Submitted by Елизавета Михайловна Мамонтова on Fri, 02/04/2010 - 10:13
Ход урока.
I.Организационный момент.
1) Сегодняшний урок мы начинаем с устной работы над ошибками. Разрешение сесть и приступить к работе получают те, кто правильно ответит на вопрос: пре- или при- пишется в слове.
В упражнении 225 дан план ответа на тему «Употребление существительных в речи». Сегодня мы будем собирать материал к первому пункту этого плана.
Задача этого урока – составить текст-рассуждение по первому пункту плана и научиться строить первую фразу сочинения.
2) Постановка задач урока в ходе беседы:
- Что нам нужно вспомнить?
(Что обозначает выражение «слово в переносном значении»)
- О чём мы должны узнать?
(Что такое метафора, что такое сравнение)
III. Актуализация знаний.
1) Беседа по повторению.
2) Тест по упражнению 206
А1. Определите стиль текста и тип речи
1) деловой, описание
2) разговорный, повествование
3) разговорный, рассуждение
4) научный, повествовании
А2. Укажите, в каком слове все согласные звонкие
1) (по)боксу
2) январь
3) груша
4) Европа
А3. Укажите слово с нулевым окончанием
1) розыгрыш
2) морковку
3) боксёром
4) первенство
А4. Почему слово груш пишется без Ь
1) краткое прилагательное
2) существительное мужского рода
3) существительное 1 склонения
4) существительное 2 склонения
В1. Найдите в тексте и запишите слово, характерное для разговорного стиля.
В2. Запишите слово, употреблённое в переносном значении
ОТВЕТЫ: А1 – 2 А 4 – 3
А2 – 2 В1 – приспичило
А3 – 1 В2 - груша
IV. Актуализация знаний.
1) Чтение информации «Возьмите на заметку!» (с 88)
- Что нового вы узнали из прочитанного? (о пунктуации)
2) Исследовательская работа.
Задача:в ходе синтаксического разбора предложений сделать вывод о синтаксической роли сравнительных оборотов.
- в тетрадях сильные ученики – выполняют упр. 210 по заданию:
- у доски 4 ученика делают синтаксический разбор предложений из упр. 211,
«слабые» – упр. 211 (оставшиеся предложения) в тетрадях.
1. Чтение информации «Вспомните!» на с. 89, дописать тонко отточенным карандашом: метафора – «это существительное, сравнивающее без союза».
Анализ 1 предложения из упр. 211
2. Анализ языкового материала.
Прочитайте текст, найдите метафоры и сравнительные обороты.
1)На первый взгляд дно казалось необитаемым. 2) Но стоило хорошенько присмотреться, как в морщинках песка обнаруживалась жизнь. 3) Там передвигались крошечные кувшинчики рака-отшельника. 4) Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. 5) Медуза висела прозрачным куполом с кистью таких же прозрачных щупальцев. 6) Тонкие края её купола дышали и волновались синей каймой, как края парашюта. 7) Петя настиг её. 8) Осторожно, чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, обжигающей как крапива, мальчик обеими руками взял медузу за купол.
2)Графический диктант с использованием стихотворений С.Есенина. Задание: определить, какое изобразительное средство использовано в отрывке – сравнение или метафора. В тетрадях оформляется запись: на первой строке – сравнение, на второй – метафора. Во время просмотра слайдов с репродукциями известных художников с изображением времён года и подписями под ними из стихов С.Есенина дети записывают номера предложений, в которых содержится указанное средство речевой выразительности.
Слайд 1.И Грабарь. «Февральская Лазурь»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Слайд 2.И Грабарь. «Зима»
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Слайд 3. В Серов. «Зимой»
Серебристая дорога,
Ты зовёшь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда.
Слайд 4.И.Саврасов. «Весна. Огороды»
Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов, как ворох меди.
Слайд 5.И Саврасов. «Зимний пейзаж»
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Слайд 6.А.Парамонова. «Черёмуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Слайд 7.И. Левитан. «Летний вечер»
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
Слайд 8.И. Левитан. «Берёзовая роща»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Слайд 9.В.Серов. «Осень. Домотканово»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Слайд 10.И. Левитан. «Осень. Первые холода»
В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчетлив стук подкованных копыт,
Трава поблекшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит.
Слайд 11. Проверьте правильность ответов:
Сравнение: 1, 4, 6, 7
Метафора: 2, 3, 5, 8, 9, 10
- Как вы думаете, какое изобразительное средство С. Есенин любил больше, сравнение или метафору? В ответе используйте рассуждение.
(Сергей Есенин больше любил метафору. Это видно из прочитанных отрывков из его стихов: в шести из десяти отрывков встречается метафора, а сравнение - только в четырёх.)
- Какой части рассуждения нет в ответе? (Вывода).
-Самый главный вопрос: зачем используются метафоры и сравнения в речи?
(Для создания ярких, запоминающихся образов, для выразительности текста, для более эмоциональной передачи настроения).
V. Творческая работа.
- Мы подошли к решению задачи нашего урока: построить текст -рассуждение в научном стиле. Самое трудное – начать сочинение. Первую фразу можно построить по-разному. Один из вариантов – конструирование первой фразы из заголовка. Учащиеся строят и записывают первую фразу.
- Мы знаем, что текст движет вперёд «новое». А что будет «данным» во 2-м предложении? В 3-ем? Где взять материал для «нового»?
Домашнее задание:
1) закончить текст, дополнить его примерами из художественных произведений;
2) кому трудно подобрать примеры – упр. 213 по заданию.