Ход занятия.
1. Организационный момент.
a) Отгадывание загадки.
- Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут ее…. (лиса)
b) Беседа.
- Кто такая лиса? Почему ее называют диким животным? Где живет лиса? Как выглядит лиса?
c) Дидактическое упражнение «Что делает?». Цель - упражнять в подборе глаголов к существительным.
- Что умеет делать лиса? (охотиться, мышковать, подкрадываться,…)
2. Рассказывание рассказа цепной организации «Лиса и собаки»
Лиса и собаки (по Л.Толстому)
По полю бежала лиса. Эту лису увидели собаки. Собаки погнались за лисой. Лиса кинулась в лес. В лесу она ушла в нору. Сидит в норе лиса и говорит:
- Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
- Ножки,. Ножки, что вы делали?
- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
- Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
- А ты, хвост, что делал?
- Я по пням, по кустам цеплялся.
- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.
Лиса выставила хвост. Схватили хвост собаки и вытащили лису.
3. Вербально – сенсорный этап .
a) Отбор предметных картинок
- Посмотрите, здесь много картинок. Отберите только те, которые подходят к
нашему рассказу.
b) Уточнение семантического значения слов: кинулась, нора.
c) Отработка слоговой структуры слов : выставила,схватили.
d) Дидактическое упражнение в подборе признаков к предметам:
- Какая лиса?
- Какие собаки?
- Какая нора?
- Какой хвост?
4. Построение картинно – графического плана рассказа «Лиса и собаки».
- Будем записывать рассказ картинками:
5. Знакомство с правилами смысловой дружбы . Подведение к этому смысловому правилу через кинестетические ощущения.
- Покажите две картинки, которые могут дружить. Проведи указкой.
6. Физкультминутка. Подвижная игра «Лиса и мыши». Цель: ориентировка в пространстве, проговаривание слов с движениями.
Тише, мыши, не шумите,
В норке тихо вы сидите.
Лиса по лесу идет
Очень быстро вас найдет.
Нет лисы. («мышки» - дети выбегают из «норы». При появлении «лисы» прячутся в «норке»)
7. Пересказ рассказа с опорой на картинно – графический план: хором, цепочкой, по одному.
8. Развитие мелкой моторики – проведение волнистых линий «Покажи тропинки»
- На ваших карточках мышка и лиса. Проведите лису к норе, мышку к норке.
9. Итог.
a. - Как назывался наш рассказ? Про кого рассказывали ?
b. Оценка деятельности детей на занятии .
|