По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач
Чуть золотится крендель булочный
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
“In vino veritas!” кричат.
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
1906
Тема произведения - вечер в ресторане, где завсегдатай встречает незнако-
мую девушку.
Идея - встреча с призрачной, космичной незнакомкой, являющейся пред-
ставительницей иного, возвышенного мира мечты. С помощью вина лиричес-
кий герой пытается примириться с действительностью . Мир не устраивает
его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
Это стихотворение - о прозе и поэзии, о преображающей силе поэтической
фантазии, в каком-то высокодуховном смысле близкой преображающему
влиянию вина. Вино поэта иное, чем то, которое пьют пьяницы с “глазами
кроликов.” Сила этого иносказательного вина в том, что оно сквозь мертвую
прозу пошлости позволят видеть поэтическую сущность мира.
Анализируя стихотворение на фонетическом уровне, можно отметить
звукопись:
Дыша духами и туманами - повторяется “а”, создавая
плавную музыку стиха; потом это “а” плавно переходит в “е”
И веют древними поверьями.
Используется ассонанс - созвучие гласных звуков.
Скрипят уключины, раздается женский визг - примеры аллитерации -
созвучия согласных звуков.
На лексическом уровне можно увидеть множество метафор:
воздух глух, кривится диск, влага терпкая и таинственная, заламывая котелки,
близостью закованный, глухие тайны, очи бездонные, пронзило вино, души
излучины, чудовище (о человеке)
Олицетворение: очи цветут, веют ее шелка, правит тлетворный дух.
ко всему приученный.
Сравнение: пьяницы с глазами кроликов.
Эпитеты: тлетворный дух, туманное окно, глухие тайны.
Анафора: и каждый вечер.
Тавтология: вижу берег очарованный и очарованную даль.
Сочетание несочетаемого: дыша духами и туманами, веют древними поверьями,
перья качаются в мозгу.
Живописные элементы: золотится крендель булочный.
Лексический анализ стихотворения завершается стилистическим анализом.
С точки зрения стилистики можно сделать вывод, что по отношению к литератур-
ной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком, но в начале стихо-
творения, когда поэт описывает прозу жизни, используется стилистически снижен-
ная разговорная лексика: остряки, кривится, торчат.
Когда появляется незнакомка, используется стилистически возвышенная книж-
ная лексика: стан, очи.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Используется дактилическая
перекрестная рифма.
Черты лирического героя: это образованный человек, завсегдатай ресторанов,
знаток загородной жизни. Он одинок, разочарован в своих мечтах, может примирить-
ся с действительностью только через вино. Под пьяными парами исчезают условности,появляется Незнакомка: то ли реальная женщина, то ли мечта, созданная из грез о Прекрасной Даме.
Подобные образы вдохновляющих женщин часто встречаются в мировой поэзии.
Это и Беатриче у Данте, и Лаура у Петрарки. В “Зеленом кабаре” встретил свою незна-
комку Артюр Рембо.
А вот как пишет Шарль Бодлер в своем стихотворении в прозе “Шут и Венера”.
- У ног огромной статуи Венеры один из добровольных шутов...поднимает глаза,
полные слез, к бессмертной богине. И эти глаза говорят:” Я последний и самый оди-
нокий среди людей, лишенный любви и дружбы, и стоящий поэтому гораздо ниже
самых несовершенных животных. Однако и я тоже создан, чтобы постигать и чув-
ствовать бессмертную красоту! Ах! Богиня! сжалься над моей печалью и моим бе-
зумием.
Но неумолимая Венера смотрит вдаль, непонятно на что, своими мраморными
глазами.
|