Пятибалльная система оценивания не является мировой общепринятой системой. В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок - от 6 (Польша) до 100-балльной (Япония).
С недавнего времени в школах Украины введена 12-балльная система оценивания. Отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12». Учащийся, оканчивающий школу с такими оценками, награждается золотой медалью.
В Латвии учеников оценивают по 10-балльной системе. Успехи учеников по каждому курсу регулярно оцениваются на письменном или устном зачёте.
Количественные результаты выражаются по с шкале:
10 - превосходно;
9 - отлично;
8 - очень хорошо;
7 - хорошо;
6 - почти хорошо;
5 -посредственно;
4 - почти посредственно;
3 - слабо;
2 - очень слабо;
1 -очень, очень слабо.
Если знаний, умений практически нет или проверочная работа не сдана без уважительной причины, то выставляется 0 баллов.
Для педагогов 10 - балльная система по сравнению с 5 - балльной даёт больше возможностей показать нюансы в его учебной деятельности, а промежуточное положение «почти хорошо» призывает ученика постараться, чтобы получить «хорошо», почти «посредственно» предупреждает о возможности скатиться вниз, показывает, что ученик находиться в критическом состоянии. Такая оценка является более сильным мотивационным стимулом, чем 5 - балльная система, не говоря о большей точности 10 -балльной системы.
Такая же система действует и в Молдавии.
Во Франции учатся по 20-балльной шкале. При этом высшая оценка, как правило – 18 баллов. Французы твердо уверены, что 20 может получить лишь Господь Бог, а 19 – господин учитель. Высший пилотаж - заработать 14 – 16 баллов. Большинство французских «хорошистов» получают от 10 до 12 – 14 баллов.
В Германии принята 5-балльная система оценок. Правда, оценки ставятся в обратном порядке. Наивысшая оценка – 1, самая плохая – 5. Напоминает спортивные разряды.
В финской школе к традиционным числовым методам оценивания (7-ми бальная шкала оценок – от 4-х до 10) сегодня прибавляются устные методы. В устной оценке числовые показатели (баллы) заменяются словами «превосходно», «хорошо», «удовлетворительно», что, по мнению финских педагогов, поддерживает положительный образ ученика.
В Великобритании, например, вообще принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую характеристику школьника. Именно это в последующем помогает не совершать ребенку ошибок.
Форма оценивания выглядит так:
Фамилия, имя ученика. Учебный предмет. Дата заполнения. Характеризуемый период времени (1, 4 или 12 недель).
Общая характеристика успеваемости ученика по предмету – развёрнутое мнение учителя.
Подробная характеристика по отдельным видам деятельности и отношений:
1. Классная работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда.
2. Домашняя работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда.
3. Отношение к предмету в целом: положительное, безразличное, негативное.
4. Участие в работе класса на уроках: постоянное и инициативное, регулярное, частое, редкое.
5. Глубина понимания материала: отличная, хорошая, слабая, очень слабая.
6. Любознательность и познавательный интерес проявляется: часто, редко, почти никогда.
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен, нуждается в помощи и сопровождении, самостоятельность проявляет редко, уклоняется от ответственности.
8. Внимание: отличное, среднее, легко отвлекается.
9. Поведение в классе: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое.
10. Взаимодействие и взаимоотношения с товарищами: положительные, безразличные, негативные.
11. Общее впечатление учителя об ученике: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое.
Документ подписывается как учителем, так и учеником.
Рассмотрим подробнее оценочную систему США, т.к. именно там появились первые попытки оценивания не только учебной деятельности ребенка, но и школьной жизни в целом (победа в различных конкурсах и олимпиадах, активная школьная деятельность…).
Большинство колледжей и средних школ в США используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими "промежуточный" уровень. Например, B+ это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке.
Как правило, эти соответствия следующие:
А+ = 4.0
B+ = 3.33
C+ = 2.33
D+ = 1.33
F = 0
A = 4.0
B = 3.0
C = 2.0
D = 1.0
A- = 3.67
B- = 2.67
C- = 1.67
D- = 0.67
Обратите внимание, что оценка «А+» численно равна оценке «А». Некоторые школы не признают «А+» вообще. Другие школы могут не использовать оценки «D».
Эти числовые значения, или points, используются, для вычисления среднего балла (Grade Point Average или GPA) учеников. Каждый семестр оценки, которые вы получаете за каждый из ваших курсов, складываются вместе и делятся на количество курсов, которые вы брали. Полученный результат - это ваш средний балл (GPA) в течение семестра. Средний балл может также быть рассчитан в конце каждого года и всегда вычисляется при окончании колледжа или школы. Некоторые колледжи могут также вычислять средний балл учащихся по профилирующему предмету отдельно от их общего GPA.
Для чего нужен средний балл? Прежде всего, он используется, чтобы определить академическую успеваемость каждого учащегося. Учебное заведение может требовать, чтобы учащиеся имели средний балл, по крайней мере, 2.0 или 1.67, чтобы считаться успевающими. Если ваш GPA падает ниже этого уровня, вам может быть дан испытательный срок, что означает, что школьная администрация будет контролировать вашу успеваемость в течение следующего семестра, и вы обязаны посещать специальные занятия или брать определённые курсы. Если ваш GPA не улучшается к следующему семестру, вы можете остаться на испытании или даже быть отчислены.
Очень интересна система оценки знаний в японской школе. Индивидуально уровень знаний учащегося не оценивается. В конце четверти выставляется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса. Однако в последнее время все чаще можно слышать мнение, что это не совсем объективно, и, возможно, скоро в Японии откажутся от этой системы.
В конце учебного года проводится тестирование среди детей, где и выясняется их отношение к учителю. Дети не «дураки», чтобы выгнать умного учителя, - так объясняют в японской школе. А если возникнет конфликт между учителем и учеником, то он разрешится всегда в пользу ребенка. И учителя уволят за то, что он не нашел общего языка с ребенком.
Из рассмотренных выше оценок можно увидеть, что для оценивания знаний применяются разные шкалы, от 2 (зачет-незачет) до 100. Однако все многобалльные оценки укладываются в 5-балльную шкалу. «10-12» - «отлично», и «18-20» - «отлично», и «90-100» - «отлично». Действительно, что соответствует каждому баллу - описать в инструкциях довольно сложно.
|