Размещено: Людмила Александровна Дехтерева - вт, 02/03/2010 - 10:36
Ход урока 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие (учитель музыки). 2. Проверка домашнего задания. Подготовка к изучению нового. (Работа в группах) 1 гр. Задание. Сконструировать православный храм (даны части храма) 2 гр. Задание. Что объединяет данные слова: благовест, трезвон, перезвон, перебор. 3 гр. Задание. Распределить русские народные инструменты на группы: ложки, трещотки, бубенцы, свистулька, свирель, домра, балалайка, колокол -ударные -духовые - струнные Проверка выполненных заданий (сконструированный храм размещается на доске). Учитель музыки - Можно ли отнести колокол к музыкальным инструментам? Учитель православной культуры - Где в храме располагаются колокола? - Как называется эта часть храма? (Аппликация колокола помещается в соответствующую часть храма). 3. Сообщение темы урока, постановка целей. - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить о колоколе, колокольных звонах). -Познакомимся с использованием колокольного звона в композиторской музыке. 4. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. (Работа в группах) Учитель православной культуры Будучи в течение долгого времени запрещенным атрибутом церковной деятельности, колокола сегодня переживает свое второе рождение. Возрождение старых и строительство новых церквей привело к открытию предприятий, специализирующихся на изготовлении колоколов. Все больше церквей на территории России получают новые «голоса». Создаются при центрах русской православной церкви школы звонарей. Наука также не остается в стороне. В различных областях знаний появилось множество специальных исследований, связанных с колоколами. Все это говорит о том, что колокола продолжают жить, звучать и восхищать нас своим прекрасным, неповторимым и удивительным звоном. - Сейчас мы предлагаем вам стать исследователями. Попробуйте в предложенном материале найти ответы на следующие вопросы: - Какова история возникновения колокольного звона? (1гр.) – Почему звонит колокол? (2 гр.) - Какие бывают колокольные звоны? (3 гр.) Материал для первой группы. Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол. (Понятие колокола из словаря В. Даля) Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, так как первые христиане собирались на молитву в тайне от властей. Их созывали на богослужение особые люди, которые назывались народособирателями. Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Как гласит легенда, во сне епископ видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали св. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении. На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть в самое время Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. Русские мастера с успехом хорошо освоили литейное дело и даже превзошли во многом своих иноземных учителей. Русь восприняла колокола, они стали неотъемлемой часть любого православного храма. Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком, давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо. И, конечно, у каждого колокола есть свой «характер». Особое место среди всех в мире колоколов занимает "Царь колокол". Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но, когда всё было готово к отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней. Материал для второй группы. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Колокола почитали как атрибут богослужения. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей. Если случалась беда били в набатный колокол. (Набат – звон в большой колокол, возвещающий о беде). Часто набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро. Такому колоколу даже поставили памятник, тем самым подчеркивая значения этого колокольного звона для русского человека. Колокольный звон созывает верующих на Богослужение, сообщает отсутствующим в храме о времени совершения особенно значительных моментах Литургии. Каждые утро и вечер люди, живущие рядом со Смоленским собором или случайно оказавшиеся в этом месте, слышат удивительной красоты звон, несущийся с колокольни собора. Иногда, даже далекие от религии, они останавливаются, чтобы послушать колокола собора. А постоянные прихожане по звону легко определят, какой сегодня день – будничный, постный или праздничный. Материал для третьей группы. Православной Церкви используются четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор. Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “...не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней... Он, собственно, уже есть Богослужение” - говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович. Трезвон – одновременный звон во все колокола. Перезвон - это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и, кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам. Перебор - медленный звон поочерёдно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу. (Является погребальным звоном) ( Группам раздаётся материал, они его изучают и составляют краткий коллективный ответ). 5. Защита выполненных заданий (для иллюстрирования используются заранее подготовленные изображения колоколов, звонниц, аудиозаписи 4-х типов колокольного звона). 6. Учитель музыки. -Вы узнали, почему и какие звучат колокола в православном храме. - Где ещё может использоваться колокольный звон? – Послушайте отрывок из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» ( звучит вступление к 4 действию « Венчание на царство») – Почему мы слушали именно этот отрывок? ( Там звучат колокола.) - Какими средствами композитор добился сходства с колокольным звоном? – Да, ребята, колокольные звоны использовали в своих произведениях и другие композиторы, например, М.И. Глинка в финальной сцене своей оперы «Жизнь за царя», С.В. Рахманинов «Второй концерт для фортепиано с оркестром» (об этом композиторе мы будем говорить с вами на следующем уроке). - Сейчас мы прослушаем ещё одно произведение. Это русская народная песня «Вечерний звон». - Какая особенность этого произведения? -Услышали ли вы колокольный звон? -С помощью чего передавался колокольный звон? (Колокольный звон исполняется голосом) - Значит, голос человека можно использовать как инструмент. - Как называется такой приём пения? -В каких произведениях его использовали? (ответы детей) - Есть одна короткая детская песенка к сказке С. Маршака «Кошкин дом». Мы сейчас ее попробуем пропеть (а капелла), но сначала послушайте, как она звучит. - Какие чувства возникают при звучании этого произведения? - Какой колокол здесь может быть использован? (Набатный, возвещающий о беде). (Исполнение песни детьми, слова - на слайде). 7. Работа в группах (обрабатывают результаты опроса) Учитель православной культуры - За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ называл звоны малиновыми, красными… -А как же сегодня относятся к колокольному звону? Какие чувства испытывают люди при звучании колокола? 1гр. О результатах опроса мам и пап. 2 гр. О результатах опроса бабушек и дедушек. 3 гр. О результатах опроса прихожан? Учитель. -А вот, что говорят священнослужители: «Воспринимая звуки колоколов, человек настраивается на светлое, духовное, возвышенное. Специалисты утверждают, что «контакт» с колоколами делает общительным даже замкнутого человека (одна из главных функций колокольного звона – созыв и объединение людей). Колокольные звоны по-прежнему облагораживают жизнь человека, преображают её. Колокол — это голос Божий, он пробуждает душу, заставляя людей задумываться о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон, в душе должно что-то меняться». - Послушайте колокольный звон и закрасте свой колокол тем цветом, с которым у вас ассоциируется звучащий колокольный звон. ( Звучит праздничный перезвон). (Используются проективная методика «Исследование эмоционального состояния в зависимости от типа колокольного звона». Для изучения эмоционального состояния используем цветовой тест диагностики эмоциональных состояний младших школьников. Необходимый материал: рисунок колокола и цветные карандаши (красный, серый, зеленый, черный, коричневый, голубой). Учащиеся закрашивают колокол соответствующим цветным карандашом, изображают своё состояние, то есть то, что в данный момент испытывают. Если состояние нельзя нарисовать одним цветом, то колокол делится на несколько частей, и части закрашиваются карандашами разных цветов. При обработке результатов используем ключ (соответствие определённого цвета – определённому состоянию). (Колокола крепятся к доске). 8. Итог урока -Какие чувства возникли у вас при звучании колокольного звона? - Это подтверждается и цветом, который вы использовали, закрашивая свои колокола. Звучал праздничный колокольный звон. (Голубой - бодрость, красный – радость, веселье) –Что нового вы узнали о колокольном звоне? «…Жива святая Русь, жива Россия… Горят её, сияют купола, От моря и до моря С новой силой Звонят, звонят её колокола». (И. Чернухин «Колокола России», отрывок)