Областная экспериментальная площадка по теме «Совершенствование диалогической структуры педагогических отношений с целью развития личности учащихся на основе феноменологического подхода в образовательной деятельности» открыта с 16 апреля 2007г. в МОУ "Средняя общеобразовательная школа№2 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла" города Вязники Владимирской области
Цель программы ОЭР:
создание условий для совершенствования диалогической структуры отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик» на основе диалогического подхода в образовательной деятельности.
Задачи:
1. Изучение структуры общения и особенностей саморегуляции деятельности участников образовательного процесса и коррекции отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик» в логике диалога.
2. Анализ опыта личностного самоопределения учащихся и формирование индивидуальной траектории развития способностей учащихся.
3. Развитие субъектной позиции ученика и учителя гимназии как необходимого условия становления диалогической культуры.
1 этап (2007-2008 учебный год)
Тема этапа: «Теоретическое осмысление проблем диалога. Психолого-педагогический мониторинг проблем диалогической структуры педагогических отношений»
Цель этапа:
1. Изучение проблем диалогической структуры педагогических отношений по вопросам формирования опыта личностной позиции у учащихся в обучении.
2. Формирование ценностно-рефлексивных подходов в работе учителя
Проведенная на 1 этапе опытно-экспериментальная работа была прежде всего нацелена на развитие рефлексивных возможностей участников образовательного процесса как условие становления диалоговой структуры.
Задачи, предмет исследования, проблемы и направления данной работы опубликованы в материалах научно-практической конференции «Инновационная и экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях: практика работы и перспективы развития» (г.Владимир, март 2008г.) в разделах: теория инновационной и экспериментальной деятельности «Современная феноменология образования: диалог теории и практики»; управление инновационной деятельности в регионе «Профессиональная готовность педагогического коллектива к инновационной и экспериментальной работе».
2 этап (2008-2009 учебный год)
Тема этапа: «Разработка системы психолого-педагогической диагностики, отвечающей требованиям и условиям развития личности учащихся гимназических классов в процессе обучения в логике диалога».
Цель этапа:
1. Определение направлений и содержания опытно-экспериментальной работы с учащимися по совершенствованию диалогической структуры педагогических отношений.
2. Развитие диагностической и профессиональной компетентности учителя. Выявление уровней развития диалогического мышления учителя и ученика.
С целью реализации задач второго этапа опытно-экспериментальной деятельности школы направления работы предполагали взаимосвязь теоретического исследования педагогического познания и практики с исследовательской деятельностью.
Данная работа предполагала следующие направления:
1. Формирование позиции учителя-исследователя.
2. Изучение особенностей поведения и деятельности учащихся в процессе актуализации механизмов развития личности и ее самоактуализации.
«Феноменологическая методология образования соединяет в себе чувственно-субъективный уровень восприятия образовательной ситуации, понятийно-рациональное мышление личности, а также образовательную деятельность как воплощение культурно- исторического опыта и смысла образования» - подчеркивают научные руководители опытно-экспериментальной работы школы Куренкова Р.А., Рогачева Е.Ю. и директор школы Маркелова Т.Н. (статья «Феноменологический методологос в практике школьного образования»).
Психолого-педагогические аспекты решения задач второго этапа опытно-экспериментальной работы школы отражены в статье психолога школы Куклина Е.Ш. – «Психологические аспекты реализации феноменологического подхода в образовательной деятельности».(Сборник «Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций». Ежегодник №9, г. Владимир, 2008г.)
Ряд последующих статей учителей школы в данном сборнике освещают проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся, рефлексивных навыков (Лебедева М.В.), формирования информационно-коммуникативной компетентности (Хлебникова Н.Б.), развития мышления (Опарина О.А.), индивидуального обучения в логике диалога (Германова Т.Ю., Маширова Н.А., Ванчинова Л.А., Якимова А.А., Дементьева О.В., Кириллова Н.Г., Фролова Н.П., Бражнова О.И.)
Во всех вышеобозначенных работах осмысление, истолкование, оценивание собственной ситуации формирования интенционального опыта направлено на решение проблем самоопределения личности учащихся и на совершенствование диалогической структуры педагогических отношений.
С позиции наработанного школой опыта проблемы развития личности учащихся в процессе совершенствования диалогической структуры педагогических отношений на основе феноменологического подхода в образовательной деятельности методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса, ориентированы на:
- формирование готовности учащихся к ответственности и полезному труду;
- осознание учащимися жизненных планов и умение проектировать деятельность и саморазвитие;
-формирование развитого волевого контроля у учащихся;
- формирование опыта установления диалогических отношений;
- формирование гражданской активности.
Это предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения всех субъектов образовательного процесса, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление, школьное научное общество и другие школьные сообщества. Акцент сделан на использование таких неформальных методов общения, как педагогический совет с учащимися и родителями, выборы президента школьного парламента в форме публичной защиты программы и пресс –конференции с кандидатами и др.
Одним из значимых фактов в ОЭР стало участие:
- 6 педагогов школы– в международной научно-практической конференции «Современные проблемы художественной культуры и образования» (г. Владимир, март 2009г.);
- учащихся и педагогов (10 чел.) в региональном педагогическом форуме «Культура межнационального общения как важнейшая составляющая аксиологической культуры учителя и ученика» (г. Владимир, 5.11.2009г.);
- 2 учениц школы в международной европейской молодежной конференции «Bridging Differences: Building a Peaceful» («Мосты в будущее») в столице Северной Ирландии, Белфасте с 28 июля по 2 августа 2009г.;
- результаты участия учителей школы в районном конкурсе «Учитель года»: Сысоев А.Б. (лауреат-2008 года) концепция «Формирование диалогического опыта личности как основа для воспитания гражданина-патриота»; Муратов В.Л. (2009г.) с темой «Коррекция интонирования в пении учащихся начальной школы как важная часть вокально-хоровой работы».
Проектная технология, основанная на феноменологическом подходе, способна позволяет изменить систему общения учителя и ученика, делает её диалогичной. Например:
- проект «События школьного музея» участвует во Всероссийском конкурсе школьных музеев космонавтики (прислано приглашение на защиту в декабре 2009г.);
- социальный проект «Школа будущего. Детская спортивная площадка» получил премию Главы Вязниковского района;
- проект «Языки в современном мире» стал победителем школьной научно0практической конференции.
Работа по теме опытно-экспериментальной площадки позволила скорректировать образовательный процесс в школе с учетом полученных результатов и задач поставленных на третий этап.
В школьный компонент учебного плана школы на 2009-2010 включены курсы:
- «Познай себя в общении» (7, 8 классы)- программа направлена на обучение навыкам эффективного общения и взаимодействия;
- «Мировая художественная культура» (6, 8, 9 классы) – программа направлена на «воспитание чувств», побуждение школьника к осмысленному переживанию того, что окружает его в жизни, выработку своих собственных эстетические суждений и оценки;
- «Хоровое пение» - цель – развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов хоровой культуры;
- «Этика» - одним из важных разделов курса - является «Культура общения».
Заключены договора с учреждениями культуры о проведении «Диалогов о духовной музыке», «Диалогов о поэзии».
Скорректированы тематические планирования учителей и планы воспитательной работы классных руководителей с ориентацией на диалоговые принципы в обучении.
Опытно-экспериментальная работа позволяет сосредоточить внимание на подготовке учащихся к решению практических задач, возникающих в разных сферах деятельности, быть умелыми и активными субъектами познания, общения и труда.
Результатом интеллектуального, творческого сотрудничества учащихся и педагогов стал высокий рейтинг школы по количеству победителей и призеров муниципального этапа районных предметных олимпиад.
|