Молодой педагог – современный лидер.
Если провести опрос с целью выяснения, как проявляет себя педагог-лидер, наверняка можно получить хотя бы пару немного противоречащих друг другу вариантов ответов. Конечно же, это связано с тем, что понятие лидерства может иметь различные смысловые оттенки. Во-первых, это умение руководить, вести за собой массы, что следует отнести к взаимодействию учителя с детьми или коллегами; во-вторых, проявление потребности в достижениях, стремление быть лучше окружающих, что в большей степени подходит к карьерной составляющей.
Пожалуй, начну со второго. В последние годы работники образовательной сферы трудятся в условиях, в которых необходимо постоянно доказывать свою профессиональную компетентность, бороться за право называться педагогом. Порой складывается впечатление, что вся учительская жизнь постепенно превращается в один сплошной конкурс и бесконечную попытку заявить о себе. Хорошо это или плохо, вопрос далеко не из легких, поднимать его сейчас не стоит, но, если обратить внимание на реальную ситуацию, можно придти к выводу, что в наши дни значительная часть молодых специалистов выглядит очень достойно среди своих маститых, опытных коллег. Они решительны, полны новыми идеями, открыты для саморазвития, что наверняка связано с желанием проявить себя, завоевать авторитет, быть первыми, быть лидерами. И это прекрасно, ведь иначе просто нельзя прожить в современном обществе, где безынициативность и нежелание развиваться сродни профессиональной гибели. Каждому молодому учителю просто необходимо стремиться вперед, чтобы не остаться позади ненужным грузом, поэтому если педагог не наделен качествами лидера-борца, то одной из его главных задач должно стать развитие в себе этих качеств.
Что же касается взаимоотношений с детьми, то здесь дела тоже обстоят подобным образом. С древнейших времен хорошим учителем считается тот, кто не только способен дать знания по своему предмету, но и может помочь воспитанникам адаптироваться к условиям окружающей действительности, определиться с выбором жизненной позиции, развить лучшие личностные качества и т.п. Очевидно, что все это в состоянии осуществить исключительно человек, обладающий чертами лидера, служащий положительным примером для подражания.
Сегодня мы в полной мере можем ощущать затянувшийся культурный хаос, в котором не всегда под силу разобраться взрослому человеку, не говоря уже о ребенке, в редких случаях способном самостоятельно отделить хорошее от плохого из многообразия далеко не цензурированной информации, атакующей неокрепшую детскую психику ежесекундно буквально отовсюду. Именно поэтому сегодня педагог просто обязан стать для воспитанников мудрым наставником, другом, который сможет повести их за собой, научит трезво мыслить, будет способствовать духовному и нравственному развитию, поможет отстраниться от негативных влияний окружающей среды. Иными словами, учитель должен быть лидером, «вожаком» среди своих учеников.
Ни для кого не секрет, что от педагогов всегда зависели и будут зависеть судьба и качество подрастающего поколения, а следовательно, и наше будущее. Быть может, это звучит слишком утопично, но все-таки стоит хотя бы попытаться сделать мир лучше, ведь далеко не каждому выпадает шанс поучаствовать в таком количестве жизней!
Гольцман В.В.
|