"Проблемы организации трудового воспитания и перспективы его развития в современных условиях"
Submitted by Надежда Николаевна Косоротова on Sat, 03/04/2010 - 10:32
Труд - источник существования человека и общества, источник материальных и духовных благ.
Образование в России переживает трудное время. Общеобразовательная школа все больше становится гуманитарной. Идея соединения обучения с производительным трудом предается забвению: ученические бригады, строительные отряды, производственные звенья, другие формы трудовых объединений учащихся не действуют. Учебно-материальная база образования не подкрепляется. Перед современной школой стоят серьезные и ответственные задачи — обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к сознательному выбору профессии.
Применительно к сельской школе это означает — воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к сельскохозяйственным профессиям и сформировать стремление овладеть этими профессиями. Эти задачи должны осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, но особое место в их решении должно быть отведено опытно-практической работе на пришкольном участке, которую следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников, в подготовке их к сознательному выбору профессии.
В связи с этим учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью. Она играет важную роль в повышении качества знаний учащихся по биологии, пробуждает и развивает у школьников различные познавательные интересы, знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует, совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и играет важную роль в профориентационной работе. Работа учащихся на пришкольно-опытном участке преследует следующиецели:
1. Формировать сельскохозяйственные умения и навыки у учащихся.
2. Помочь приобрести навыки культуры труда.
3. Научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать по нему.
4. Научить правильно аккуратно вести записи в дневниках наблюдения и журналов опытов, оформлять отчет, делать сообщения о выполняемых наблюдениях и опытах.
5. Научить учащихся бережному отношению к земле, прививать любовь и заботу к родной природе.
6. Привить учащимся понимание о необходимости постоянно охранять природу, разумно использовать ее дары и приумножать ее богатства.
7. Обеспечить школьную столовую необходимыми овощами и фруктами.
В МОУ «НТСОШ» УОУ занимает площадь 1,5 га. Участок расположен на открытой местности, имеется защитная полоса из кустарников ( черноплодная рябина, боярышник, декоративный шиповник). Почва участка подзолистая. Ежегодно вносятся органические и минеральные удобрения. Для полива в летнее время используется вода из ёмкости. Имеется склад для инвентаря и подсобное помещение для подсушки и хранения семенного материала. На зиму овощи для школьной столовой закладываются в хранилище.
На УОУ выделены отделы:
1. Овощной
2. Полевой
3. Цветочно – декоративный
4. Плодово – ягодный
5. Дендрологический
6. Начальных классов
7. Лекарственный
8. Семенной
В отделе полевых культур размещены и закладываются опыты с полевыми культурами, имеющими производственное значение в нашем регионе.
В овощном отделе выращиваются и ставятся опыты с овощными культурами, которые характерны и нехарактерны для нашего региона. В этом отделе выращиваются необходимые овощи для столовой, а так же сельскохозяйственная продукция для реализации среди местного населения.
В плодово-ягодном отделе размещены кустарники: смородина, малина, крыжовник. Заложен молодой яблоневый сад.
Цветочно-декоративный отдел представлен клумбами на которых в основном выращиваются однолетние и многолетние культуры.
Для занятий на пришкольном участке учащихся младших классов выделен внесевооборотный участок, на котором в соответствии расположены коллекционные посевы различных культурных растений. Учащиеся 1-4 классов выращивают на УОУ сельскохозяйственные растения, проводят опыты по влиянию площади питания, освещенности, полива и другие в соответствии с программой по окружающему миру и технологии. Выращивают на цветниках декоративные растения.
Со своими детьми – учащимися 2 класса- я веду кружок «Зелёная академия».
Программа кружка является оздоровительно-образовательной и направлена на раскрытие индивидуальных способностей учащихся в процессе организации совместной деятельности.
В период обучения дети могут увидеть много интересных изменений в природе. В программу включены мероприятия по оздоровлению учащихся, экологическому мониторингу за окружающей средой п. Новый Торъял. Кроме того, предполагается трудовая, развлекательно - досуговая деятельность и краеведческая работа.
Данная программа предусматривает занятость учащихся полезным делом, направлена на восстановление утраченного здоровья. В процессе реализации программы осуществляется экологическое, трудовое, патриотическое воспитание учащихся, развивается творческая активность и в целом происходит социализация личности.
Основным элементом воспитательной системы класса, стержнем всего учебно-воспитательного процесса является сельскохозяйственный труд.
Можно выделить три слагаемых эффективности воспитательной системы, основанной на сельскохозяйственном труде детей: содержание труда, его организация и материальная база.
Наличие хорошей материальной базы позволило организовать сельскохозяйственный труд детей так, чтоб наиболее полно реализовать заложенные в нем воспитательные возможности.
К сельскохозяйственному труду привлекаются все воспитанники, начиная с 7-летнего возраста. Для каждой возрастной группы детей подбираются виды работ, соответствующие их физическим возможностям и интересам. В содержании сельскохозяйственного труда уже заложены огромные воспитательные возможности. Прежде всего, он воспитывает чувство ответственности, ведь объектом труда являются живые организмы, растения, и любая небрежность, забывчивость может привести к их гибели. Это чувство ответственности воспитывается в детях с самого раннего возраста.
Труд у нас воспринимается не как игра. Здесь все всерьез. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность и др. Закрепляются за группами участки работ, распределяются конкретные обязанности.
Созданная система воспитания на основе совместного сельскохозяйственного труда позволяет решать задачу не только трудового, но и экологического воспитания.
Детям приходится очень много трудиться, и важная задача - сделать этот труд радостным, эмоционально насыщенным. Маленькие и большие праздники, связанные с сельскохозяйственными работами, - одна из наиболее ценных традиций класса.
Дендрологический отделвключает прилегающую территорию, которая защищена от шума с помощью различных древесных и кустарниковых насаждений. Этот отдел частично является и зоологическим, так как именно в нем развешиваются скворечники и кормушки.
В отделе лекарственных растений собрана и продолжает пополняться коллекция лекарственных растений нашей местности.
Основным видом труда учащихся на пришкольном участке является учебно-опытная работа. При постановке опытов с растениями учащиеся применяют весь комплекс знаний, приобретенных на уроках биологии. Более того, эти знания уточняются, проверяются, получают соответствующую эмоциональную окраску, закрепляются в форме убеждений.
Педагогическое значение сельскохозяйственного опытничества огромно. Оно способствует развитию интереса и творческих способностей учащихся в природоведческо-экологическом направлении, является одной из наиболее важных составных частей единой системы учебно-воспитательной работы в школе.
При выполнении практических работ учащиеся знакомятся с многообразием культурных и декоративных растений, закономерностями их роста и развития, практически применяя знания, полученные на уроках биологии, химии, географии, природоведения. Каждый ученик понимает, как нужно ухаживать за растениями, а главное какого усилия требует каждое растение, чтобы вырастить хороший урожай.
Результатом работы учащихся на учебно-опытном участке стали созданные ими наборы семян, гербарии на определенные темы, спиртовые препараты и многие другие наглядные пособия, которые были изготовлены учащимися и используются ими на уроках. Вся работа, которая ведётся или планируется на участке, результаты и достижения фиксируются в документации.
С работой на УОУ тесно связаны систематические наблюдения за развитием окружающего нас животного и растительного мира - фенологические наблюдения.
В каждой школе надо больше уделять внимания фенонаблюдениям. Они особенно эффективны в познании природы родного края. Постоянные наблюдения сближают с нею детей, расширяют их кругозор, прививают любовь к природе.
Ведя фенологические наблюдения необходимо познакомить учащихся с сезонной периодичностью в жизни природы, рассказать о практической ценности фенонаблюдений для науки и народного хозяйства местного края. Мы в своей школе на материалахфенонаблюдений пытаемся составить календарь природы района своей школы. Для этого надо располагать материалами наблюдений не менее чем за 5 лет. Имея многолетниезаписи сезонных явлений в природе, можно связать эти явления с лучшими срокаминачала с/х работ в своем крае и это окажет большую пользу для работы на УОУ впоследующие годы.
МОУ «Новоторъяльская СОШ» тесно сотрудничает с колхозом «1Мая» Новоторъяльского района. В этом учебном году колхоз заключил договор со школой и выделил землю в размере 1 га для посадки красной свеклы.
На поле трудились бригады, созданные из учащихся 8 – 9 классов. Каждой бригаде был отведён определённый участок. Учащиеся пололи, рыхлили, прореживали и убирали свеклу.
Ежегодно в школе в сентябре месяце подводятся итоги работы на УОУ. Проводится выставка-ярмарка овощей, выращенных своим трудом. Часть овощей реализуется предприятиям посёлка. На вырученные деньги обновляется материально-техническая база УОУ.
На августовской конференции школа ежегодно представляет выставку цветов.
Ежегодно школа принимает участие в районном смотре учебно – опытных участков.
Учебно-опытный участок образно называют «лабораторией» под открытым небом. Под руководством педагогов в этой «лаборатории» обучающиеся ставят опыты, познают растительные организмы, овладевают методами управления их ростом и развитием, приобретают умения в выращивании растений, приобщаются к коллективному труду, получают урожаи с выращенных культур, подтверждением этому служат экспонаты, представляемые на выставки-конкурсы.
В настоящее время УОУ служит комплексным задачам обучения и воспитания обучающихся, привития им трудовых и практических навыков работы на земле, формированию экологическихзнаний учащихся, воспитанию любви к природе, к Родине, к самому себе, развитиюнаблюдательности, внимания. Он является практической базой для проведения занятийс/х труда, лабораторией для проведения опытнической работы, базой для исследовательской работы учащихся.
Работа на УОУ позволяет сделать некоторые выводы:
1. К окончанию школы большинство учащихся хорошо отриентируется в сельскохозяйственном процессе.
2. Формируется у учащихся добросовестное отношение к труду.
3. Воспитываются у учащихся эстетические чувства.
4. Прививается любовь к природе.
5. Воспитывается доброжелательное, бережное отношение друг к другу во время работы.
6. Работа на УОУ ориентирует на производство экологически чистой продукции.
Мы на УОУ не выращивали высоких урожаев, но результаты своей работы мы можем показать, принимая участие в смотрах-конкурсах УОУ школ района, участвуя в выставках юннатов, в республиканских смотрах-конкурсах УОУ.
Работая на УОУ, учащиеся вместе с педагогами проходят радостный путь открытий, приобщаются к великой тайне природы, проникаются чувством любви ко всему живомуна земле.