Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Секрет колокольного звона

Submitted by Людмила Александровна Дехтерева on Wed, 24/02/2010 - 11:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дехтерева Людмила Александровна
Место работы, должность: 
учитель православной культуры МОУ – «СОШ № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов», город Белгород
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Культурология
Цель урока: 
Разработать классификацию влияний колокольного звона на эмоциональное состояние человека.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Будучи в течение долгого времени запрещенным атрибутом церковной деятельности, колокола сегодня переживает свое второе рождение. Возрождение старых и строительство новых церквей привело к открытию предприятий, специализирующихся на изготовлении колоколов. Все больше церквей на территории России получают новые «голоса». Это в свою очередь явилось толчком к созданию при центрах русской православной церкви школ звонарей. Наука также не остается в стороне. В различных областях знаний появилось множество специальных исследований, связанных с колоколами. С 1989 года в России при Международном фонде культура действует Ассоциация колокольного искусства, которая активно занимается исследованиями в области колокольного искусства, способствует его распространению. Все это говорит о том, что колокола продолжают жить, звучать и восхищать нас своим прекрасным, неповторимым и удивительным звоном. Тем не менее, что касается современной школы, то в ней до сих пор не нашли отражения вопросы изучения колокольного звона, как древнейшего вида музыкального искусства и части духовного жизни общества. Слушая музыкальные произведения, читая литературные произведения, рассматривая произведения живописи, изучая православную культуру в начальной школе, учащиеся только вскользь знакомятся с колоколами и звоном. Они практически ничего не знают об истории создания колоколов, их акустических особенностях, их индивидуальности и неповторимости. Именно это незнание и вызывает у детей интерес, заставляет их призадуматься о значении колоколов, их использовании в повседневной жизни. Настало время открыть для детей традиционное искусство колокольного звона, чтобы современное поколение осмыслило его как неотъемлемую часть жизни человеческого общества, как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования. Глава 1. Особенности колокольного звона. 1.1. История возникновения колокола и колокольного звона. Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол. (Понятие колокола из словаря В. Даля) Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в точности неизвестно. Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Легенда о сне святого. 1.2. Значение колокола и колокольного звона на Руси. На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Колокол воспринимали как живой организм (Примеры: «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол»). Высказывание кампанолога Ю Пухначева о значении колокола. О красоте колокольного звона и особенностях звонниц на Руси. Звон сопровождал всю жизнь православного человека (рождение, крещение, венчание, отпевание). Звон - при победе над врагом. За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ называл звоны малиновыми, красными… 1.3. История возрождения колокольного звона в России. Целых три поколения в России не помнили, что есть такое чудо - колокольный звон. Лишь в восьмидесятых годах XX века началось возрождение… 1.4. Классификация колокольных звонов. В Русской Православной Церкви используются четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор. Даётся характеристика каждого типа и время его звучания (например: благовест: праздничный, полилейный, воскресный, будничный, постный – в зависимости от вида богослужения) 1.5. Рассказы известных русских звонарей о колокольном звоне и его предназначении (высказывания звонаря и автора колокольной музыки К.К. Сараджева, старшего звонаря соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И. Коновалова). Колокол — это голос Божий, он пробуждает душу, заставляя людей задумываться о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон, в душе должно что-то меняться. И, самое главное, колокольный звон созывает верующих на Богослужение, сообщает отсутствующим в храме о времени совершения особенно значительных моментах Литургии. Вывод по первой главе. Глава 2. «Обзор литературы» И. Коновалов Православный колокольный звон. Теория и практика. – М.: Триада плюс, 2002 -192 с Составители Коновалов И В, Завьялов Н.И. Книга содержит ряд статей, составляющих основу необходимых знаний в области практического применения колоколов священно-церковнослужителям, начинающим и практикующим звонарям и всем интересующимся православными колокольными звонами. Задубовская Е., Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. - Ленинград: Лениздат, 2006 В книге собраны легенды, сказы, предания народов мира о колоколах и их чудесных свойствах; приведены результаты исследований современных ученых - кампанологов, подтверждающие традиционные, порой совершенно невероятные, выводы о влиянии колоколов и колокольного звона на жизнь людей; рассмотрены способы лечения с помощью колокольного звона, "колокольной" воды, энергетики колоколов. Устав церковного звона. Издательский совет русской православной церкви. Вывод по второй главе. Из литературных источников мы выяснили, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Колокольный звон стал неотъемлемой часть жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования. В душах людей колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Возможно из-за того, что недостаточно нами изучена литература, мы не нашли классификации влияний колокольного звона на эмоциональное состояние человека, поэтому попробуем выяснить это опытным путём. Глава 3. Влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека. 3.1. Опрос прихожан и посетителей Смоленского собора. 3.2. Интервьюирование звонаря Смоленского собора и священнослужителей. 3.4. Проективная методика «Исследование эмоционального состояния в зависимости от типа колокольного звона» Попробуем опытным путём выяснить, какому же типу колокольного звона, какое эмоциональное состояние соответствует, т.е. выясняем особенности восприятия человеком различных типов колокольного звона. Для изучения эмоционального состояния можно использовать цветовой тест диагностики эмоциональных состояний младших школьников. (В цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования). Необходимый материал: лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, серый, зеленый, черный, коричневый, голубой. На листе бумаги должны быть нарисованы квадраты размером 50х50 мм, пронумерованные. Прослушиваются 4 типа звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор. Учащиеся в соответствующих квадратах цветным карандашом изображают своё состояние, то есть то, что в данный момент испытывают. Если состояние нельзя нарисовать одним цветом, то квадрат делится на несколько частей, и части закрашиваются карандашами разных цветов. При обработке результатов используем ключ (соответствие определённого цвета – определённому состоянию). (Экспериментальная часть нуждается в доработке. Продумать и усложнить классификацию). Глава 4. Результаты исследования влияния колокольного звона на эмоциональное состояние человека. 4.1. Результаты опроса прихожан и посетителей Смоленского собора. (Радость, умиротворение и т.д.) 4.2. Результаты интервьюирование звонаря Смоленского собора и священнослужителей. «Воспринимая звуки колоколов, человек настраивается на светлое, духовное, возвышенное. Специалисты утверждают, что “контакт” с колоколами делает общительным даже замкнутого человека (одна из главных функций колокольного звона – созыв и объединение людей). 4.3. Результаты проективной методики «Исследование эмоционального состояния в зависимости от типа колокольного звона». Перебору и перезвону могут соответствовать радость, может быть грусть. Благовест праздничный – радость, благовест будничный – торжество, тревога. Трезвон – радость, веселье, набатный звон - тревожность и т.д. В табличном виде разрабатывается классификация эмоционального восприятия в зависимости от типа звона. Выводы. Каждому колокольному звону соответствует определённое эмоциональное состояние. В основном оно имеет позитивный характер, когда сопровождает различные виды служб. 5. Заключение. Акцентируем внимание на главном, опираясь на ход и результаты экспериментальной работы, делаем выводы и обобщения. В православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит выражением радости, грусти и торжества. В душах людей колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. 6. Библиография. 1. Задубовская Е. Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. - Ленинград: Лениздат, 2006 2. Плешанов Е.В. Протоиерей Аристарх Александрович Израилев (1817-1901). // Протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901). Труды. Публикации. Исследования. М., 2001. С. 13-35. 3. Преображенский Г. К воспоминаниям об отце протоиерее Аристархе Александровиче Израилеве // Ярославские епархиальные ведомости. 1902. Часть неоф. № 27. С. 414-420; № 28. С. 431-436; № 29. С. 446-454. 4. Прибыловский А. Колокола и колокольные звоны // Перезвоны. 1927. № 28. С. 898-899. 5. Православный колокольный звон. Теория и практика / Сост. И.В. Коновалов, Н.И. Завьялов.- М.: Триада плюс, 2002. (Оформить Интернет-статьи и др.). 7. Приложения. а. Результаты опроса прихожан и посетителей Смоленского собора. б. Запись интервью звонаря Смоленского собора и священнослужителей. в. Ключ к обработке материалов Проективной методики «Исследование эмоционального состояния в зависимости от типа колокольного звона». г. Таблица, отражающая классификацию влияний колокольного звона на эмоциональное состояние человека.

Краткое описание: 
особенности восприятия человеком звуков, издаваемых колоколом, классификация влияний колокольного звона на эмоциональное состояние человека.

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн