Вы не зарегистрированы

Авторизация



Путешествие в страну вежливости

Данные об авторе
Автор(ы): 
Аверина Наталья Витальевна
Место работы, должность: 
ТМОУ ДСШ№1 интернат ,воспитатель.
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 
• Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий. • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. • Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. • Работать над выработкой положительных черт характера.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
15
Используемое оборудование: 

наглядные пособия: карта страны вежливости, работы детей( цветы-вежливости), пословицы,поговорки( напечатанные на листах).

Краткое описание: 
Вместе со сказочными персонажами, с помощью пословиц,поговорок,игр,сценок-говорим с детьми о доброте и вежливости.

 

Учитель. Общение начинается с приветствия. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое “добрый день” и “здравствуй”.
Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь.
- А как приветствуете друг друга вы, ребята?
В школе много интересных предметов – русский язык, чтение, математика, но нет такого урока, на котором говорилось бы о правилах поведения в школе, дома, на улице. А ведь так приятно общаться с культурным человеком. Ведь культура – это доброжелательность, уважительное отношение к друзьям и взрослым, соблюдение норм поведения. Давайте постараемся стать такими, чтобы любому было приятно на вас смотреть, интересно с вами дружить и играть.
Учитель.
И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.
Что же это за страна? Нам предстоит узнать.
(Открывается доска, на ней – карта Волшебной страны)
Учитель. Итак, мы будем путешествовать по Волшебной стране – стране Добра и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Прочитайте, какие необычные места в ней. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания. Как лучше путешествовать: вместе или поодиночке?
И передвигаться по стране я предлагаю на воздушном шарике.
Учитель. Такие человеческие качества, как доброта и вежливость – неразделимы. А как вы понимаете, что такое доброта, вежливость?
(Высказывания детей, обобщение учителя)
Учитель. А вот какое определение я прочитала в толковом словаре.
Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. (От старославянского “веже”-знаток, следовательно, знать, как себя вести).
Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.
(Воздушный шарик прикреплен на карте)
Учитель. В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Поэтому, мы начинаем путешествие с первой точки карты – города Народной мудрости.
Жизнь дана на добрые дела.
Как аукнется, так и откликнется.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Учитель. Мы на улице Волшебных слов.
1 ученик:   
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
2 ученик:
Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3 ученик:
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
4 ученик: 
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
 
5 ученик: 
Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Учитель. Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее.
Игра «Доскажи словечко»
  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
  • Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
6 ученик:  
Малыша обидел Витя, но пред школою в строю
Витя просит: “Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: “извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе: вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
(Высказывания детей)
7 ученик:     
Вот, кто вежливость у нас проявил на деле:
Он в полночный тихий час поднял мать с постели.
Что с тобой?! – вскричала мать, – заболел, сыночек?
Я забыл тебе сказать: “Мама, доброй ночи”.
Учитель. Вежлив мальчик или нет?
(Высказывания детей)
Учитель. Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Парк сказок.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
 
(Входит Незнайка)
Незнайка. Здравствуйте! Я вижу, что у вас весело, можно я с вами буду веселиться?
Учитель. Конечно, можно. Но мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.
Незнайка. Я понял это и хочу вам помочь. Пусть ребята отгадают мои веселые загадки. Они особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”.
Учитель. Я поняла, это мы прибыли в город, который называется Не попади впросак, верно?
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Незнайка. Верно, и вот в чем трудность: эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом, надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добры утром” скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
У кого из вас в порядке портфель, книжки и тетрадки?
Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
(Высказывания детей)
Учитель. Вот, Незнайка, ты убедился, что наши ребята хорошо понимают: стать вежливым нелегко и в дальнейшем пригодится. А ты, Незнайка, хочешь еще раз повторить и навсегда запомнить “волшебные” слова? Тогда шарик перенесет нас в следующий город.
(Воздушный шарик на карте передвигаю на новый город)
Незнайка. Вместе с вами я тоже запомнил “волшебные” слова.
Учитель. А сейчас мы это проверим. Итак, Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо встать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром мама разбудила тебя, что ты должен сказать?
Незнайка. Ой, мама, давай скорее завтракать, а то я в школу опоздаю!
Учитель. А еще раньше ты что говоришь?
Незнайка. Мам, а где мои носки? Я забыл, куда их вечером бросил.
Учитель. А еще раньше, что надо сказать?
Незнайка. Еще раньше? Ой, мам, чего ты меня будишь? Ведь рано еще!
Учитель. Да нет, ты забыл, что надо сказать маме в первую очередь, когда утром только раскрыл глаза и потянулся. Помогайте, ребята!
(Высказывания детей)
Незнайка. Ах, с добрым утром! Понятно.
Учитель. Продолжаем. Вот ты позавтракал, и что маме скажешь? Спа…
Незнайка. Спокойной ночи, что ли?
Учитель. Ребята, опять нужна ваша помощь!..
(Высказывания детей)
Учитель. А перед уходом в школу, что надо сказать на прощанье? До…
Незнайка. Ой, мам, чуть не забыл, дай на мороженое!
Учитель. Опять ты все перепутал. Ребята, помогайте!
(Высказывания детей)
Учитель. Ну, а дальше. Вышел ты из дома, сел в автобус, рядом старушка, что надо сказать?
Незнайка. Бабушка, передай на билетик.
Учитель. Эх, Незнайка, и это называется, ты все помнишь. Сделать-то что надо?
Незнайка. А что?
Учитель. Ребята, помогайте!
(Высказывания детей)
Незнайка. А, это я всегда делаю. Садись, бабушка. Мне всего одну остановку ехать.
Учитель. Незнайка, ведь взрослым всегда надо место уступать, а не только тогда, когда тебе пора выходить. Ясно?
Незнайка. Ясно, я все понял. Утром – поздороваться, уходя – попрощаться и место уступать. Слушайте, так про меня скоро будут говорить – пошёл самый вежливый человек. Это очень приятно – быть вежливым, этим можно гордиться.
Учитель. Ну, если ты все понял, то давай поиграем на Аллее Игр.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Игра “Вежливо – невежливо”
Водящий называет ситуацию и кидает мячик любому из участников. Если ситуация “вежливо”, то участник должен поймать мяч, если “невежливо”, то ловить мяч не надо.
Ситуации:
  • уступить в транспорте место;
  • поздороваться при встрече;
  • толкнуть и не извиниться;
  • помочь поднять упавшую вещь;
  • не заплатить за проезд;
  • не вставать, обращаясь к старшему;
  • обозвать обидным словом.
Незнайка. Ой, а я слышал, что ребята иногда называют друг друга грубыми словами, дразнятся, смеются над неудачами. Давайте все просто станем добрее!
Учитель. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: “ Слово лечит, слово и ранит”
Учитель. Ребята, а как вы думаете, от чего зависит сила “волшебных” слов?
(Высказывания детей)
Учитель. Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть “волшебными”. Посмотрите, мы, кажется, попали в Тупик Вредных советов.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Учитель. А какие вредные советы вы знаете?
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою облысеет голова.
-Хорошие ли это советы, ребята?
Учитель. Что, по-вашему, неправильного, вредного в этих советах?Как надо поступать в данных ситуациях?
Учитель. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
8 ученик:  
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.
9 ученик:     
И если кому-то, кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
 
Учитель. Своими выступлениями ребята хотели сказать, что вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, почти взрослые люди.
Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. Мы находимся в оранжерее Добрых дел.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
10 ученик:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
11 ученик:
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
 
12 ученик:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Учитель. Посмотрите, доброта – это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
(Из разноцветных лепестков на доске складывается цветок)
Учитель.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.
Учитель.
Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Незнайка:  
Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.
Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.
Учитель.
Прекрасно. Остается надеяться, что ребята и ты, Незнайка, вместе с ними будете вести себя так, как мы сегодня учились.
Подведение итогов. Подсчет заработанных шариков, выявление команды-победителя.
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Что надо было сделать по-другому?
Домашнее задание. Как сделать, чтобы все люди стали сказочно вежливыми? Принимаются самые фантастические проекты.
Учитель. Давайте закончим наше путешествие песней про доброту.

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория