Используемые учебники и учебные пособия:
План открытого урока русского языка по теме:”Синтаксис и
пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым.”
Учитель: Кирсанов С.В.
1 Проверка домашнего задания по теме:”Анализ поэтического
текста.( На примере стихотворения А.Блока”Незнакомка.)” 7 мин.
Учащиеся отмечают противопоставление между грубой
реальностью и миром мечты. В первых шести строфах “Незна-
комки” возникает картина обывательских будней, разгулявшейся
пошлости, написанная поэтом с нескрываемым отвращением:”пыль
переулочная,””пьяницы с глазами кроликов,””женский визг.”Даже
Луна лишена романтического ореола:”бессмысленно кривится диск.”
Ребята отмечают языковые средства:эпитеты, метафоры, сравнения,
Показывают, как они изменяются,когда появляется “незнакомка” из
другого, идеального мира, прекрасного и гармоничного:”дыша ду-
хами и туманами”,”в кольцах узкая рука,””очи синие бездонные,”
“берег очарованный.”
Говоря о композиции, учащиеся отмечают, что главным ее прин-
ципом является контраст, который находит выражение на уровне
образной системы, лексики, звуковой организации стиха. Мир, рожда-
емый фантазией Блока, хрупок и зыбок. Но это его “сокровище”-
единственное спасение от пустоты и пошлости окружающего мира.
В тетради учащиеся должны сделать письменный анализ стихотворе-
ния, отметив языковые средства, используемые поэтом.
2 Теоретическая часть урока - 13 мин.
В тексте стихотворения “Незнакомка” учащиеся находят главные
члены предложения и указывают, чем они выражены.Повторяем Типы
сказуемых, о которых говорили на предыдущем уроке.
Рассматривая составное именное сказуемое, отмечаем, что иногда
глагол-связка между подлежащим и именной частью сказуемого отсут-
ствует.
При отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым
ставится тире в следующих случаях:
1)если подлежащее и сказуемое выражены существительными
или числительными в им.падеже.Москва - столица России. Дважды два - четыре.
2) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной
формой глагола:
О решенном говорить - только путать. Говорить с вами - только
слова тратить.
3) если один главный член выражен неопределенной формой
глагола, а другой - именем существительным в им. падеже:
Наша задача - хорошо учиться. Хорошо учиться - наша задача.
Если в составе сказуемого есть указательные частицы э т о
или в о т, тире ставится перед ними:
Хорошо учиться - вот наша задача. Язык - это история народа.
Чтение - вот лучшее учение.
Учитель задает ребятам вопрос:”Всегда ли ставится тире?”
Учащиеся должны вспомнить случаи, когда тире не ставится, а
именно:
1) если в составе сказуемого есть отрицательная частица НЕ:
Расстояние не помеха для друзей.Бедность не порок.
Однако ставится тире,если вместе с НЕ употребляется неопр.
форма глагола: Жизнь прожить - не поле перейти.
2) если в составе сказуемого есть сранительные частицы
КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.:
Пруд как зеркало. Зимний лес словно сказка.
3) если подлежащее выражено местоимением:
Я тракторист. Она врач. Это чудо!
Тире возможно, если на местоимение падает логическое уда-
рение: Ты - старый ребенок, теоретик, а я - молодой старик и
практик.
3) Практическая часть урока 18 мин.
Выполняем упражнение № 320 из учебника Д.Э.Розенталя
“Русский язык для школьников старших классов и поступающих
в вузы.”
Обращаем внимание на некоторые случаи, которые как пра-
вило,остаются за рамками школьных учебников.
Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым
стоит вводное слово, выделяемое запятыми:
Иванов, по-видимому, хороший врач.
Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым
стоит слово ТОЖЕ или ТЕПЕРЬ:
Костя теперь студент. Витя тоже студент.
Тире может не ставиться при обратном порядке главных
членов предложения или если сказуемому предшествует несо-
гласованный с ним второстепенный член предложения:
Неплохой игрок этот парень. Петров мне друг.
Домашнее задание. 2 мин.
Повторить правило в тетради. Выполнить упражнение №321.
Выясняем, все ли было понятно на уроке и нет ли каких-либо воп-
росов относительно домашнего задания.
На: Синтаксис и пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым
Уважаемый Сергей Васильевич! С удовольствием прочитала Ваш план-конспект урока, где прослеживается межпредметная связь урока русского языка и литературы. Удачно начат урок: анализируя стихотворение А.Блока "Незнакомка", учасщиеся повторили изученную тему "Способы выражения главных членов предложения". Но, на мой взгляд, было бы неплохо при переходе к объяснению нового материала создать перед учениками проблемную ситуацию, которая вызвала бы интерес к изучаемой теме. Большое спасибо за урок. Желаю дальнейших творческих успехов!