Обучение русскому языку умственно отсталых школьников
Размещено: Татьяна Викторовна Шевень - пт, 26/03/2010 - 09:08
23.03.10г. Семинар для учителей начальных классов, обучающих детей по специальным (коррекционным) программам. Русский язык – это один из основных и самых трудных предметов для умственно отсталых учащихся. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: (слайд № 1) Разделы обучения – обучение грамоте; - развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности; - чтение и развитие речи; - грамматика, правописание, развитие речи. При обучении русского языка умственно отсталых школьников особое значение имеет практическая направленность. А заключается она, прежде всего в области речевого развития детей, т.к. формирование речи облегчает адаптацию детей по окончании школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. А работа по развитию устной и письменной связной речи продолжается на всех уроках русского языка. Сформированы следующие задачи преподавания русского языка для умственно отсталых детей: (слайд №2) Задачи преподавания русского языка для умственно отсталых детей: 1. Научить детей правильному и осмысленному чтению доступного для них текста. 2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе элементарных сведений по грамматике и правописанию, усвоению звукового состава языка. 3. Повысить уровень общего развития детей. 4. Научить детей правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 5. Развить нравственные качества школьников. Обучение русскому языку по специальной (коррекционной) программе можно разделить на следующие этапы (Слайд №3) Этапы обучения русскому языку 1. Первый год обучения – подготовительный этап. 2. Второй этап (2-4 классы). 3. Третий этап (5-9 классы). Задачи первого этапа: углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия, исправление недостатков произношения, выработка первоначальных навыков письма и чтения, уточнение и развитие словарного запаса, формирование умения строить простые предложения, вести беседу. Дети первого года обучения работают со звуками и буквами, слогами и словами, простейшими предложениями и короткими текстами. Основные методы работы – упражнения и игра, причем игровые моменты занимают ведущее место. Задачи второго этапа: развитие познавательного интереса к родному языку, расширение и активизация словаря, развитие умения правильно выражать свои мысли в устной форме. Усвоение простейших видов письменной речи, усвоение на практике грамматических сведений и орфографических правил. Основной метод работы – разнообразные практические упражнения. Игровые приемы остаются важным средством обучения, но главенствующую роль занимает практика. Задачи третьего этапа: - дальнейшее совершенствование техники чтения, осознанного читаемого материала, различными формами пересказа. Старшеклассники учатся последовательно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Основной метод работы – упражнения. Но в практический материал вводится более трудный материал, самостоятельность учащихся в выполнении упражнений повышается. Далее мне бы хотелось на некоторые моменты при обучении русского языка обратить особое внимание. Умственно отсталые школьники чаще всего отличаются несформированной произвольной учебной деятельностью. А проявляется это в следующем: Для детей характерны неустойчивые ошибки (качество записи зависит от внешнего жесткого контроля). Для них характерны изменения почерка в одной работе. Самостоятельные работы отличаются тем, что они не носят планируемого характера, идет поток сознания. На чтении часто идет распад деятельности, либо формируется угадывающее чтение, их не интересует семантика высказывания. И вследствие - ухудшается процесс письма. Здесь возникает вопрос: Что делать? - Прежде всего, перед ребенком необходимо ставить четкие задачи и цель. Важно, чтобы ребенок понимал, зачем ему это надо. - алгоритмизированные задания (начинаем с не учебной деятельности). Объясняем это родителям (с чистки зубов, сбора вещей, подготовки занятий). Учим детей понимать и выполнять несложные инструкции: «Встань», «Сядь», «Возьми тетрадь, карандаш и ручку», «Покажи, где лежит тетрадь» и т.д. - Расскажи, что ты делал, что ты будешь делать. В данном случае слово взрослого становится неким регулятором поведения ребенка, организует его деятельность. В работе с такими детьми нужна четкая пошаговая инструкция. Заканчивать занятие нужно за 2 сек до утомления, все по счету и дозировано. - Запиши или прочитай только один абзац - Реши только два примера - только три палочки. Если ребенок говорит, можно еще? Можно, но ты сам хотел! При организации беседы учителю необходимо помнить, что его речь, являясь образцом для подражания, должна быть правильной, неторопливой, не слишком громкой, не слишком тихой. При очень тихой речи учащиеся напрягают слух, к громкой – быстро привыкают, перестают слушать. (слайд №4) Развитие фонематического слуха Первоначально, на предварительном этапе больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха. Детей учат слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Учат выделять любой звук, определять его место в слове, подбирать слова на заданный звук, выбирать среди предлагаемых картинок такие, название которых начинаются с этого звука, чтение учителем стихотворений, загадок, потешек. Таким образом, подготовив слуховое внимание умственно отсталых школьников к восприятию звуков речи, мы можем продолжать формирование навыка звукового анализа в процессе обучения грамоте. (слайд №5) Развитие произношения Развитие фонематического слуха должно проводиться совместно с отработкой правильного произношения. Данные медико-педагогической комиссии, результаты изучения развития речи учащихся позволят выделить учащихся, нуждающихся в логопедических занятиях, которые необходимо организовать с первых дней обучения. Однако и сам учитель должен вести специальную работу над произносительной стороной речи. На каждом уроке проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которая включает упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются из пособий по логопедии, а также детских книг. Уточнению произношения будет способствовать разучивание четверостиший, скороговорок, загадок. Что поможет не только учащимся с нарушением звукопроизношения, но и тем, у кого нечеткое произношение отдельных звуков. (слайд № 6) Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера. Следует сказать, что весь материал должен быть и у учителя (крупный – для работы у доски) и у каждого ученика на парте. Работа ведется по следующим направлениям: 1. Точное воспроизведение образца. Учитель выкладывает на доске сочетание из трех полосок бумаги. Затем ученики воспроизводят его у себя на парте, сверяя свою работу. Этот вид упражнений способствует навыку списывания. 2. Выполнение образца по памяти. Образец анализируется и закрывается, а открывается тогда, когда ученики выполнят упражнение. Они сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки. Этот вид работы развивает зрительную память, самоконтроль. 3. Выполнение упражнений по словесной инструкции. На этом этапе формируется слуховое внимание, умение понимать обращенную к ним речь. Специальные упражнения проводятся на различение цветов (одновременно две-три полоски). Составление из цветных полосок сочетаний, напоминающих буквы. Далее учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами разного цвета и размера. Последовательность работы та же, что и с цветными полосками. Причем этот вид работы рекомендуется сначала выполнять на плоскости большого размера, а потом уже на листе бумаги. С данными фигурами прорабатывается форма, цвет, размер, место положения (вверху, внизу, посередине, между и т.д.). Из усвоенных геометрических фигур можно выполнять различные аппликации. Данный вид работы в некоторой степени подготовит детей к правильному восприятию букв. (слайд № 7) Подготовка учащихся к обучению письму Моторная неловкость, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка к обучению письму. Рекомендуется проводить специальные упражнения. (Все движения выполняются правой и левой рукой одновременно и попеременно). (слайд №8) Упражнения для рук 1. Противопоставление пальцев. 2. Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно. 3. Супинация и пронация кисти (движение вверх и вниз), смена быстрая и медленная. 4. Отведение и приведение пальцев. 5. Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах. 6. Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно. 7. Свободное похлопывание кистью по парте. 8. Отведение и приведение кисти. 9. Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой. 10. «Щелчки». 11. «Крючки». 12. Упражнения для держания карандаша. (слайд №9) Виды упражнений на доске и в тетрадях В процессе занятий могут быть выявлены дети, которые не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, выходят за пределы строки. В работе с такими учениками нужно применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; дополнительная красная строка слева; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки, использовать ориентиры – обведение, соединение по контуру, точкам и т.д. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма – со специальных упражнений для развития руки. При обучении письму необходимо предусмотреть постепенное наращивание трудностей: (слайд № 10) 1. Прежде всего, учащихся знакомят с рукописным начертанием буквы; Учащиеся должны рассмотреть букву, выделить основные элементы (а-овал и палочка с закруглением внизу). После общего знакомства букву необходимо написать на доске, сопровождая письмо с объяснением. 2. Знакомство со слогом позволяет перейти к упражнениям в записи слогов, а затем слов. Трудности при письме здесь будут состоять в соединении букв. Одновременно с написанием букв детей учат правильно соединять буквы в слоги. Особенно много ошибок бывает при соединении согласных Л,М. С умственно отсталыми следует отработать все случаи соединения букв. Каждый слог, слово, предложение анализируются, записываются условно-графически, составляются из букв разрезной азбуки и прочитываются. Упражняются в письме на доске и в тетрадях. 3. К первым письменным упражнениям относится списывание рукописного шрифта; Тренировочными упражнениями в развитии этого навыка могут быть: прочитывание образца, анализ, списывание, сравнение на доске и в тетради; прочитывание образца, списывание, сравнение написания с образцом. 4. Следующими являются упражнения в списывании печатного текста; Это более сложный вид письма. Начинается оно со списывания составленных из букв разрезной азбуки слогов и слов. Учащиеся самостоятельно должны перевести печатные буквы в письменные. С целью выработки этого навыка дополнительно можно рекомендовать следующие виды упражнений: списывание сначала слов, а затем и предложений; чтение образца и запоминание его, после чего один слог (слово) убирается, учащиеся должны вспомнить его и записать правильно, а затем запись сравнить с образцом, найти и исправить ошибки. С целью формирования навыка списывания целыми слогами, затем словами – для запоминания предъявляется не часть слова или предложения. А все слово или все предложение, которое прочитывается, запоминается и записывается, после чего осуществляется контроль. 5. Упражнения в дополнении одной буквы или слога; Учащиеся должны установить последовательность звуков и букв или слогов в слове. Определить недостающую букву или слог и написать требуемую единицу речи целиком. Такая работа на первых порах почти недоступна умственно отсталым ученикам. В помощь можно рекомендовать подготовительные упражнения: назвать предмет, изображенный на картинке; прочитать слог, напечатанный под картинкой, определить недостающий слог; на основе звукового анализа уточнить состав слога, дописать слово. 6. Письмо по слуху и самостоятельная запись слов с предварительным звуко-буквенным анализом. Одним из первых этапов урока должна явиться орфографическая минутка, когда ученики под диктовку записывают пройденные буквы. Письмо по слуху слогов, слов предваряется их анализом – звуковым, в виде условно-графической записи и составления из букв разрезной азбуки. Затем учащиеся уже не составляют слова из букв или слогов, а пишут их опираясь на устный разбор. Следующим шагом является отказ от условно-графической записи, а затем и от звукового анализа. Но для более сложного материала сохраняется вся последовательность упражнений. Недостаточное внимание к такой работе, пропуски отдельных этапов ведут в дальнейшем к ошибкам типа искажения структуры слова. В нашей школе 11 человек обучаются по программе 8 вида обучения. Это учащиеся с первого по восьмой класс. Все учащиеся посещают обязательные логопедические занятия. Упражнения для рук 1. Противопоставление пальцев. 2. Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно. 3. Супинация и пронация кисти (движение вверх и вниз), смена быстрая и медленная. 4. Отведение и приведение пальцев. 5. Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах. 6. Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно. 7. Свободное похлопывание кистью по парте. 8. Отведение и приведение кисти. 9. Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой. 10. «Щелчки». 11. «Крючки». 12. Упражнения для держания карандаша. Упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата: «Вкусное варенье» - движение широким языком по верхней губе вверх и вниз, губы и нижняя челюсть неподвижны. «Почистим зубы» - движение языком вправо и влево по внутренней стороне верхних резцов, губы в улыбке, зубы видны. «Лошадки» - щелкание кончиком языка за верхними зубами. «Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу. «Закрытые ворота» - просовывание языка между зубами. «Маятник» - медленное с постепенным убыстрением движение языка вправо и влево, как маятник. «Фокус» - приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа.