Вы не зарегистрированы

Авторизация



Освобождение посёлка Вырица от немецко-фашистских захватчиков

Фото пользователя Наталья  Юрьевна Ерёмина
Submitted by Наталья Юрьевна Ерёмина on пн, 12/04/2010 - 19:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ерёмина Наталья Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ "Вырицкая СОШ №1"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Краткое описание: 
Историко-краеведческая игра "Что? Где? Когда?", посвящённая снятию блокады Ленинграда и освобождению посёлка Вырица от немецко-фашистских захватчиков.

 

 

Историко-краеведческая игра « Что? Где? Когда?», посвящённая снятию блокады Ленинграда и освобождению посёлка Вырица от немецко-фашистских захватчиков.
Цели игры: формирование чувства патриотизма, чувства сопричастности с событиями Великой Отечественной войны;
развитие познавательного интереса к отечественной истории на основе
 краеведческого материала;
 формирование яркого, образного представления о борьбе нашего народа с немецко-фашистскими захватчикамиконкретизация и закрепление знаний о событиях В.О.в.
Организация игры: 1- заранее участники игры изучают краеведческий материал в школьном музее, в поселковой библиотеке, дополнительную литературу о блокаде Ленинграда; 2- составяются три группы участников, среди которых выбирается капитан; 3- выбирается жюри; 4- подготавливаются музыкальные номера.
Оборудование: картонный круг, на котором раскладываются задания; волчок со стрелкой; магнитофон, песочные часы, сигнальный прибор,чёрный ящик, три разноцветных флажка.
Ход игры:
Звучит музыка ( песня о войне, отрывок из 7-ой симфонии Шостаковича и т.д.)
1- Вступительное слово ведущего:   «На Ленинград обхватом с трёх сторон
                                                                шёл Гитлер силой сорока дивизий.
                                                                Бомбил. Он артиллерию приблизил.
                                                                 Но не поколебал ни на микрон,
                                                                Не приостановил ни на мгновенье
                                                                Он сердца ленинградского биенье
    Сегодня мы проводим историко-краеведческую игру «Что? Где? Когда?», посвящённую снятию блокады Ленинграда освобождению нашего посёлка от немецко-фашистских захватчиков. Участвуют в игре знатоки военной истории нашего края. Прошу игрокам занять свои места (звучит тихая, но торжественная музыка): команда № 1( объявляются участники), команда № 2( //-//-//-//), команда № 3 (//-//-//-//).
За каждый ответ на вопрос команда получает одно очко. В задании может встретиться от 1-ого до 4-ёх вопросов, таким образом команда в случае ответа получает соответствующее количество баллов ( 1,2,3,4). На обсуждение даётся 1-а минута. По сигналу обсуждение прекращается. Принимается досрочный ответ, для этого необходимо капитану поднять флажок. По очереди каждая команда вращает волчок, ей же принадлежит право ответить первой. Во время обсуждения в зале должна быть тишина среди зрителей. Инспектора следят за подсказками. Жюри оценивает ответы.
Итак, игра началась».
2- После жеребьёвки представитель первой команды крутит волчок, стрелка указывает на конверт с заданием. Задание оглашается ведущим, по сигналу начинается и прекращается обсуждение вопросов в командах. При выпадении « скрипичного ключа»- музыкальная пауза (исполняются подготовленные заранее музыкальные номера).
Возможные задания:
1-«26 июня 1941 года по радио начал работать метроном. Звучание метронома стало символом ленинградской блокады. Что означало его мерное тиканье?» (предполагаемый ответ: радиоточка в исправности, включена она должна быть постоянно на случай воздушной тревоги).
2-«Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали 3-и ленинградских лётчика.1)Назовите их имена2).За какой подвиг им было присвоено это звание?» ( Пётр Харитонов, Степан Здоровцев, Михаил Жуков таранными ударами сбили три самолёта противника).
3-«На Пулковских высотах 15 января 1942 года погиб зачинатель снайперского движения на Ленинградском фронте Феодосий Смолячков. В чём состоял его подвиг?»
( Уничтожил 125 гитлеровцев 126-ю патронами).
4-«Дата- 9 августа 1942 года, место - Большой зал  ленинградской филармонии, дирижёр - Элиасберг. О каком событии идёт речь?» ( Исполнение в осаждённом Ленинграде седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича).
 
5-«Я говорю с тобой под свист снарядов,
    угрюмым заревом озарена.
     Я говорю с тобой из Ленинграда,
  Страна моя, печальная страна.
Её голос в течение блокады слушали миллионы ленинградцев. Он давал людям веру, помогал выжить. Кто эта женщина?» ( Ольга Бергольц, советская поэтесса, военный корреспондент ленинградского радио).
6- « 1)Когда впервые по ледовой дороге Ладоги прошёл первый обоз?2)Что он из себя представлял?».( 20 ноября 1941 года- конно-санный обоз в 350 упряжек; 22 ноября1941-первая автоколонна в 60 машин).
7-«Блокадный хлеб. Из чего он состоял? Какова была самая низская норма выдачи хлеба?» ( Мука, отруби, целлюлоза, мякина; 250г-рабочим,125г-всем остальным).
8-«Что находилось в старом здании Вырицкой школы №1 во время войны?» ( Лагерь военнопленных).
9-«Освобождение Вырицы. Советская разведка донесла, что в Вырице оставлена большая группа немецких факельщиков. 1)Какова была их роль? 2)Выполнили ли они свою задачу?» ( Факельщики должны были облить горючей смесью все дома в посёлке. Успешная операция группы советских автоматчиков, состоявшая в быстром продвижении в обход через лес, захват моста и бой в тылу врага, не дала выполнить немцам свою задачу).
10-« Какой героический поступок совершилагруппа бойцов во главе с команидиром
14-ого полка 72-ой дивизии лейтенантом Ливановым?» ( Узнав, что на станции Вырица стоит эшелон с советскими гражданами, подготовленный к отправке в Германию, Ливанов с группой бойцовсделал смелый налёт на позиции врага, разгромил охрану и освободил людей).
11-« Узнай героя! Бывший председатель Минского сельсовета, политрук 804-ого автомобильного батальона, работал на ладожской трассе, участвовал в освобождении Гатчинского и Т осненского районов, был ранен в боях, получил орден Красной Звезды».
( Наш земляк Лиманец).
12-« 1)Когда была сформирована 72-я дивизия? 2)Кто был её командиром? 3)Какие бои проводила дивизия с 27 января по 6 марта 1944 года?4)Чем ещё прославилась 72-я дивизия?»( 1-17декабря 1943 года ;2-И.И.Ястребов ;3- 27-28 января 1944г. - освобождение Вырицы, Красниц, Ковшово;11 февраля - освобождение Луги; 6 марта-бои за Эстонию; 4- ноябрь 1944 года - участие в освобождении Восточной Пруссии, январь 1945года-выход на польско-германскую границу, май –уничтожение немецкой группировки в Праге).
13-«В немецком городе в 1959 году была открыта улица, которой присвоено имя нашего земляка, боровшегося против гитлеровцев в фашистском застенке. 1-О каком городе идёт речь? 2-Чьё имя присвоено улице? 3- За какой подвиг? 4- Где ещё открыты памятники этому человеку?» (1) г.Лейпциг; 2)Николай Румянцев; 3)За организацию подпольной работы в немецком лагере;4-Памятники в Вырице, в д.Введенское,школа в г. Лейпциге носит его имя),
14-«За какой подвиг Саша Бородулин получил орден Красного Знамени?». (29 июля 1942 года Саша Бородулин прикрывал отход партизанского отряда, он задержал фашистов, но сам погиб. Ему было всего 16 лет).
15-«Узнайте героя! Житель посёлка Вырица, участник обороны Ленинграда, разведчик, принимал участие в разработке плана по освобождению родного посёлка, участвовал в освобождении Польши, Восточной Пруссии, Праги».( Петрук Г.К.).
16-«Каковы были планы фашистского командования до войны и в течение войны относительно Ленинграда?» (По плану «Барбаросса» захват города массированным танковым ударом, затем – блокада и уничтожение с помощью воздушных бомбардировок, был план химической войны «Индатренд»).
17-«Назовите командующих Ленинградским фронтом в течение В.О.В.?»(Жуков, Говоров)
18-«14 января- 1 марта 1944 года проводилась Ленинградско-Новгородская наступательная операция.1-Каково её значение?2- Какими силами осуществлялась эта операция?3- Кто возглавлял фронты?» (1)Снятие блокады, полное освобождение Ленинградской области;2)Ленинградский, Волховский,2-ой Прибалтийский фронты;3)Говоров, Мерецков, Попов).
19-« Всю тяжесть войны на своих плечах вынесли врачи, медсёстры,санитарки.В госпиталях, на переднем крае работали днём и ночью, спасая раненых.Было издано распоряжение: «Медицинский работник должен спать не менее…» О каком количестве часов идёт речь?» (4 часа).
20-«Какими способами были замаскированы от вражеских бомбёжек следующие здания и памятники: 1-Смольный,2-Скульптурные группы Аничкого моста,3-Исакиевский собор?»(1)Смольный был покрыт гигантской сеткой,2)Скульптуры Аничкого моста зарыли в землю,3)Купол Исакиевского собора был покрашен серой краской).
21-«1- Существует подвиг Александра Матросова. В чём он состоит? 2-Один солдат – защитник Ленинграда совершил его ещё до того, как этот подвиг осуществил сам Матросов. Как его имя?;3- Сколько солдат Ленинграда повторили этот подвиг?»
( 1)закрыть своим телом амбразуру вражеского дота; 2)Дмитрий Молодцов;3) 39 человек).
22-« Внимание, «Чёрный ящик»! Символом Ленинградской блокады стала вещь, которая сегодня находится в музее истории Ленинграда. Владелица этой вещи была вывезена на Большую землю, там за её жизнь боролись два года, но спасти так и не смогли. У каждого из вас есть предмет, имеющий такое же название. Что находится в ящике?» ( Дневник).
3- Завершающий этап игры. Жюри подводит итоги (во время подсчёта баллов звучит тихая, но жизнеутверждающая музыка).
Жюри объявляет и награждает победителей игры.
Заключительное слово ведущего: Тяжёлое время войны хочется скорей забыть. Но каждый год 28 января в день освобождения посёлка Вырица все его жители склоняют головы перед теми, кто не жалел своей жизни,борясь с фашизмом. Пока люди помнят об этой войне, знают, какой ценой досталась победа, они будут беречь мир. Как предупреждение звучат слова фронтового поэта Юрия Воронова:
«Опять война, опять блокада…                             Но для того, чтоб на планете
 Быть может нам про всё забыть?                          Не повторилось той войны,
 Мне часто говорят: не надо,                                  Мне надо, чтобы наши дети
 Не надо память бередить.                                      Об этом помнили, как мы».

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района