Используемые учебники и учебные пособия:
учебник родная речь Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение
Используемая методическая литература:
1. Библия
2. Журнал "Воспитание школьника" №7, 2006г.
Используемое оборудование:
ПК с мультимедийным проектором, DVD-плеер.
Краткое описание:
Наш урок проходит в праздничные дни, называемые в народе Святками. Святки длятся от Рождества Христова 7 января до Крещенского сочельника 18 января.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Наш урок проходит в праздничные дни, называемые в народе
Святками. Святки длятся от Рождества Христова 7 января до Крещенского сочельника 18 января.
Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в
области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.
3.РАССКАЗ ОБ АВТОРЕ.
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.
- Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.
Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.
Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.
Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.
Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», «Сага о Йесте Берлинге», трилогия о Левеншельдах.
В книге «Сказания о Христе» писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.
4. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.
(Чтение детьми законченными частями)
Слайд с заголовком рассказа.
- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?
(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)
1ч. «Когда мне было…» до слов «Не было детей более счастливых…»
- От чьего имени идет повествование?
(Повествование идет от имени автора рассказа.)
- Какое настроение автора вы почувствовали?
(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)
- Что было для детей настоящим счастьем?
( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)
- Прочитайте, как об этом пишет автор?
(Выборочное чтение.)
2ч. «Я смутно помню…» до слов «Как холодно веет ветер…»
- Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?
(Выборочное чтение.)
- Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.
(Выборочное чтение.)
- Как вы думаете, зачем она это делала?
(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)
3ч. «Вспоминаю я …» до слов «…когда она умерла.»
- Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?
(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)
4ч. «Я помню то утро, …» до конца.
- Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?
(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)
- Подтвердите ответ текстом.
(Выборочное чтение.)
- Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?
(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)
СЛОВАРЬ: псалом – религиозное песнопение
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
А сейчас мы встанем дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработайте ногами,
Поработайте руками!
Улыбнемся, день хороший!
И похлопаем в ладоши!
6. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ.
(Для лучшего эмоционального восприятия в классе выключается свет и на фоне музыки «Рождественских песнопений» учитель читает стихи и далее идет инсценирование.) Слайд с изображением звёздной ночи
Помню я, как в детстве в первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез,
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе…
- Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.
1 пастух: Как темно было – и вдруг такой яркий свет!
2 пастух: В небе звезда зажглась новая, большая.
(появляется Светлый ангел.)
Светлый ангел: Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали
пророки!
Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!
1 пастух: Смотри, та далекая пещера вся словно в огне!
2 пастух: Чтоб на Христа взглянуть,
Чтоб поклониться Богу,
Отправимся мы в путь,
В опасную дорогу.
1 пастух: В дар Младенцу принесем
Меду, трав душистых.
Путь по звездочке найдем
Яркой, серебристой.
(Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)
Мария: Как пылают звезды над горами,
Пастухи в долинах бродят со стадами.
Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,
Спит Младенец в яслях, догорает свечка.
Ослик: Постой-ка, может Младенец немного озяб?
Вол: Мы нашим дыханьем согреем его.
Ослик: Гляди-ка, кажется, кто-то идет?
Вол: Пришли пастухи и стоят у ворот.
Мария: Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!
1 пастух: А где новорожденный?
2 пастух: Да вот же он!
1 пастух: Прими, Христос, дары простые.
Вот хлеб и мед, а вот вода,
Мы люди бедные, но верим –
Грядут иные времена.
(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета «Ночь тиха..» и показ слайдов:
«Ангел возвещает пастухам о Рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Дары волхвов», «Крещение Господа Иисуса Христа»)
* * *
Ночь тиха. По тверди зыбкой Ясли тихо светят взору,
Звезды южные дрожат. Озарен Марии лик,
Очи Матери с улыбкой Звездный хор к иному хору
В ясли тихие глядят. Слухом трепетным приник.
Ни ушей, ни взоров лишних,- И над Ним горит высоко
Вот пропели петухи- Та звезда далеких стран:
И за ангелами в вышних С ней несут цари Востока
Славят Бога пастухи. Злато, смирну и ладан.
7. УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ.
- У русского композитора П.И.Чайковского есть музыкальная композиция «Святки». Музыка с помощью гармонии звуков поможет нам отдохнуть, создать настроение, а так же вызвать другие глубокие чувства.
(Слушание музыкальной композиции.)
- Какое настроение попытался передать нам композитор?
(Музыка веселая, радостная. Настроение просто замечательное.)
-Действительно, Святки веселый крестьянский праздник. Девочки и мальчики ходили по домам и славили Господа, поздравляли всех с Новым годом. Православным христианам подобает проводить святочные дни, прославляя Спасителя нашего стихами и песнями, совершая добрые дела.
8. ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.
(Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)
СЛОВАРЬ: Рождественский сочельник-канун церковного праздника Рождества;
лампада –небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.
9. ОБОБЩЕНИЕ.
- Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?
(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)
- Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на
землю?
(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)
- А в чем, по - вашему, счастье?
(Счастье-это когда люди не болеют.
Когда на земле нет войны – это тоже счастье.
Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге.
Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)
- Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:
«Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной»,- как вы их понимаете?
- Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?
(«Рождество». «Ночь перед Рождеством». «Рождение Господа».)
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.
11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?
(Высказывания детей.)
- Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?
(Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор)
- Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.
У наших предков была традиция: в Святки «сжигать» все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся.