Занятие в подготовительной к школе группе «Чему учит сказка», Наминация "Воспитывающий урок"
Submitted by Людмила Николаевна Пшеницина on чт, 15/04/2010 - 12:32
Орг.момент. Фоновая музыка «Барган»
Воспитатель собирает детей в круг (на экране карта России , следующий слайд- Север).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. Это наша большая Родина Россия.(слайд Север), а вот её Север. Как вы уже ребята знаете, что у каждого человека есть свой родной уголок – это место, где он родился и вырос.
Мы с вами живем в холодном и суровом крае, имя которому Таймыр Это край огромных заснеженных просторов, долгих вьюжных полярных ночей, удивительных по красоте северных сияний, смелых и трудолюбивых людей. Таймыр – это наша маленькая и горячо любимая Родина.(Слайд полуострова)
Ребята, вы любите свою Родину.
Дети:
Я с малых лет люблю Таймыр,
Укрытый тундровым ковром.
Здесь Родина моя, мой мир,
Мои снега и теплый дом.
Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие по Таймыру?
Но мы с вами отправимся в необычное путешествие, а в гости к тетушке Огдо.
Как вы думаете, на чем мы можем добраться до стойбища Огдо? (Ответы детей)
Помните, как поется в песне:
Пароход – хорошо,
самолет – хорошо,
а олени лучше!
И мы с вами помчимся по заснеженной тундре на упряжке оленей.
П/игра «Оленья упряжка» Мелодия на флэшке № 3.3
Воспитатель: Олени устали, давайте им дадим отдохнуть, сами пойдем пешком. А вот я вижу следы охотника, значит неподалеку чье- то стойбище. Давайте пойдем по следам, но идти будет трудно, сугробы высокие. Чтобы не заблудиться мы пойдем след в след.
Игра «След в след» Мелодия на флэшке № 3.4
(Дети идут по следам друг за другом, выходят из зала в первую дверь, проходят по коридору и входят в зал во вторую дверь).
Дети подходят к чуму тетушки Огдо, она встречает детей.
-Доробо, доготтор!
Здравствуйте, гости дорогие! Я рада вас видеть. Рассаживайтесь перед моим жарким очагом и пусть его жар согреет ваши сердца. В далекую старину, когда у жителей тундры не было ни книг, ни радио, ни телевизора. Собирались и стар и млад в чуме вокруг костра, чтобы скоротать время, и начинали рассказывать друг другу сказки. Не всякому дано было умение запомнить и передать легенду или быль. Только настоящие сказители приносили радость, хорошее настроение, учили думать и жить, многие из них сами эти сказки и сочиняли.
А сказки то были волшебные, о злых духах да добрых людях, о животных умных да глупых, о героях храбрых да о людях мудрых.
История, которую я вам поведаю, случилась в далекие времена. Это было так давно, что если бы снег падал и не таял, то сугробы выросли бы до облаков.
И я вам расскажу сказку ненецкого народа которая называется «Кукушка» Садитесь удобно и слушайте внимательно.Текст (рассказ сказки «Кукушка», рассказ сопровождается слайдами по сказке на экране)
Рассказ сказки сопровождается Мелодия на флэшке № 3.5
НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА “КУКУШКА”
Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.
Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а матери - убирай. Одежду промочат, а мать - суши.
(Чум - жилье ненцев, шатер, зимой покрытый оленьими шкурами, а летом - берестой; пимы - мягкие сапоги из оленьей шкуры. - Прим. редактора)
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:
- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один и не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
Старший говорит:
- Я без пимов.
Другой говорит:
- Я без шапки.
Третий говорит:
- Я без одежи.
А четвертый и совсем ничего не отвечает.
Сказала тогда мать:
- Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Засмеялись дети и из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец старший захотел есть - заглянул в чум.
Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.
(малица - верхняя одежда ненцев, сшитая из оленьих шкур. - Прим. редактора)
И вдруг малица перьями покрылась.
Берет мать доску, на которой шкуру скоблят, и доска та хвостом птичий становится. Наперсток клювом железным ей стал.
Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
- Мама, мы тебе водички принесли.
Отвечает им мать:
- Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.
Меньшой сынок кричит:
- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали:
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.
Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут - там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.
А по тундре с той самой поры красный мох стелется.
.
1.Вопросы по тексту: 1.Вам понравилась сказка?
2..Как вы думаете, от чего заболела мама? (От тяжелой работы).
3..Сколько детей было у женщины?(4)
4.5.Скажите почему мать превратилась в кукушку?
5.Что ответил старший сын маме, когда она попросила воды? (второй, третий, четвертый).
7.10.Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
8.11.Что бы было если бы дети помогали маме? Дети поняли что они поступили неправильно по отношению к маме?
9.12.Как должны были вести себя дети? (Не обижать маму, а если это случилось, извиниться).
Тетушка Огдо: Ребята, а вам жалко этих детей? вы хотите помочь им вернуть маму и изменить конец сказки? Давайте с вами попробуем.
(Делю на две команды)
Тетушка Огдо: Ребята, у вас такие добрые сердца вы придумали такой хороший конец сказке.Я уверенна, что вы никогда не будете поступать плохо по отношению к своей маме. Думаю, что мама – кукушка простит своих детей и вернется к ним обратно, будут они жить долго и счастливо. А когда люди счастливы, они улыбаются. Так давайте улыбнемся друг другу.
Психогимнастика «Солнце» Мелодия на флэшке № 3.6
Давай мой друг обнимемся, (дети обнимают друг друга)
И над землей поднимемся. (берутся за руки и поднимают вверх)
Тепло сердец объединим, (имитируют воображаемый образ сердца)
И станем солнышком одним.(берутся за руки в кругу)
Тетушка Огдо: Молодцы ребята! Вы умеете слушать и играть. А сможете ли вы сотворить чудо? (Да) И так, будущие волшебники подходите все ко мне, я вам покажу что мы будем делать. У меня есть не законченная картина, её нужно дорисовать, но рисовать мы будем необычными красками и карандашами, а цветными опилками. Хотите попробовать?
Мелодия на диске № 0,33
Дети выкладывают красные опилки на часть картины, на которую заранее нанесен обойный клей. После окончания работы, воспитатель стрясает лишние опилки, открывает вторую половину картины и показывает детям законченную композицию. На картине изображено огромное сердце из красных опилок на желтом фоне. Дети любуются картиной, делятся своими впечатлениями (сердце- знак любви к своим близким).
Тетушка Огдо: Что это? (Это огромное сердце. )Как вы думаете, чье это огромное, доброе сердце? (Это сердце мамы).
Я думаю, что каждая мама готова отдать за вас свое сердце. Мама нам дарит любовь и ласку. Когда нам больно, мама нас жалеет, лечит, и нам становиться легче. Когда нам весело, мы вместе с ней смеёмся и играем, а когда грустно она нас обнимет и сразу становиться легче.
Ребята, сердце, которое мы с вами сделали, останется в моей волшебной книге сказок. Но и вас без подарка я не оставлю. У народов севера есть такой обычай, гостей без подарка не оставлять. Принимайте, гости дорогие, варенье из морошки и голубики. Приедете в детский сад чайку попьете и других детей угостите, от меня. Дети возвращаются по следам и уходят в группу.