку учитель или воспитанник, по желанию.
Положила Аленушка пучок прикрыш-травы на пути Марьюшки. Да и та не сплоховала, перепрыгнула через него. Тут злой сосед Еремей затрясся, завыл да и лопнул. А Романушка да Марьюшка стали жить поживать да добра наживать. И сестрица Аленушка вскоре замуж вышла. А то? Такую умницу-разумницу еще поискать!
 
В дневник наблюдений педагога:
Нужно проанализировать, какие препятствия ставят воспитанники, сочиняя сказку, и как они их преодолевают (уход от проблемы, решение жесткими методами, помощь со стороны друзей, родных, сверхъестественных сил и т.д.). Показательно, что некоторые ученики стремятся решить проблему не своими усилиями, а за счет помощников, это характеризует их отношение к проблемам. Важный момент был озвучен во фрагменте №5, воспитанник увидел проблему в вине, лишающем человека воли и памяти, это может быть сигналом проблем в семье, связанных с приемом алкоголя.
 
5. Задание для размышления
 
В мифах предлагается с помощью добытого чудодейственного растения разом решить все проблемы. Хорошо это или плохо? Какими качествами должен был обладать тот, кто мог эти травы найти? А какие качества нужны человеку для решения этих проблем своими силами. Составьте описание характера человека для этих двух случаев. Какое описание личности человека вам нравится больше? Почему?
Прикрепленный файлSize
Травы чудодейственные.doc95.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Травы чудодейственные (экокраеведение)


Федор Александрович, спасибо за интересный материал!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Федор Александрович Жуков

На: Травы чудодейственные (экокраеведение)


Уважаемая Антонина Александровна!

Спасибо за оценку. Надеюсь, этот материал кому-нибудь пригодится. Мне этот вариант организации занятий с ребятками нравится тем, что позволяет лучше узнавать ребят, отношения в классном коллективе, осуществлять, в какой-то мере корректирующую функцию (используя приемы сказкотерапии, например)

С уважением  Федор




Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Травы чудодейственные (экокраеведение)


Интересный опыт. Спасибо.

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294




Фото пользователя Федор Александрович Жуков

На: Травы чудодейственные (экокраеведение)


Уважаемая Елена Евгеньевна!

Спасибо за оценку. Если в вашей школе кто-нибудь занимается экокраеведением, экологией или краеведением, буду рад, если Вы им этот материал предложите.

С уважением   Федор




Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: Травы чудодейственные (экокраеведение)


Федор Александрович, получила несказнное удовольствие, рецензируя вашу работу. Знаю, что буду использовать данный материал обязательно. Если есть возможность нас порадовать другой разработкой, будем только рады. Спасибо большое. 

Комментарий был изменен с момента создания (бтг1965, вс, 20/06/2010 - 21:09).

С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково



Сообщество учителей истории