Программа элективного курса "Русский язык в реке времени".
Паспорт программы:
1.Автор: Алина Альбертовна Кудрявцева, учитель русского языка и литературы
2.Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение «Вятская средняя общеобразовательная школа»муниципального образования «Советский муниципальный район» Республики Марий Эл.
3.Название программы: «Русский язык в реке времени»
8.Объем нагрузкина учащихся в год или в неделю: 1 ч. в неделю
Пояснительная записка
Элективный курс "Русский язык в реке времени" направлен наязыковое развитие, нравственно - патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников, формирование у них ценностей ориентации на осознаниерусского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современногообщества, на формирование любви и уважения к русскому языку.
Технологии, используемые в процессе обучения, ориентированы наовладение общеучебными умениями и навыками, что позволит успешно осваиватьпрограмму старшей профильной школы (решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам,ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельная исследовательскаяработа с языковым материалом, выразительное чтение).
Развивающий, деятельностный характер обучения в курсе"Русский язык в реке времени"усиливает в базовом содержании образования по русскому языку практическую направленность и процессуальный компонент.
Курс"Русский язык в реке времени"имеет серьезный научный потенциал ипозволяет школьникам приобрести ключевые компетентности и опытсамостоятельной учебно-исследовательской деятельности в процессе рассмотрения исторически развивающейся системы языка.
Цели элективного курса:
повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
Формы обучения:
1.Лекции учителя с различными видами заданий.
2.Доклады, рефераты, сообщения обучаемых.
3.Работа с литературой.
4.Исследование некоторых языковых явлений.
5.Наблюдение над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях.
6.Поиск материала в сети Интернет.
7.Работа в группах.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение
Литература для учащихся:
1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., Универсальные дидактические материалы по русскому языку (8-9 классы).- СПб., 1997.
2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И.Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. - М., 2001.
3.Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". - Ростов н/Д, 1998
4.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. - М.: "Аванта +",1998.
Литература для учителя:
1.Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Предпрофильное обучение ,
8 класс. М, Вербум - М, 2005.
2.Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому
языку в средней школе: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М., 1985.
3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1978-
1980.
4.Добродомов И.Г. Статьи в журнале " Русский язык в школе ".
5.Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
6.Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. - М, 1979.
7.Шанский Н.М., Бодрова Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М.,
1994.
8.http://www.ruscenter.ru/33.html
9.Русский язык. 10-11 классы. Элективный курс «Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества). Составитель Н.М.Божко. – Волгоград, издательство «Учитель», 2006.
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности;
Оценка результатов обучения.
Текущая работа по элективному курсу оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Критерии оценок.
Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка “1” ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Темы индивидуальных заданий для обучаемых (по выбору).
Темы докладов:
1.Общеиндоевропейский язык – основа.
2.Праславянский язык.
3.Возникновение восточнославянского (древнерусского) языка.
4.История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ.
5.Азбука Ивана Федорова.
6.«Букварь» Василия Бурцева.
Темы рефератов:
1.Подвиг Кирилла и Мефодия»
2.Краткая история русского алфавита
3.Краткие сведения из истории русской графики и орфографии
4.Изменения начертания букв и современные их названия
5.«Первородные и усыновленные слова» (Я.Козловский)
Темы исследовательских работ:
1.«О судьбе некоторых букв – ять, ферт, ижица, ер».
2.Буква становится словом ( об истории букв добро, мыслете, аз, он, ук, покой).
3.«Не жалея живота своего…» (история слова живот).
4.«Древние русские имена» (тайны имен и прозвищ)
5.«Старые русские имена иноязычного происхождения (Игорь, олег, ольга и т.д.)»
6.«Революционные имена» .
7.«Исследование прозвищ учеников школы».
8.«История возникновения производных предлогов (между, около, благодаря».
9.«Слова на – иссимо в нашей речи».
10.«О неологизмах английского происхождения в современном русском языке».
11.«О слове пурпурный».
12.«Синий, синий, голубой. Всегда ли слово было изгоем».
Индивидуальные задания
1.Составить небольшой словарь старославянских переводов
2.Поиск иллюстраций на тему «Глаголические памятники»: Киевские листки, Мариинская рукопись, Сборник Клоца, Синайская псалтырь; На тему «Кирилловские памятники»: Савина книга, Остромирово Еванглие, Хиландарские листки.