Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2012

Фото пользователя Надежда Михайловна Хеккенен
Submitted by Надежда Михайловна Хеккенен on Fri, 19/03/2010 - 16:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хеккенен Надежда Михайловна
Место работы, должность: 
МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского» учитель начальных классов
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Обучение анализу текста, делению на смысловые части. Формировать умение давать характеристику герою. Развивать навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом. Духовно-нравственное развитие учащихся. Воспитание уважения к пожилым людям. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А.П. Платонова (Климентова)

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2007

Используемое оборудование: 

Компьтер, проектор, колонки, презентация, DVD проигрыватель

Краткое описание: 
Первый урок в прочтении рассказа Платонова А.П. "Цветок на Земле". Домашним заданием к уроку было подготовить рассказ о своей бабушке.

 

 
·                     Ход урока.
I.         Организационный момент. (1мин)
II.       Проверка домашнего задания. (5 мин)
По произведениям Б.Шергина рассказ о бабушке.
-  Расскажите о Ваниной бабушке. Какая она?
-  Расскажите о своей бабушке.
III.     Речевая разминка. (3 мин)
1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)
-  Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
1). И старость не страшна, коли молодые помогут.
2). Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3). Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
2. Работа над правильным выразительным чтением.
-  Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
IV.    Работа с текстом до чтения . (2 мин)
Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
-  Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова «Цветок на земле». Как вы понимаете название?
-  О чём, по-вашему,  рассказ?
-  Кто герои рассказа?
-  Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.
Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.
-  «Глаза жмурятся». Как вы это понимаете? (сужаются веки)
-  А «Глаза смежать». Как это? (закрывать)
 
V.      Физкультминутка. (2 мин)  (Под музыкальное сопровождение)
 
VI.    Работа с текстом во время чтения. (10 мин - чтение; 10 мин анализ)
     Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
1.                  Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Уточняющие вопросы на понимание, словарная работа) /Вопросы учителя – вопросы к автору: ответы надо искать или уже в прочитанной части, или читать дальше. Комментарии ёмкие./ дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.
1).-  Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?
    - Сколько лет было деду Титу?
    - Сколько лет было Афоне?
    - От чего у деда глаза слабые стали?
2). – Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (без интереса)
     -  Расскажите: «Какой он есть»– дед Тит.
3). – Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (ходил, не зная, что делать)
4). – Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (диалог) 
     -  Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.
    -  Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
    -  А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
    -  Будет ли Афоня будить деда дальше?
5). – Как заснул Афоня возле деда?
    – Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
    - Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?
6). – Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)
    - Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? («Белый свет пытать»)
    - Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.
    - Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда «про всё»?
7).- Что значит осерчал?
   -  О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
   - Прочитайте эти главные слова в тексте.
   - Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
   - А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
   - Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
8). – Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?
     - Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?
VII. Работа с текстом после чтения.(5 мин)
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»)
1. Определение главной мысли рассказа.
-   Определите, какая же главная мысль рассказа.
(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)
/тема, идея/.
2.                  Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.
   -  Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.
   - Как вы думаете, что это? (План)
   - Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
   - Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
·                      На печи рядом с дедом.
·                      Скучно Афоне жить на свете.
·                      Дед Тит.
·                      Опять скучно жить на свете.
·                      Пошли «белый свет пытать».
·                      Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
·                      Проснулся ненадолго.
·                      Гребешок для деда.
   - Прочитайте план. Проверяем все у себя.
3.                  Беседа по содержанию текста в целом.
  -  Понравился ли вам рассказ? Чем?
Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.
VIII.Знакомство с биографией писателя.(3 мин)
1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации №1)
2. Рассказ о писателе. (Если нет возможности показать презентацию, или осталось время на уроке)
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.
 Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.
Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.
Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мороотношения.
С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов «Июльская гроза» (1940), в который вошли «Ещё – мама», «Железная старуха», «Сухой хлеб», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Солдатское сердце» и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве
IX. Оценки.(1 мин)
X.    Домашнее задание.(1мин)
1. Дома составить краткий пересказ текста по плану.
2. Автор называет Афоню добрым внуком, а какой внук или внучка своим дедушкам и бабушкам вы? Подготовить рассказ о своём дедушке, используя материал генеалогического древа вашего рода.
3.Нарисовать цветок из рассказа.
Прикрепленный файлSize
А,П. Платонов-к уроку №1.ppt947.5 KB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района