Submitted by Наталья Михайловна Илларионова on Tue, 23/03/2010 - 20:09
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Волгино
Утверждено
педагогическим советом
МОУ СОШ п. Волгино
от 28 августа 2009 года
протокол №1
Директор МОУ СОШ п. Волгино
______________ Т.В.Павлова
«Основы компьютерной грамотности»
(для учащихся 1 -4 классов)
Объем программы – 72 часа
Составила: Илларионова Наталья
Михайловна, учитель информатики
2009 год
Пояснительная записка.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной изтех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплинаявляется образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе стем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
В рамках дополнительного образования имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика».
Программа для учащихсяI-IVклассов рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю). Основная цель программы :
•дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в
научных исследованиях;
•сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;
•подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
•создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
•реализовать в наиболее полной мере возрастающий интерес учащихся к углубленному изучению программирования через совершенствование их
алгоритмического и логического мышления;
•освоить работу в основных офисных пакетах и базовых программах М8
Задачи.
•формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе,
технике, обществе;
•формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
•формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах
передачи информации;
•формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
•формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
•формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формированииестественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или практических заданий. На учебных ипрактических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдениетребований техники безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.
Программа предусматривает получение учащимися теоретических знанийи практического навыка работы на компьютере.
В основе программы используется такой тип воспитательной системы, как индивидуально - личностной ориентации учащихся. Видом воспитательнойсистемы является развитие индивидуальности и самореализация при созданииинформационных ресурсов.
Организационные условия реализации программы.
Программа рассчитана на детей 1-4 классов, обладающих характерным для данного возраста уровнем развития. Срок реализации программы - 1 год. Программа построена на принципах:
•Доступности ~ при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по- разному преподаётся, в
зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
•Наглядности - человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
•Сознательности и активности - для активизации деятельности детей
используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Правила техники безопасности.
1
1
1.
Освоение системной средыWindows
1.1Прогулки по столу. Представление о файле и папке.
1
0,5
0,5
1.2 Настройка рабочего стола: фон.
1
1
1.3 Мышь. Пиктограммы. Проводник.
1
0,5
0,5
1.4 Графика. Приложение и документ.
1
0,5
0,5
1.5 Клавиатура. Работа на клавиатуре. Организация обмена данными.
1
0,5
0,5
1.6 Работа на клавиатуре. Антивирусная защита дисков.
1
0,5
0,5
7
3,5
3,5
2.
Графические возможности компьютера.
Простая «рисовалка» Paint. Чем рисуют в Paint
1
0,5
0,5
Чертежные инструменты.
1
0,5
0,5
Текст на рисунке, операции редактирования.
1
0,5
0,5
Практическое занятие. Освоение работы в Paint.
2
0,5
1,5
5
2
3
3.
Текстовый процессорМicrosoftWord
3.1 Новый документ. Набор текста. Компьютерный тренажер в режиме ввода слов.
2
1
1
3.2 Перемещение по тексту. Компьютерный тренажер в режиме ввода слов.
1
0,5
0,5
3.3 Выделение фрагментов. Правка.
1
0,5
0,5
3.4. Использование шрифтов.
1
0,5
0,5
3.5. Оформление абзаца. Работа с блоками.
1
0,5
0,5
3.6. Что такое файл. Типы файлов. Компьютерный тренажер в режиме ввода предложений.
1
0,5
0,5
3.7. Сохранение файлов. Компьютерный тренажер в режиме ввода предложений.
1
0,5
0,5
3.8. Форматы файлов. Загрузка файлов с диска. Компьютерный тренажер в режиме ввода предложений.
3.11. Параметры страницы. Печать. Компьютерный тренажер в режиме ввода предложений
2
0,5
1,5
3.12. Подготовка документов к печати.
2
0,5
1,5
3.13. Создание пустой таблицы.
1
0,5
0,5
3.15. Выделение фрагментов.
1
0,5
0,5
3.16. Изменение ширины и высоты.
1
0,5
0,5
3.17. Операции редактирования и оформления.
2
1
1
3.18. Создание, редактирование и оформление таблицы.
2
0,5
1,5
23
9
14
4
Электронные таблицы Excel
4.1. Перемещение по таблице
1
0,5
0,5
4.2. Заполнение таблицы
1
0,5
0,5
4.3. Страницы и книги. Переименование.
1
0,5
0,5
4.4. Использование формул
2
1
1
4.5. Построение диаграмм
4
1
3
4.6. Редактирование диаграмм
1
0,5
0.5
4.7. Решение задач с применением функций
5
2
3
4.8. Работа с дисками
2
1
1
17
7
10
5
Составление презентаций вMicrosoftPowerPoint.
5.1. Назначение программыPowerPoint. Компьютерные презентации
1
0,5
0,5
5.2. Дизайн презентации и макеты слайдов.
1
0,5
0,5
5.3. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок.
1
0,5
0,5
5.4. Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами.
2
0,5
1,5
5
2
3
6
Алгоритмы.
6.1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
1
0,5
0,5
6.2 Представление алгоритмов.
1
0,5
0,5
6.3 Виды структур алгоритмов.
1
0,5
0,5
6.4 Графические возможности языка программированияQBasic.
7
2
5
10
3,5
6,5
7
Повторение
Создание текстовых объектов
2
2
Создание словесных моделей
2
2
Резервное время
1
1
5
5
72
28,5
43,5
Содержание программы
1. Освоение системной средыWindows—7 часов.
Представление о файле и папке. Действия над папками и файлами. Работа сдискетой.
Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа сокнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.Приложение и документ. Запуск приложений. Работа в средеWindows как вмногозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способыобмена данными.
Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.Учащиеся должны знать:
•что такое папка и файл;
•основные действия над папкой и файлом;
•алгоритм работы с дискетой;
•представление о приложении, документе, задаче;
•назначение и структуру графического интерфейса;
•назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления
•технологию обмена данными ОLЕ и через буфер обмена;
•назначение антивирусных программ;
•назначение архивации файлов и папок. Учащиеся должны уметь:
•просматривать информацию о параметрах папки и файла;
•выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
•работать в программе Проводник;
•выполнять стандартные действия с окнами;
•изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
•осуществлять запуск приложений и открытие документов и
переключаться между задачами;
•работать в стандартных средах: Калькулятор,WordPad, Раint;
•создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
•производить проверку файлов на наличие вируса;
•производить архивацию и разархивацию файлов и папок.
2.Графические возможности компьютера - 5 часов.
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые
действия с объектами. Инструменты графического редактора. Созданиерастровой и векторной графики.
Учащиеся должны знать:
•Возможности графического редактора;
•особенности растровой и векторной графики;
•основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
•технологию создания и редактирования графических объектов. Учащиеся должны уметь:
•создавать и редактировать любой графический объект;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом..
3.Текстовый процессор МicrosoftWord. — 23 час.
Текстовый процессорМicrosoftWord:назначение и основные функции.Этапы подготовки документа на компьютере.
Учащиеся должны знать:
•назначение и основные функции текстового процессораМicrosoftWord;
•основные этапы подготовки документа;
•способы «перемещения» по большому текстовому документу;
•правила набора текста. Учащиеся должны уметь:
•Загрузить текстовый процессор;
•управлять документами (создавать, сохранять, открывать, закрывать и сливать документы);
•набирать документы;
•использовать различные шрифты и устанавливать для них параметры;
•работать с блоками (выделять, копировать, перемещать, удалять);
•форматировать абзацы;
•создавать таблицы и списки и оформлять их;
•вставлять объекты в документ с помощью буфера обмена;
•готовить документы к печати и печатать документы.
4. Электронные таблицыExcel— 17 часов.
Электронные таблицы Excel:назначение и основные функции. Этапы подготовки документа на компьютере.
Учащиеся должны знать:
•назначение и основные функции электронной таблицы;
5.Составление презентаций вMicrosoftPowerPoint;- 5 часов. Назначение программыPowerPoint. Основные объекты. Анимация. Переход слайдов. Создание кнопок. Гиперссылки.
Учащиеся должны знать:
•назначение программыPowerPoint;
•технологию работы с программойPowerPoint;
•понятие гиперссылки. Учащиеся должны уметь:
•создавать слайды;
•объекты на слайдах;
•анимацию на объекты и слайды
•кнопки;
•гиперссылки.
6.Алгоритмы — 10 часов.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алгоритм.Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Графические возможности языкапрограммированияQBasic.
Учащиеся должны знать:
•назначение алгоритма и его определение;
•типовые конструкции алгоритма;
•представление алгоритма в виде блок-схемы;
•операторы языка программированияQBasic.
Учащиеся должны уметь:
•приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
•составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде
блок-схем;
•создавать графические объекты в средеQBasic.
Учебно-методический комплекс, дидактическое обеспечение, информационно-техническое и материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы имеется компьютерный класс,необходимое программное обеспечение. Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал, наработанный вобласти информационных технологий, дополнительная литература, обучающиемультимедийные программы.
Методические условия реализации программы
Технологии и формы обучения и воспитания
•теоретические занятия;
•практические занятия;
•свободное творчество.
Формы и методы отслеживания промежуточного результата:
•зачетные занятия;
•контрольные работы,
•тестирование.
При проведении занятий используются три формы работы:
•демонстрационная, когда ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
•фронтальная, когда ученики синхронно работают под управлением учителя;
•самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.