Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогический проект "Организация исследовательской деятельнсти старших дошкольников"

 Педагогический проект

 

Тема: «Организация исследовательской деятельности старших дошкольников»

 

Введение.

 

 Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Следовательно, наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.

Теоретическая значимость данного проекта - в повышении роли и значения исследовательского поведения, как одного из действенных инструментов обучения, совершенствования познавательных функций и приобретения социального опыта у детей старшего дошкольного возраста. У детей, да и у взрослых, исследовательское поведение выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.

 Дети изначально  обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить их и развить в доступной и интересной им деятельности. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Но не секрет, что в современном образовании преобладает объяснительно-иллюстративный способ обучения детей. Нам так удобнее. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем главным, часто не уделяя должного внимания их собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое нам кажется наиболее важным. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность. Результаты  ежегодных  обследований детей подготовительной группы по «Готовности к школьному обучению» на начало учебного года в течение последних трех лет, проводимых психологом  нашего ДОУ, позволяют сделать вывод о среднем уровне развития познавательных процессов и умственного развития детей. Это подтверждается результатами обследования детей по всем видам деятельности, проводимых воспитателями подготовительной к школе группы: у детей к возрасту 6 лет не достаточно развит интерес к приобретению новых знаний. (См. приложение № 1).

Дошкольный период принято считать счастливой беззаботной порой детства.  Но с каждым годом возрастает объем информации, который должен усвоить ребенок, прежде чем он переступит порог школы. Как добиться прочности  полученных знаний, умений и навыков и сохранения интереса к дальнейшему обучению? Это возможно лишь при развитии устойчивой потребности в знаниях и в предоставлении детям условий для самостоятельного добывания знаний. Дети во время занятия должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. В современных детских садах с уже согласованными сетками занятий на утреннее и вечернее время, к тому же с четко указанными рамками по времени их проведения, почти невозможно найти время для полноценных исследований. Для проведения опытов и экспериментов уделяется 15 минут в неделю (утром в четверг) и ежедневно кратковременные наблюдения за ходом  определенной опытнической работы. У нас нет возможности организовать настоящую предметно-развивающую среду с множеством мини-центров по видам деятельности и областям знаний для самостоятельной работы детей, но в нашем случае в этом нет  необходимости. Настоящее плодотворное исследовательское обучение эффективно лишь в отношении дошкольников, квалифицированных как одаренные дети. А наши дети – это дети с нарушениями зрения, большинство из них  наряду с глазным диагнозом имеют дополнительные сопутствующие заболевания. Но это не значит, что они не способны продуктивно работать и развивать свои познавательные способности. В наших силах организовать процесс исследовательской деятельности таким образом, чтобы вызвать хотя бы у небольшой группы детей потребность в исследовательском поведении, а у остальных желание присутствовать, а иногда и участвовать активно или пассивно в той или иной поисковой деятельности. Потому что, чем больше развита потребность в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм: от уровня выраженности исследовательских устремлений ребенка напрямую зависят его успехи и в познавательном и в психосоциальном развитии.

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного  развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым.

 Актуальность данного проекта – развитие личности через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста, в данном проекте с детьми подготовительной к школе группы. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности (целой группой, в парах или тройках). И, что не мало важно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

 

         Тип проекта: познавательно-исследовательский.

 

Объект исследования: исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы ДОУ № 28 «Хрусталик» города Волжска.

 

Предмет исследования: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.

 

Проблема исследования: каково влияние методов исследовательского обучения на качество подготовки детей к обучению в школе.

 

Цели:

- развитие познавательной активности, продуктивного мышления  детей и повышение эффективности обучения;

- ориентировка родителей на эмоционально-познавательное общение с ребенком.

 

Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.

 

Использование методов исследовательского обучения будет эффективной при реализации следующих условий.

Условия:

1. При выявлении результатов диагностирования детей и выяснении условий для проведения исследовательской деятельности.

2. При системном внедрении методов исследовательского обучения в учебную и свободную деятельность детей.

3. При развитии у детей интереса к поисковой активности.

 

Задачи:

1. Создавать условия для стимулирования направленного интереса детей.

2. Обучать детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3.  Развивать умение использовать свои исследовательские способности в процессе обучения и в повседневной жизни, стремление проявлять интеллект и коммуникативные способности.

4. Развивать умения и навыки использовать свои сохранные анализаторы при проведении исследовательской работы.

5. Воспитывать целеустремленность, самодисциплину.

 

Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением психолога и тифлопедагога (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей).

1 этап:

Предварительная подготовка:

- экскурсии и целевые прогулки;

- наблюдения за объектами и явлениями природы;

- беседа «Мой мир – какой он?»;

- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием;

- знакомство с материалами мини-центра «Чудеса в решете»;

- тренинг по активизации исследовательского поведения.

 

2 этап:

Практическая часть:

Учебный центр «Хочу все знать»:

- проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.

- чтение художественной литературы («Почемучка» - детское справочное бюро, «Большая энциклопедия для дошкольника», Г.Юдин «Главное чудо света», энциклопедия «Все обо всем»);

- эвристические беседы с бабушкой Знаюшкой по изучаемым темам.

 

Клуб знатоков «Я познаю мир»:

- обобщение опыта по разрабатываемым темам (изготовление альбомов);

- мониторинг (презентации научных работ);

- сундучок «Сокровищница знаний».

 

Игровой центр «Занимательный серпантин»:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

 

Мини-центр «Чудеса в решете» (экспериментальный центр):

- изготовление макетов: горы, вулканы, солнечная система, телескоп;

- «Ларец – кладенец» (копилка «нужных ненужных» вещей);

- плановые опыты;

- опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

- оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).

 

Взаимодействие с семьей:

- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

- акция «Вместе с ребенком» (еженедельно);

- посещение открытых занятий клуба знатоков «Я познаю мир»;

- поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Грамоты за жажду знаний» ребенку;

- консультация на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка»;

- индивидуальные консультации по осуществлению акций.

 

3 этап:

Результат проектной деятельности:

- мониторинг (презентации научных работ по темам «Свет» и «Звуки» - январь; по темам «Вулканы», «Ветер», «Воздух» - май) для детей старшей группы (январь, май);

- открытые занятия на родительском собрании (декабрь, март);

- открытое занятие для педагогов (ноябрь);

- выставка работ «Генеалогическое древо» (октябрь);

- фотовыставка «Хотим все знать» (май);

- выставка детских рисунков «Моя научная работа» (апрель).

 

 

Практическая часть.

 

 После выявления результатов обследования детей и обоснования условий для проведения исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, разрабатывается перспективный план работы. (См. приложение №2). Первоначальный этап работы предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-центра «Чудеса в решете», их назначением. Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности. Ставится задача – пополнить и разнообразить  «Мини-центр» в течение учебного года. Затем, следующий этап - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого используется подпрограмма – «Тренинг», предложенная А.И.Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). (См. приложение №3). Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. (См приложение №4). Еженедельно проводятся беседы с бабушкой Знаюшкой, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. (См. приложение №5).

 Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создается клуб знатоков «Я познаю мир». (К концу года эта группа предполагает неизбежное расширение). Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. (См. приложение №6). На этих занятиях присутствуют дети все одновременно или по подгруппам (в соответствии с сеткой занятий). Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание  занятий позволяет максимальное внедрение методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших детей. Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познания. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. В этом большую помощь оказывает тифлопедагог группы, которая на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях. В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, способствует выполнению еще одной поставленной задачи в данном проекте - развитию  коммуникативных способностей детей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных  занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной  работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить,  доказывать, спорить и т. д. Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития.

 После проведения нескольких совместных занятий по познавательному циклу можно начинать работу клуба. В клубе знатоков дети самостоятельно выбирают тему для исследований по предложенным картинкам (например, с изображениями воды, света, воздуха, вулканов, звуков, молока и т.д.). Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения. Затем выделяют часть  для домашней работы  с родителями (поиск иллюстраций или ответа на интересующий всех вопрос по исследуемой теме), выбирают главных исследователей (одного, двух, трех) и определяют их часть работы. Проводятся беседы, направленные на предварительное знакомство с исследуемой темой. (См. приложение №7). Далее в течение определенного времени «знатоки» занимаются самостоятельным поиском информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта  и назначают время для мониторинга. (См. приложение №8). На нем могут присутствовать не только члены клуба, но и все желающие дети и родители. Надо отметить, что члены клуба имеют бейджики со своими именами. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Конечным результатом работы по теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов. (См. приложение №9).

 В перерыве между занятиями клуба дети приглашаются  в игровой центр «Занимательный серпантин». Здесь с помощью словесных игр и различных упражнений воспитатель заинтересовывает детей в дальнейших исследовательских поисках. Например, постановка проблемных вопросов, гипотез или простейших ситуативных моментов и их разрешение способами, предложенными детьми. Далее целесообразно выбрать из них самые эффективные и самые фантастические предложения, в ходе их проверок посредством опытов и экспериментов (конечно, по возможности). Такие игры формируют у детей культуру мышления, умение выводить свои умозаключения, доказывать их правоту или признавать их ошибочность.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данного проекта. Поэтому очень важно в начале года провести родительское собрание, на котором заслушивается консультация «Движущие силы исследовательского поведения детей» (см. приложение № 10), цель которой заинтересовать родителей в поддержке данного проекта и всемерно оказывать помощь детям и педагогам. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

После проведения такой плодотворной исследовательской работы целесообразно в конце учебного года устроить чаепитие. К этому дню очень важно отметить результаты исследовательской деятельности в виде специально организованных выставок: выставки детских работ «Моя научная работа», фотовыставки «Хотим все знать» и  выставки «Генеалогическое древо». А также непременно отметить активность и поощрить каждого участника клуба «Грамотами за жажду знаний», а родителей «Благодарственным письмом за поддержку своего ребенка в исследовательской работе» от научного руководителя (воспитателя группы)  Клуба знатоков «Я познаю мир». (См. приложение № 11).


Заключение

 

         В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.  

         Опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности  использования в дальнейшей работе. Такой вывод делается исходя из результатов обследования детей, проводимых воспитателями, тифлопедагогом группы и педагогом-психологом ДОУ, в конце каждого учебного года. Сравнение диаграмм результатов обследования показывает, что гипотеза, поставленная в данном проекте, полностью подтверждается. (См. приложение №12). На это также указывает анализ успеваемости наших выпускников в начальной школе. (См. приложение №13).

Таким образом, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей, тифлопедагога и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

В дальнейшем в работе с детьми планирую ввести методы и приемы исследовательской работы в занятия по РЭМП. В первую очередь это будут занятия по ознакомлению с цифрами и составом чисел до 10, так как именно эта часть работы по РЭМП вызывает у определенной группы детей трудности в усвоении данного материала. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн