Тема: Солнце.
Пожаркова А.П.
Учитель географии МОУСОШ
«Комплекс « Гармония»
Цель: При формировании понятия Солнце как космическом теле, создание условий для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных способов деятельности.
Формирование у учащихся представлений о Солнце как о космическом теле и звезде. Формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные: Актуализировать знания учащихся о Солнце, формировать понятие звезда, определить характеристики Солнца.. Раскрыть зависимость процессов на Земле от Солнца
Развивающие: Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы. Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности, развитие письменной коммуникативностии понимание текста.
Воспитательная: Воспитывать товарищество, уважение, умение работать в паре, взаимодействие и солидарность в коллективе.
Тип урока: Комбинированный урок
В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру является , а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организации работы, учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла,оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
Место урока в учебном плане: 10 урок по теме “Вселенная ”.
Методы: Частично-поисковые, объяснительно иллюстративные, дискуссионный.
Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.
.Оборудование:
- Компьютеры;
- Проектор или Мультимедийная доска;
- Мультимедийное приложение к учебнику Природоведение А.А.Плешакова и Н.И.Сонина
- Таблица «Описание Солнца по плану»
- Учебник «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина ООО « Дрофа»2006
- Текст «Говоря о Солнце»;
- Презентация к уроку.
- Приложения
Категория детей: 5-6 класс
План урока:
1,Организационный момент – 2мин.
2.Постановка цели урока «Стадия вызова»– 5мин.(Слайд1)
3.Актуализация знаний «Стадия осмысления»
а) по фильму - Просмотр видео ролика» 2 минуты
б) по тексту учебника-5минут
в) по тексту компьютера-10минут
4.Обобщение и систематизация знаний « Стадия рефлексии »– 10мин
5.Подведение итогов урока- 3минуты
6 Домашнее задание -3 минуты
.
Ход урока
Организационный момент-2 мин.
У.Определите своё настрение (прикрепление смайликов ,заготовлены заранее)
Постановка цели урока «Стадия вызова»– 5 мин.
На экране проектора – слайд «Стихотворение».
Недавно мне приснился страшный сон,
О том ,что………….навсегда пропало
И взледенели острова устало
И шопот моря превратился в стон.
Исчезло всё деревья ,звери ,люди,
Нет ветра, не шумят ручьи
Сплошная тьма
Исчезло наше главное светило
Нет ничего лишь море пустоты
Проснулась от того
Что яркий свет ворвался в окна,
Открыв глаза, я подошла к окну
И улыбаясь, протянула руки
К нему, что дарит ЖИЗНЬ всему.
(Пожаркова .А.П)
|
У. О чем это стихотворение?
(Д. -Ответы детей).
У. А почему вы так решили?
(Д. -Ответы детей).
У., Какими строчками стихотворения вы можете подтвердить значение Солнца для нашей планеты
(Д. -Ответы детей).
Актуализация опорных знаний – «Стадия осмысления»-17минут.
У.А что вы знаете о Солнце.
(Д. -Ответы детей).
У. Я предлагаю Вам описать наше Солнце. Для этого я заготовила таблицу с пунктами плана. В течении урока пользуясь разными источниками информации вы заполните таблицу.
У.Как вы думаете какие пункты плана будут в таблице.
(Д. –варианты детей).
У.А теперь сопоставим и проверим схожесть мнений.
На экране проектора слайд
План описания Солнца
- Звезда или планета
- Происхождение и возраст
- Размер солнца по сравнению с Землей
- Расстояние от земли до Солнца
- Температура Солнца
- Состав и строение Солнца
- Роль солнца для жизни на Земле
- Легенды
|
У. А чем вы можете воспользоваться как источниками информации?
. (Д. -Ответы детей).
У.В конце урока мы подведём итог и закрепим знания, проверим их с помощью теста и оценим себя.
Заполнение концептуальной таблицы.
а) по фильму - Просмотр видео ролика» 2 минуты
б) по тексту учебника-5минут
в) по тексту компьютера-10минут
Обобщение и систематизация знаний «Стадия рефлексии»– 10 мин.
У.Кто мне напомнит цель поставленную в начале урока.
(Д. -Ответы детей).
У.Достигли ли вы поставленной Цели.
На экране проектора слайд
Проверим знания
Фамилия Имя…………………………………………….
Класс…………………………………………………
- Огромные пылающие шары…………….
- Ближайшая к Земле Звезда…………….
- Расстояние Солнца от Земли ………..млн.км
- Солнце состоит на70% из…………
- Водород и гелий являются «звездным ……….»
- Солнце в ……..раз больше Земли
- В центре Солнца находится ………….
- Температура в центре Солнца………….градусов.
- Как называли Солнце славяне………..
- Солнце как и Земля вращается с ……на ……
Критерии оценки
10-9 баллов «5»
8-7 баллов «4»
6-5 баллов «3»
Оценка………………………………………………
|
На экране проектора слайд
Ответы
1. Звезды
2. Солнце
3. 150 млн .км.
4. Водорода
5. «звёздным топливом»
6. 109
7. Ядро
8. 15 миллионов
9. Ярило
10. Запада на Восток
|
Подведение итогов урока- 3минуты
У. – Что нового вы сегодня узнали на уроке?
(Д. – Отвечают.)
У. – После нашего урока вы так же ответите на вопрос: “Что такое Солнце”, как и в его начале?
(Д. – Отвечают.)
У. В конце таблицы вы найдёте небольшую анкету, заполните её и сдайте.
Оценка за урок ………………………………..
Что не получилось и почему………………….
Урок: понравился (чем)
Урок не понравился (почему)
Домашнее задание 3 мин.
Слайд
Вы живете в 2234 году
Имеете свой собственный космический корабль, который пользуется спросом у туристов из других галактик, на котором совершаются межпланетные экскурсии.
Ваша мечта организация экскурсии к Солнцу.
По материалам таблицы составьте экскурсионный маршрут.
Или просто опишите Солнце.
А можете нарисовать ваш маршрут и космический корабль.
Желаю успеха.
|
Краткое описание использования технологий технологий, методов,методических приемов и их эффективность
Проблему формирования ОУУН и способов деятельности стараются решать давно, как за рубежом, так и в России, Новгородской области средствами различных педагогических технологий: личностно-ориентированной, проблемного обучения, модульного обучения, проектной деятельности и т.д. В нашей школе эту проблему решают средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Одно из важнейших положений технологии развития критического мышления является совместное (учитель-ученик, ученик-ученик) конструирование своего знания и всего процесса учения. Эта технология позволяет сделать учение увлекательным и осмысленным. Ведь учение интересно тогда, когда оно приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге миру знаний.
Что же такое критическое мышление? Прежде всего - это система стратегий, которая позволяет формировать мыслительные умения, необходимые не только в учёбе, но и в повседневной жизни, такие как умения анализировать различные стороны явлений, эффективная работа с информацией, принятие осмысленных решений, взаимодействие с окружающим миром. При развитом критическом мышлении человек овладевает разнообразными способами интерпретации и оценки информации, видит противоречия в тексте, умеет аргументировать свою точку зрения и сопоставлять её с точкой зрения своего собеседника.
Технология развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить по-настоящему.
Данную технологию можно представить как рефлексивную, потому что она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами оценки самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», позволяет влиять на цели, способы, методы и результат образовательного процесса и т д.
Трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока. Каждая из стадий реализуется с помощью соответствующего теме урока приема, снабженного инструкцией для учащихся и направленного на формирование определенного общего учебного умения и навыка и способа деятельности.
На стадии Вызова формируются умения
§ выдвижение предположений;
§ составление плана;
§ умение разделять на этапы звенья;
§ самостоятельная организация деятельности.
При работе с КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЕЙ формируются у учащихся следующие ОУУН:
- умение чтения текста различных стилей и жанров;
- использование различных видов текста;
- свободная работа с текстом и адекватное его восприятие;
- осознанное беглое чтение;
- предварительная систематизация материала;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- определение структуры объекта познания, поиски выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- умения разделять процессы на этапы, звенья;
- Проведение информационно смыслового анализа текста;
- отделение основной информации от второстепенной.
На стадии рефлексии у учащиеся развивается
- способность решения учебной задачи
- создание письменных высказываний (кратко)
- умение перефразировать мысль
- умение переводить информацию из одного стиля в другой
- умение дать определение
- умение соотносить приложенные усилия с полученным результатом
- учитывать мнение других людей
-
Методы
Частично поисковый, дискуссионный.
Методические приёмы.
Анализ стихотворного текста с определением темы урока.(Мотивация учащихся.владение основными видами публичных выступлений(высказывание ,монолог ,дискуссия) )
Активное слушание с опорой на визуальный ряд. (Презентация)
Мозговой штурм – требует достаточного уровня коммуникативных и организационных общеучебных навыков от учащихся. Но востребуя эти навыки ,данный вид работы одновременно их развивает.
Просмотр видео фрагмента с предъявленным заданием до просмотрамотивирует на дальнейшую деятельность.
Самостоятельное изучение материала уроков индивидуальном режиме
Сворачивание информации, данную в виде текста, в таблицу.(отбор нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,отделение основной информации от второстепенной, передача информации адекватно поставленной цели(выборочно) перевод из одной знаковой системы в другую )
Использование мультимедийного приложения на уроке в целом позволило:
повысить мотивацию к изучению темы, активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивать у учащихся продуктивные творческие функции, все психические процессы;
разместить большой объем информации на одном слайде, но осуществлять вывод этой информации постепенно, используя эффекты анимации не перегружая восприятие ребенка
Преимущества использования ИКТ на уроках:
На данном уроке ИКТ использовались на следующих этапах:
Формулирование темы урока
Закрепления и систематизация новых знаний
подведения итогов урока;
объяснения домашнего задания.
Использование на первом этапе видео роликов, схем позволило одновременно активно усваивать учебный материал детям с различными видами модальности: аудиалам, визуалам и кинестетикам и сократить время изучения данной темы.
Использование приёмов технологии развития критического мышления позволяет сформировать ОУУН и способы деятельности, которые помогут учащимся адоптироваться в современном мире. Умея мыслить критически, ребенок может применять знания в обычной жизни, а, возможно, и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Приложения
Приложение 1.
Описание Солнца по плану
Пункты плана
|
По фильму
|
По тексту учебника
|
По тексту в компьютере
|
1.Звезда или планета
|
|
|
|
2.Происхождение и возраст
|
|
|
|
3.Размер по сравнению с Землёй
|
|
|
|
4.Расстояние от Земли до Солнца
|
|
|
|
5.Температура
(внутри и
на периферии)
|
|
|
|
6.Движение Солнца.
|
|
|
|
7.Состав и строение Солнца
|
|
|
|
8.Роль Солнца в жизни Земли
|
|
|
|
9.Легенды
|
|
|
|
Выполнил ученик (ца)…………..класса
Фамилия Имя……………………………………
Оценка за урок ………………………………..
Что не получилось и почему………………….
Урок: понравился (чем)
Урок не понравился (почему)
Приложение 2.
Проверим знания Фамилия Имя…………………………………………….
Класс…………………………………………………
- Огромные пылающие шары…………….
- Ближайшая к Земле Звезда…………….
- Расстояние Солнца от Земли ………..млн.км
- Солнце состоит на70% из…………
- Водород и гелий являются «звездным ……….»
- Солнце в ……..раз больше Земли
- В центре Солнца находится ………….
- Температура в центре Солнца………….градусов.
- Как называли Солнце славяне………..
- Солнце как и Земля вращается с ……на ……
Критерии оценки
10-9 баллов «5»
8-7 баллов «4»
6-5 баллов «3»
Оценка……………………………………………….
Ответы
- Звезды
- Солнце
- 150 млн .км.
- Водорода
- «звёздным топливом»
- 109 раз
- Ядро
- 15 миллионов
- Ярило
- Запада на Восток
Приложение 3.
Говоря о звездах, мы в первую очередь обращаем свой взор на Солнце – нашу звезду. Это самая близкая звезда, а потому – самая удобная для изучения.
Солнце играет исключительную роль в жизни Земли. Весь органический мир нашей планеты обязан Солнцу своим существованием. Солнце — не только источник света и тепла, но и первоначальный источник многих других видов энергии (энергии нефти, угля, воды, ветра).
Издавна у разных народов Солнце было объектом поклонения. Его считали самым могущественным божеством. Культ непобедимого Солнца был одним из самых распространенных (Гелиос — греческий бог Солнца, Аполлон — бог Солнца у римлян, Митра — у персов, Ярило — у славян и т. д.). В честь Солнца воздвигали храмы, слагали гимны, приносили жертвы. Ушло в прошлое религиозное поклонение дневному светилу.
Сейчас ученые исследуют природу Солнца, выясняют его влияние на Землю, работают над проблемой применения практически неиссякаемой солнечной энергии.
Изучая Солнце, мы узнаем о многих явлениях и процессах, происходящих на других звездах и недоступных непосредственному наблюдению из-за огромных расстояний, которые отделяют нас от звезд.
У Солнца как и у Земли есть ядро оно твердое и вращается как и само Солнце.
Радиус Солнца в 109 раз больше Земли, а объем примерно в 1 300 000 раз больше соответственно радиуса и объема Земли. Масса Солнца примерно в 330 000 раз больше массы Земли и почти в 750 раз больше суммарной массы движущихся вокруг него планет.
Температура поверности Солнца составляет 6000 градусов.. При такой температуре вещество находится на Солнце в газообразном состоянии. С глубиной температура растет (достигает в центре Солнца 15 миллионов градусов. Поэтому основное состояние, в котором находится вещество на Солнце, — это плазма, а Солнце — это раскаленный плазменный шар.
Солнце и звезды светят потому, что в их недрах происходит термоядерная реакция ,как на атомных электростанциях. Водород превращается в гелий.
Открытие спектрального анализа позволило определить химический состав солнечного вещества. На 70% Солнце состоит из водорода, 28% приходится на гелий, всего в атмосфере Солнца обнаружено около 70 химических элементов, которые встречаются и на Земле, никаких других неизвестных на Земле элементов на Солнце не обнаружено.
Водород это «звездное топливо», «сгорающего» для того чтобы звезды могли жить
На протяжении миллиардов лет Солнце ежесекундно излучает огромную энергию. Как и вообще все физические процессы, излучение Солнца и других звезд подчиняется важнейшему закону природы — закону сохранения и превращения энергии. Следовательно, энергия Солнца не может возникнуть из ничего и существуют источники, поддерживающие непрерывное излучение Солнца.
Солнце возникло около 5 миллиардов лет назад под оглушительный рев газовых взрывов, разгул стихий во Вселенной. В то время оно мало чем напоминало привычное нам светило.
|