Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая тетрадь по программированию

Данные об авторе
Автор(ы): 
Гусарова Екатерина Александровна
Место работы, должность: 
учитель информатики
Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
Дать основнаые понятия и определения
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Урок 1: Что такое программирование?
Назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.
Специалисты, проффесионально занимающиеся программированием, называются программистами.
Люди, работающие на компьютерах, делятся на пользователей и программистов.
Программирование бывает системное и прикладное.
Системные программисты занимаются разработкой системного программного обеспечения: операционных систем, утилит, систем программирования…
Прикладные программисты создают прикладные программы: редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы…
Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.
Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
Популярными языками программирования сегодня являются Паскаль, Бейсик, Си, Фортран …
Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на языке программирования, используются системы программирования.
Система программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
Разработка любой программы начинается с построения алгоритма решения задачи.
Исполнитель программы – компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти.
 
 
 
Задание 1:
1. В чем разница и сходство между программистом и пользователем?
-
-
-
-
2. Заполните таблицу:

Программа
Системные или прикладные программисты
Табличный процессор MS Excel
 
Windows XP
 
СИ ++
 
Текстовый процессор MS Word
 
Pascal
 
драйвера
 
Counter - Strike
 
утилиты
 
Бейсик
 
Фраза
 

3. Допишите предложения:
а) Исполнитель программы                                                                                  .
б) Разработка любой программы начинается с                                                   .
в) Компьютер работает с информацией, хранящейся в его                                .
г) Фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных – это                                                                                                                         .
д) Программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования – это                                                                                                      .
е) Программирование бывает:
-                                                                                                                             .
                                                                                                                           .
Урок 2: Алгоритмы работы с величинами
Отдельный информационный объект (число, символ, таблица и пр.) называется величиной.
Значение величины – информация, хранимая в поле памяти компьютера.
Существуют три типа величин, с которыми работает компьютер:
1. Числовой
а) переменные (х, у, а, …)
б) постоянные (константы) (1, 2, 3, …)
2. Символьный (prim, sum, …. )
3. Логический – принимает значения либо 0, либо 1
Компьютеру мы задаем следующие команды:
1. присваивание ( := )
Например: Z := X + Y

X
Y
Z
1
2
3
4
5
9

2. ввод ( ввод А, В, С)
В программе чаще всего ввод данных происходит в режиме диалога, то есть компьютер останавливает выполнения программы и спрашивает данные. Данные вводятся в том же порядке, что и в программе.
Например: ввод А, В, С
Мы вводим : 1, 2, 3
Компьютер понял, что А := 1, В := 2, С := 3
3. вывод (вывод Х, У)
Вывод данные, если программа правильная, происходит автоматически и в соответствующем порядке.
4. обращение к вспомогательному алгоритму (подпрограмма, к которой обращается программа). Подпрограмма записывается в самом конце программы и имеет свое уникальное имя.
5. цикл (повторение набора команд до определенного условия)
6. ветвление (выполнение условия)
Задание 2:
1. Допишите предложение:
а) Отдельный информационный объект – это                                                       .
б) Значение величины хранится                                                                              .
в) Повторение набора команд до определенного условия -                                .
г) Ввод данных происходит чаще всего в режиме                                               .
2. Заполните таблицу:

Величина
Тип величины
х
 
sum
 
4
 
prim
 
-25
 
у
 
m
 
100
 
sum5
 
y5
 

3. Заполните таблицу:

Команды
Х
У
Z
Z := X - Y
12
5
 
Z := X * Y
5
3
 
Z := X : Y
6
2
 
X := Y
7
-
 
Z := 1
-
-
 
X := 6 - Z
 
-
5

4. Заполните таблицу:

Команды
Результат
Ввод А, В, С
5, 6, 7
D := А + В + С,  M := D - C
 
Вывод  M
 

Урок 3: Линейные вычислительные алгоритмы.
Переменная величина получает значение в результате присваивания.
Присваивание производится компьютером при выполнении одной из двух команд из представленной выше системы:
1. Команды присваивания
2. Команды ввода
Свойства присваивания:
1. пока переменной не присвоено значения, она остается неопределенной
2. значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения
3. новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение
Последовательность составления алгоритма:

нач

 
1. Начало алгоритма

 

ввод а, в, с

 
 

 


2. Ввод переменных 

а := в + 1

 
 

 


3. Последовательность действий

вывод а, в, с

 
 

 


4. Вывод переменных

кон

 
 

 


5. Конец алгоритма
 
В программе перед вводом переменных необходимо определить их тип:
 
Тип переменных
Переменные
Натуральные
1, 2, 3, .. – числа, используемые для счета
Целые
…, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3,…-натуральные и им противоложные
Действительные (вещественные)
…, -2, -1,5, -1, -0,5, 0, 0,5, 1, 1,5, 2, … - Целые и дробные
 
 
Задание 3:
1. Заполните трассировочную таблицу:
Команда
а
в
а : = 1
 
неопределенно
в := 2 * а
 
 
а := в
 
 
в := а + в
 
 
вывод а
 
 
вывод в
 
 
 
2. Пронумеруйте действия переливания стакана молока в стакан с водой (применяя третий пустой стакан):

 

Молоко
 
 
   Вода
 
 Пустой

 

 
3. Заполните таблицу обмена значениями между переменными Х и У, применяя вспомогательную переменную Z.
Команда
Х
У
Z
Ввод Х, У
1
2
неопределенно
Z := X
 
 
 
X := Y
 
 
 
Y := Z
 
 
 
Вывод Х, У
 
 
 
4. Заполните таблицу обмена значениями между тремя переменными А, В, С, применяя вспомогательную переменную D.
 
Команда
А
В
С
D
Ввод А, В, С
1
2
3
неопределенно
D := А
 
 
 
 
А := В
 
 
 
 
В := С
 
 
 
 
С := D
 
 
 
 
Вывод А, В, С
 
 
 
 
 
5. Задача: Составить алгоритм и блок-схему для получения дроби, являющуюся результатом деления двух дробей:
а) Заполните блок-схему:
                                                                                                       алг Деление дробей
                                                                                                       цел a, b, c, d, m, n
                                                                                                       нач
                                                                                             ввод a, b, c, d
                                                                                             m := a * d
                                                                                                       n := b * c
                                                                                                       вывод m, n
                                                                                                       кон
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. Дополните предложения:
а) Линейные алгоритмы состоят из команд:
-                                                                                                                         .
                                                                                                                       .
-                                                                                                                         .
б) Таблица, в которой против каждой команды указывается значения переменных, которые устанавливаются после ее выполнения называется                                       .
в) Переменная величина получает значение в результате                                            .
г) Присваивание производится компьютером при выполнении команд:
-                                                                                                                                  .
-                                                                                                                                  .
д) Новое значение переменной                                     заменяет ее старое значение.
е) Пока переменной не присвоено значение она остается                                      .
 
7. Заполните таблицу:
Переменная
Тип переменной
20
 
0,5
 
5
 
0
 
-3,14
 
-20
 
-1/2
 
99
 
3,14
 
-100
 
 
 
 
 
 
Урок 4: Алгоритмы вычислений по формулам.
Пример: Напишите алгоритм вычисления у по формуле
,
где х – заданное число.
При решении необходимо учесть следующие ограничения:
·        в арифметических выражениях можно использовать только операции сложения, вычитания и умножения.
·        выражение может содержать только одну арифметическую операцию
Выполните трассировку алгоритма при х = 2.
Решение:
Для решения необходимо определить порядок действий:
1. х2 = х * х – обозначим переменной а, то есть а := х * х
2. х4 = х2 * х2 = а * а – обозначим переменной в := а * а
3. 5х4 = 5в – обозначим переменной с :=5в
4. 1 – х2 = 1 – а – обозначим переменной d := 1 – а
5. 1 – х2 + 5х4 = d + c – обозначим переменной е := d + c
6. (1 – х2 + 5х4)2 = е * е – это искомая переменная у, у :=е * е
Составим блок-схему:

нач

 
Ввод х
a := x * x
e := d + c
d := 1 - a
c := 5 * b
b := a * a
y := e * e
Вывод y
кон

 

Составим алгоритм:
алг Формула
вещ a, b, c, d, е, х, у
нач
ввод х
a := x * x
b := a * a
c := 5 * b
d := 1 - a
e := d + c
y := e * e
вывод у
кон
Трассировочная таблица:
Команда
x
y
a
b
c
d
e
Ввод х
2
-
-
-
-
-
-
a := x * x
2
-
4
-
-
-
-
b := a * a
2
-
4
16
-
-
-
c := 5 * b
2
-
4
16
80
-
-
d := 1 - a
2
-
4
16
80
-3
-
e := d + c
2
-
4
16
80
-3
77
y := e * e
2
5929
4
16
80
-3
77
Вывод у
 
5929
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание 4:
1. Составьте алгоритм и блок-схему к формуле
где х – заданное число.
При решении необходимо учесть следующие ограничения:
·        в арифметических выражениях можно использовать только операции сложения, вычитания и умножения.
·        выражение может содержать только одну арифметическую операцию
Выполните трассировку алгоритма при х = 2.
Решение:
Для решения необходимо определить порядок действий:
1. обозначим переменной а :=                                            .
2. обозначим переменной в :=                                               .
3. искомая переменная у :=                                                      .
 
Заполните  блок-схему:

 

 
 
 
 
 
 
 

 

Составьте алгоритм:
алг Формула 1
вещ                                    .
нач
ввод                                 .
a :=                                     .
b :=                                      .                                  
y :=                                      .
вывод                                   .
кон
 
Трассировочная таблица:
Команда
x
y
a
b
Ввод х
2
 
 
 
a :=
 
 
 
 
b :=
 
 
 
 
y :=
 
 
 
 
Вывод у
 
 
 
 
 
2. Составьте алгоритм и блок-схему к формуле
где х – заданное число.
При решении необходимо учесть следующие ограничения:
·        в арифметических выражениях можно использовать только операции сложения, вычитания и умножения.
·        выражение может содержать только одну арифметическую операцию
Выполните трассировку алгоритма при х = - 1.
Решение:
Для решения необходимо определить порядок действий:
1. обозначим переменной а :=                                             .
2. обозначим переменной в :=                                               .
3. обозначим переменной с :=                                                          .
4. обозначим переменной е :=                                                          .
5. искомая переменная у :=                                                                 .
 
Заполните  блок-схему:

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
Составьте алгоритм:
алг Формула 2
вещ                                    .
нач
ввод                                  .
a :=                                     .
b :=                                      .                                  
с :=                                     .
е :=                                       .                                 
y :=                                      .
вывод                                   .
кон
 
Трассировочная таблица:
Команда
x
y
a
b
с
е
Ввод х
-1
 
 
 
 
 
a :=
 
 
 
 
 
 
b :=
 
 
 
 
 
 
с :=
 
 
 
 
 
 
е :=
 
 
 
 
 
 
y :=
 
 
 
 
 
 
Вывод у
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самостоятельная работа № 1.
Напишите блок-схему и алгоритм вычисления у по формуле
,
где х – заданное число.
При решении необходимо учесть следующие ограничения:
·        в арифметических выражениях можно использовать только операции сложения, вычитания и умножения.
·        выражение может содержать только одну арифметическую операцию
Выполните трассировку алгоритма при х = -1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Краткое описание: 
Урок программирование тетрадь

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн