ДОКЛАД
«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ,
ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ»
Рюмина Г.Н.
06.11.2009
Задача каждого педагога в работе со школьниками – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого нужно эффективно использовать метод проектной деятельности. Метод проектов занимает особое место среди большого многообразия инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых педагогами в настоящее время в обучении школьников.
Одним из условий организации проектной деятельности является самостоятельная работа учащихся в процессе решения поставленной задачи. Но все же ученикам не обойтись без помощи руководителя- преподавателя, завуча и иногда директора школы.
Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Поэтому для учащихся данного возраста необходимы программы творческого развития.
Важно как можно раньше выявить творческие способности детей, улучшить контакт с ними, дать эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Проектная деятельность формирует у школьников определенную систему интеллектуальных и практических умений. Метод проектов- это самое рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в процессе решения конкретных проблем.
Общие цели проектной деятельности:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
-развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
-развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;- развитие критического мышления.
Проектная деятельность должна совмещать учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, иметь общую цель, согласованные методы, способы деятельности и быть направленной на достижение общего результата. Для этого необходимо заранее выработать представление о конечном продукте и об этапах реализации проекта.
Процесс обучения проектной деятельности основывается на «педагогике удивления» , путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
Главным в работе ученика над проектом является ответ не только на вопрос «как мы это делаем», но и «зачем мы это делаем», « что я лично могу сделать для решения этой проблемы».
Для проектной деятельности очень важен результат и возможность его публично представить.
В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а преподаватель в роли консультанта. При этом структура деятельности преподавателя и ученика при использовании метода проектов существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Структура деятельности преподавателя и ученика
при использовании метода проектов.
Ученик
|
Преподаватель
|
Определяет цель деятельности
|
Помогает определить цель деятельности
|
Открывает новые знания
|
Рекомендует источник получения информации
|
Экспериментирует
|
Раскрывает возможные формы работы
|
Выбирает пути решения
|
Содействует прогнозированию результатов
|
Активен
|
Создает условия для активности учащегося
|
Субъект обучения
|
Партнер ученика
|
Несет ответственность за свою деятельность
|
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
|
Следует выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. К ним относятся:
-исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
-социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
-оценочные ( оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
-рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?» «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность- время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Все сказанное справедливо и по отношению к учащимся младших классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на умения, однако начинать вовлекать учащихся младших классов в проектную деятельность нужно обязательно. Нельзя рассматривать их возраст как недостаточный для метода проектов. При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.
Метод проектов состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Представление темы проекта.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Для проекта требуется социально значимая проблема, знакомая учащимся.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идет ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2.Выбор проблемы.
Выбор проблемы заставляет школьников включиться в самостоятельную работу. Проблема должна находиться в области их познавательного интереса и в зоне их развития.
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «что мы хотим узнать?», «важны ли для нас такие вопросы?».
Идет формулировка проблем и выбор главной среди них. Определяются цели исследовательской деятельности.
Этап3.Формулировка подтем ( мелких проблем).
Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы , которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации педагогом.
Кроме того важно ставить учебные цели по овладению приемами проектирования. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?»
Этап 4.Планирование работы.
В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5.Осуществление проекта.
Самостоятельная работа участников проекта по группам ( сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
От преподавателя потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязывать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться ( интернет, справочники, художественная литература, учебники)?
Этап 6.Представление проекта (защита).
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности –презентация ( защита) проекта.
Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности, озвучиваются предложения по разрешению проблем. Важно ,чтобы дети ощутили необходимость в той работе, которую они проделали и почувствовали атмосферу праздника от того , что они доставили радость людям.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
-Почему вы начали разрабатывать этот проект?
-Соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?
-Как оценили вашу работу посторонние люди и те, кто будут использовать ваш проект?
Также необходимо помочь учащимся оценить процесс проектирования. Для этого используются следующие вопросы:
-Правильно ли вы сформулировали задачу?
-Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?
-Обосновали ли вы цели и задачи?
-Обосновали ли вы свое решение при выборе одной идеи?
-Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
-Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
Целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Выступление учеников должно быть построено из ответов на следующие вопросы:
-Почему они начали разрабатывать именно этот проект? Для кого он предназначен?
-Какова основная идея вашего проекта?
-Какие еще идеи были у вас? Почему вы их отвергли?
-Какие использовались материалы?
-Достаточными ли знаниями и умениями вы обладали или пришлось чему- то учиться?
Сколько времени понадобилось на создание проекта?
-Какое оборудование использовали?
-Кто вам помогал? (Краткая характеристика процесса выполнения проекта.)
-По каким этапам выполнялся проект? (Краткая характеристика этапов.)
- Какими источниками информации пользовались?
Этап 7.Оценка проекта.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер.
Учащихся, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в младших классах должен быть поощрен каждый учащийся, участвовавший в выполнении проекта. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой – либо» номинации.
Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект» и другие…
Результатами проектной деятельности учащихся могут быть альбом, стенгазета, журнал, книжка- раскладушка, коллаж, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, реферат.., серия иллюстраций, сказка, справочник, сценарий праздника и многое другое.
Хотелось бы отметить, что если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно ,чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектом, иначе не реализуется главная идея метода. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учащихся при выполнении ими проектной деятельности.
Хочется еще раз подчеркнуть, что проект- это цельная работа ,в которой оценивается конечный продукт, представляющий собой новое знание или опыт, и которая выполняется учащимися самостоятельно (под руководством педагога или с помощью родителей.)
Самостоятельность выполнения проекта обеспечивается наличием реальной практической задачи.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Описание проблемы
Цель проекта
Задачи
План деятельности (рабочий план реализации проекта)
Ожидаемые результаты реализации
Презентация (защита проекта)
|