7)Сиротин В.И.Самостоятельные и практические работы по географии. Москва. Дрофа,1991.
8.Содержание работы
а)Концептуальная основа.
Согласно проекту базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2008 года (стандартов второго поколения) содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умений организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике. Изучение естественно-научных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности – природной, социальной среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, производить анализ и обработку информации.
Известно, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое развитие не одномоментно, а протекает на протяжении всей жизни.
Приоритетом обучения должно стать не усвоение обучающимися определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать их с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. Этому способствуют и практические работы по экономической и социальной географии РФ.
б)Содержательная часть обучения:
Цели обучения:
1.Повысить эффективность и качество обучения экономической и социальной географии России.
2.Научить обучающихся при выполнении практических работ использовать необходимый комплекс различных источников информации.
3.Углубить и закрепить знания об основных понятиях экономической географии, формировать умения отражать с помощью схем взаимосвязи отраслей народного хозяйства России.
4.Формировать умения проводить простейшие расчеты для доказательства размещения производства по территории страны, анализировать экономические карты, статистические данные, делать выводы.
- Содержание учебного материала соответствует программе Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений по курсу «География России. Население и хозяйство»,9 класс (68 часов). Москва. Дрофа,2004. Учебники: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. Москва. Дрофа,2007. Иванов Н.В. География РМЭ Йошкар-Ола. Марийское книжное издание,2004.
в)Процессуальная часть- технологический процесс.
Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, наглядных пособий, схем и т. д.). Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа может быть тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Учитель может использовать практические работы и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками.
На необходимость совершенствования практической части программы указывает и практика обучения. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся и особенно их умений. Зная определение практических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение обучающимися своих знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.
Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития, решить создавшуюся проблему невозможно. Не закрепленные в процессе практической деятельности знания остаются для учащихся мертвым грузом и быстро забываются.
Самостоятельные и практические работы – это один из самых ценных видов работы в классе, который может:
ü разгрузить классное время учителя от обязательного из урока в урок объяснения;
ü теснее связать классное занятие с домашним , ибо классное занятие по типу самостоятельной работы над учебником учит тому ,как работать дома;
ü учит пользоваться уже приобретенными знаниями и основательно их закреплять, ибо то, что человек черпает путем проработки заданий и упражнений удерживается в памяти прочнее;
ü прививает практические навыки при работе с картой, таблицами, схемами.
Но практические и самостоятельные работы, хотя и продуктивны, но требуют от учителя:
-хорошо разработанной системы заданий;
-большой затраты времени со стороны учителя к таким занятиям;
-образцовой дисциплины учащихся, при ее отсутствии каждое занятие будет требовать больше времени и давать слабые результаты.
Главное искусство при составлении заданий для практических и самостоятельных работ должно заключаться в проведении неуклонного усложнения заданий как картографического так статистического, так и географического мышления, нельзя топтаться на месте, тем более возвращаться вспять, но нельзя делать больших рывков вперед.
Формулировки заданий должны быть четкими, простыми, исключающими какие – либо недоразумения. Лучше всего их выписать на доске. При этом обязательны пояснения.
Форма выполнения может быть устная или письменная. Письменная форма имеет преимущества: каждый ученик вынужден работать, и работу каждого ученика учитель может легко проверить, собрав тетради.
Однообразные работы не рекомендуются, они вызывают скуку и понижают усвоение.
Не всякая практическая работа является самостоятельной, таковой она будет в том случае, если ведет к получению нового результата ранее неизвестного ученику. К недостаткам самостоятельных и практических работ относится то, что учитель на уроке даст знаний больше, чем их добудут дети.
9.Практические выводы по теме.
Тематическое планирование программных практических и самостоятельных работ по экономической и социальной географии России в 9 классе.
№п/п
Содержание работы
Цель работы
Источники знаний
1
Обозначение на к/к субъектов РФ со столицами и центрами.
Формирование умений рабо-тать с политико-администрати-вной картой РФ, знаний о гео-графическом положении субъектов РФ.
Атлас, к/к, 1
2
Определение по картам размеще-ния трудоемкого и металлоемкого ма-шиностроения РФ.
Формирование умений анали-зировать экономические кар-ты, обосновывать принципы размещения машиностроения
Атлас, 18-19
3
Характеристика одного из районов добычи нефти или угля по картам и статистическим ма-териалам.
Формирование умений состав-лять экономико-географичес-кую характеристику топливной базы по картам и статистичес-ким материалам.
Атлас, приложение учебника, 22
4
Составление типо-вой схемы АПК.
Углубление знаний об АПК. Формирование умений отра-жать с помощью схем взаимо-связи отраслей с/х с промышленным производ-ством.
Атлас, 31
5
Определение эф-фективности при-ближения обраба-тывающих приз-водств пищевой промышленности к с/х предприятиям.
Формирование умений произ-водить простейшие расчеты для доказательства приближе-ния пищевой промышленнос-ти к с/х сырью.
Атлас, 33
6
Характеристика одной из транспор-тных магистралей по типовому плану
Формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя различ-ные источники информации.
Атлас, дополни-тельная литература, 35
7
Изучение местного предприятия и описание его по плану.
Формирование умений состав-лять ЭГХ предприятия на осно-ве собранных материалов.
Материалы, по-лученные при изучении пред-приятия.
8
Изображение на к/к схемы внешних территориально-производственных связей Централь-ной России.
Углубление знаний о разделе-нии труда. Формирование умений отражать на к/к произ-водственные связи,существую-щие между районами РФ.
Атлас, к/к, 43
9
Составление ЭГХ промышленного узла.
Углубление знаний о взаимо-связи различных отраслей про-изводства. Формирование умений составлять ЭГХ промышленного узла на осно-ве экономических карт и тек-ста учебника.
Атлас, к/к, 43, 52, 55.
10
Составление по нескольким ис-точникам харак-теристики одного ТПК.
Формирование умений составлять характеристику ТПК на основе комплексного использования карт атласа, схем и текста учебника.
Атлас, к/к, 61, 62
Практические работы по географии РМЭ
1
Определение по картам географи-ческого положе-ния РМЭ.
Установление особенностей географического положения РМЭ.
Карта РМЭ, учебник «Гео-графия РМЭ».
2
Определение плотности и осо-бенностей разме-щения населения РМЭ.
Вычислить среднюю плотность населения по районам РМЭ Получить знания об особенностях размещения населения по РМЭ.
Составление кар-тосхемы террито-риальной структу-ры хозяйства РМЭ.
Определить территориальную структуру отраслей хозяйства РМЭ.
Учебник, карта РМЭ.
5
Внешние эконо-мические связи РМЭ.
Углубить знания обучающихся о внешних экономических связях РМЭ, научить состав-лять схемы внешних экономи-ческих связей.
Учебник «Гео-графия РМЭ», к/к.
10.Результаты работы над научно – методической темой.
В результате выполнения практических работ у обучающихся формируются:
- навыки работы с несколькими источниками знаний текстом учебника, экономическими и физическими картами, схемами, таблицами, статистическими материалами.
-умения анализировать собранный материал, отбирать главное, делать выводы, создавать свои творческие работы.
-знания по основным темам экономической и социальной географии России углубляются и закрепляются в результате сокращается разрыв между теорией и практикой.
11.Представление темы.
25 августа 2008 года выступила на районной конференции работников образования Сернурского района на секции учителей географии по теме «Современное метеорологическое оборудование кабинета географии», где речь шла о практических работах в 6 классе по наблюдению за погодой и последующей обработкой полученных данных.
4 марта 2009 годадала открытый урок в 6-«б» классе на тему «Обработка материалов календаря погоды за февраль месяц» для школьного МО учителей биологии, химии, географии, где обучающиеся научились вычислять среднюю месячную температу-ру, амплитуду температур месяца, составлять график хода температур февраля месяца, составлять диаграммы облачности и типов погод, розу ветров по данным своего календаря погоды, который вели в течение всего месяца самостоятельно.
В августе 2009 года выступлю с данным проектом на районной секции учителей географии Сернурского района.
К проекту прилагаются практические работы обучающихся.