Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок "Крещение Руси"

Фото пользователя Варвара Сергеевна Сивер
Submitted by Варвара Сергеевна Сивер on пн, 15/03/2010 - 14:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сивер В.С.
Место работы, должность: 
образовние
Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
методическая разработка

Урок на тему:
«Крещение Руси»


Ход урока

  «Ой ты гой еси, люди добрые!
  Старина новизне низко кланяется.
  Собирайтесь вы, люди добрые,
  Не в дорожку-путину ближнюю,
  А в даль-далекое путешествие.
  Необычное, непривычное.
  Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст,
  А за 1000 лет против времени».

 Мы совершим с вами сегодня путешествие по лабиринтам русской истории. Цель нашего путешествия: узнать, как наша Русь стала христианской, сформировать представление о причинах и значении принятия христианства на Руси. В ходе путешествия мы будем останавливаться на следующих станциях:
I. Русь языческая;
II. Андрей Первозванный;
III. Князь Владимир и Корсунская легенда;
IV. Причины принятия христианства;
V. Крещение киевлян;
VI. Последствия крещения Руси.

Итак, что представляла собой Русь в IX веке?

                                                    Что произошло после смерти князя Святослава? (Рассказ ученика у карты)

I станция: Русь языческая.
Язычество – это многобожие, вера во многих богов. В древности восточные славяне были язычники и почитали многих языческих богов:
Перун- бог грома и молнии, властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами.
Даждьбог – бог Солнца (Ярило). Восход солнца встречали молитвой. Чтили живой огонь, считая, что он зажжен от солнца. При вселение в новое жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили из старого дома. Родители передавали его детям, начинающим самостоятельную жизнь. Отсюда возник обычай зажигать “вечный огонь” на священных могилах, как символ памяти.
Мокошь(мокрая) – богиня земли. Ее ласково называли - “земля-матушка”, “мать - сыра земля”. Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильные урожаи. Землю считали святой, ее охраняли: весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать ей дать хорошие урожаи. До наших дней дошли обычаи целовать землю, хранить горсть родной земли.
Славяне населяли духами все живое. Дуб - священное дерево Перуна.
Береза – дух добра. Ее украшали лентами, вышитыми полотенцами, водили хороводы. Существовали заповедные рощи, где приносили богам жертвы- требы. В воде жили водяные духи и русалки. В лесу хозяйничал зеленый леший. Покой дома охраняли добрые духи – домовые, берегини. К духам обращались, как к живым людям, просили помощи.
Николай Михайлович Карамзин так описывал обычаи, верования и праздники славян:
«…Доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав… о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.».
(На доске:Перун – бог громовержец, бог воинов; Стрибог – бог неба, ветров; Даждьбог – бог света и тепла; Хорс – бог солнца; Велес – бог весны; Купала – бог земледелия; Коляда – бог торжества и мира; Мокошь – богиня женского рукоделия; Ладо – бог веселия, любви и согласия).
II станция: Андрей Первозванный.
Но были на Руси люди, которые уже знали о христианстве: воины – их походов в Болгарию и Византию; купцы, которые активно торговали с Византией.
Существует предание о путешествии на Русь в I веке от Рождества Христова апостола Андрея Первозванного:
Первые ученики Иисуса Христа – апостолы, которых было 12, стали рассказывать людям о Его учении. Вначале новое учение распространялось из уст в уста, но уже во 2-й половине I века появляются первые записи его учеников о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа – Евангелия. «Евангелие» в переводе значит «Благая весть».
Из Евангелия известно, что святой Иоанн Предтеча, крестивший в водах реки Иордан Иисуса Христа, окрестил и троих рыбаков – Филиппа, Андрея и брата его Симона. И именно Андрей в будущем первым оповестит славян, наших предков, об Иисусе Христе.
Андрей, сын рыбака Ионы из города Вифсаиды, был первым, призвал Господь за собой. Поэтому апостол Андрей впоследствии получит имя Первозванный. Он же стал первым проповедником Евангелия.
Не день и не два следовал простой рыбак Андрей за Иисусом Христом, все три года он был рядом с ним, вбирал все увиденное и услышанное.
Апостол Андрей Первозванный был среди тех, кто воочию увидел воскрешение Христа.
Около 40 лет, от начала своей первой проповеди и до самой мученической смерти, апостол Андрей провел в путешествиях по Европе и Ближнему Востоку. Упоминается о его пребывании в Крыму, на Кавказе, в славянских землях.
В трудах христианского философа Оригена есть описание того, как Андрей благословляет будущий русский народ.
В «Повести временных лет» летописец Нестор, ссылаясь на древнее предание, писал: «И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и скала бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город Великий и воздвигнет Бог много церквей». Взошел на холмы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу и сошел с горы этой, где впоследствии Киев, и отправился во Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород». Апостол Андрей побывал и на острове Валаам, в Псковских землях, где предсказал появление христианских церквей.
Известно, что в 62 году, в греческом городе Патры он был распят на косом кресте язычниками. С тех пор крест такого вида именуется Андреевским.
С той поры, и больше всего с момента Крещения Руси, апостол Андрей становится нашим, русским апостолом. В честь этого Святого покровителя русского народа сложено хвалебное песнопение – Акафист:
«Первозванного апостола Христова, Евангелия Святого проповедника, Российские страны богодуховеннаго просветителя, Андрея преславного, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, по умилении воззовем:
Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный».

III станция: Князь Владимир и Корсунская легенда.

В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава Ярополк.
В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Хорса (солнечного коня), Мокоши и Симаргла (значение последнего неизвестно). Этим идолам приносились даже человеческие жертвы.
Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись представители от мусульман, болтар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними. Наибольшее впечатление произвел на Владимира рассказ греческого проповедника, показавшего привезенную с собою икону Страшного суда. Князь решается на неординарный шаг – он отправляет в Константинополь десяток самых уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается в «Повести временных лет». Люди после рассказывали князю о католиках, мусульманах и христианах православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством важности этой веры: «Если бы вера в Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей».
В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: «Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам». Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: «Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву». Федор же отвечал: «Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам!». Он отвечал: «Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?». Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.
Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на Руси. Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помочь императорам Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны. Братья согласились, но когда военная кампания окончилась, не спешили отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился выполнить их решающее условие – принять христианство. Решив поторопить «забывчивых» братьев, Владимир берет Херсонес (район современного города Севастополя), откуда рукой подать до Константинополя.
Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет не в Константинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.

IV станция: Причины принятия христианства.

Мы побывали с вами уже на трех станциях нашего маршрута. Давайте теперь вместе из всего увиденного сделаем вывод – почему же Русь приняла христианство, и именно во время правления Владимира, именно в IX веке?

1. Начало междоусобных войн Святославичей, следовательно, стремление сплотить русский народ, чтобы сохранить государство;
2. Тесные торгово-экономические связи с Византией, установление дипломатических отношений с ней и династических браков. (862 год – Кирилл и Мефодий составили азбуку славянскую, кириллицу, и перевили на славянский язык богослужебные книги);
3. Наличие христианства в соседних государствах;
4. Личностный фактор, сила влияния князя Владимира.

V станция: Крещение киевлян.

Как же проходило крещение Руси?
Владимир на реке Почайне крестил киевлян. Деревянные идолы безжалостно уничтожались. Вот как описывается эта процедура: «Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали с недовольным видом. Они не понимали, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя. Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодкой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам диких коней, и они умчали его далеко в поле».
В «Повести временных лет» приводится еще один пример о крещении:
«Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ».
Вопросы учащимся:
Где и как крестили киевлян? Как поступил князь с идолами? Охотно ли расставались киевляне со старой верой?
VI станция: Последствия крещения Руси.
И сейчас нам предстоит определить результаты и значение этого важного события. Перед вами схема, с ее помощью давайте подведем итог: значение принятия христианства (приложение)
 

 

Прикрепленный файл Size
приложение.docx 18.4 KB

»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн