Воспитательный час "Экология", Номинация "Содружество"
Submitted by Севиль Алан кызы Гусейнова on Wed, 03/03/2010 - 12:14
Обсуждение темы.
- Сегодня мы поговорим об экологии.Кто из вас знает, что такое экология?
Правильно, наука обокружающей среде. Термин «экология» предложен в
1866 году немецким ученым Э. Геккелем ( от греч. «ойкос» - дом, жилище,
«логос» - учение).
Сегодня почти все места, где обитаютцивилизованные люди, — места экологических катастроф,так как человек, не задумываясь, вырубает леса, сливает вреки отходы химического производства.
И сейчас перед нами впервые всерьез встала проблема выживания.
Изменение климата Земли («парниковый эффект»):
это постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных веществ. Результатом этого, в частности, является подъем уровня Мирового океана, что может отрицательно сказаться на жизни населения более 30 стран.
Выпадение кислотных дождей – их причиной является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива. Кислотные дожди отрицательно воздействуют на леса, водоемы, почву, животный мир, здоровье людей, губят исторические памятники. Кислотными дождями на территории Германии повреждено около 35% площади лесных массивов, а в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели. В 1800 озерах Швеции полностью утрачены признаки жизни;
Опустынивание и обезлесивание - к последней четверти 20 века пустыни стали охватывать 43% общей площади суши.
Темпы продвижения границ пустыни в Африке сегодня местами составляет до 10 км в год. Пески наступают на сельскохозяйственные земли, на жилища людей, на дороги;
Образование «большой озоновой дыры» над Антарктидой и малых дыр» над Москвой и др. территориями планеты;
Загрязнение вод;
Радиоактивное заражение в связи с эксплуатацией атомных устройств, чернобыльской аварией и испытаниями атомного и химического оружия.
Не хватит ли ужасов?
Воспитанница:
Волнуется природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
Если катаклизмы на подходе,
Волнуется природа неспроста,
Она предупреждает человека.
Пора остановиться, не спешить;
Заботиться от века и до века-
Старается всегда предупредить.
Но человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна.
Берет с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведет всегда.
Приходит день – опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится и тяжко –
Так наступает жуткая пора.
Воспитанница:
А может и такое вдруг случиться,
Что все живое превратится в прах.
Вот это человеку не простится!
Как не пугает человека страх?!
Лишь миг, всего одно мгновенье-
И все живое сгниет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесет глобальная беда.
О люди! Надо быть мудрее!
Берегите шар земной,
Терпимей будьте мягче и добрее
И навсегда покончите с войной.
О царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого доводит.
Воспитатель:
- Правда экология страдает не только от человека.
Интересные факты.
Европейские поселенцы привезли в Австралию кроликов, там у них почти не было естественных врагов. Кролики размножились очень быстро и в огромных количествах, они уничтожили всю зелень на огромных площадях. Очень часто люди считают насекомых (особенно тех, которые кусаются) вредными. Но уничтожение какого-либо вида можетполностью нарушить экологическое равновесие. Например, когда на острове Борнео (рядом с Индонезией, носит также название Калимантан) начали применять средство против москитов(кровососущее насекомое, насчитывается свыше 130 видов, обитают в тропиках, субтропиках), сильно увеличилось количествокрыс. Яд вызвал настоящую цепную реакцию. Отравленных москитов ели тараканы, тараканы были основной пищей гекконов (ящериц). Гекконы отравлялись, становились не такими проворными и были легкой добычей для кошек, кошки отравлялись и не могли ловить крыс. Все в природе взаимосвязано.
Творческое задание.
На первых партах каждого ряда лежатбумага, фломастеры, цветные карандаши. В течение 10 минут каждый ряд рисует плакат на тему «Что делает нашгород красивым?». (Комментарий воспитателя.)
Рассказ воспитателя.
Знаете ли вы, ребята, что такое озон?Озон — это разновидность газа кислорода, а кислород, каквы знаете, это то, чем мы дышим. Озоновый слой отражает большую часть того излучения, которое угрожает жизни наЗемле. Промышленные газообразные отходы (вы все наверняка видели черный дым, который валит из труб различных предприятий) , использование азотных удобрений, но главной причиной является использование газа фреона в морозильниках и в различных аэрозолях. Если говорить об исследованиях космоса, то можно привести интересный факт: ученые подсчитали, что американскому кораблю многоразового использования «Шатл», работающему на твердом топливе, достаточно за 4-5 лет несколько сотен раз слетать в космос, чтобы озоновый слой совсем исчез. А самая чистая ракета – носитель – наша «Энергия». Возниклабольшая озоновая дыра над Австралией, в результате там сейчас больше больных раком кожи, чем где- то еще.
Творческое задание.
Каждый ряд пишет 5 предложенийна тему «Что я могу сделать для
экологического благополучия своего города».
Обсуждениетемы.
Как вы думаете, ребята, какой воды на Земле больше — соленой или пресной
(той, которая течет у нас из крана)?
Интересный факт.
Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Поэтому питьевая вода — это товар,
которого не хватает. Самые большие запасы питьевой воды на Земле находятся в
Антарктиде. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды
Антарктики содержат две трети запасовпитьевой воды на Земле. Оставшаяся треть содержится в реках, озерах, облаках и в виде водяного пара — в воздухе.
Творческое задание.
На доске магнитом прикреплен листватмана. Каждый из учащихся подходит по очереди, делает2—3 штриха. В целом у нас должен получиться плакат «Вода —это жизнь».
Рефлексия:
- Дорогие дети! Наш воспитательный час завершается.
Воспитанница:
- Всегда чувствуешь себя счастливым человеком, когда отдыхаешь на природе, видишь рассвет и закат, думаешь: «Как же я счастлива, что вижу всю красоту твою, Земля!» И хочется говорить стихами:
Когда на зорьке розовой
Встаешь ты, умываешься,
То шелестом березовым
Природа отзывается.
И рощей соловьиною,
И капелькой дождя
Весь мир тебя приветствует,
Ликуя и любя.
Потом – поярче солнышко
И пенье птиц звенящее –
Вот где минуты радости
И счастье настоящее.
Я миром восхищаюсь,
Смотрю и вдруг немею.
Как здорово, что видеть
Всю красоту умею!
Воспитатель
Встаньте, пожалуйста, поднимите руки, потянитесь ладонями к солнышку, пошлите свои улыбки, тепло своих сердец друг другу с любовью и всей планете Земля. Кому понравилось заниматься творчеством, помашите, пожалуйста, ладонями. Что больше всего понравилось?
Последнее решение:
Территория нашей школы и интерната маленькая, но все начинается с малого. Давайте проведем экологический рейд по интернату и вокруг него,сделаем жизнь вокруг чище и красивее. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: « Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской. Вы будете чувствовать себя лучше и проживете дольше».
Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревца, покрытые слоем черной копоти, - это и будут ваши отрицательные эмоции.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Каждое наше действие, каждый шаг должен быть экологически чистым.